Дело № 2-1-1873/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Буторовой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 28 сентября 2020 года гражданское дело по иску Прокурора Тарусского района в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» о выполнении работ,
УСТАНОВИЛ:
10 января 2020 года прокурор Тарусского района Калужской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на государственное казенное учреждение Калужской области «Калугадорзаказчик» (далее по тексту – ГКУ КО «Калугадорзаказчик») обязанности в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять необходимые и достаточные организационные и финансовые меры к устранению нарушений, выявленных при обследовании состояния автомобильной дороги «<данные изъяты>», обеспечить выполнение капитального ремонта дорожного покрытия автодороги в соответствии с техническими характеристиками. Уточнив требования, просил обязать ответчика в срок до 01.07.2021 года: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 земельное полотно, полосу отвода, водоотвод, обочины автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью 33,1 км; привести в соответствие с требованиями Технического регламента ТС «Безопасность автомобильных дорог» 014/2011 асфальтобетонное покрытие автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью 22,872 км, щебеночное покрытие автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью 10,228 км; заменить 4 многоочковых, 25 одноочковых труб на протяжении автомобильной дороги «<данные изъяты>»; установить 281 дорожный знак, 28 дорожных столбиков на протяжении автомобильной дороги «<данные изъяты>» в соответствии с Проектом организации дорожного движения автомобильных дорог Тарусского района; установить автобусные павильоны на км 1+154 (Ильинское), 2+646 (Романовка), 4+632,4+852 (Похвиснево), 8+048 (Вятское), 15+126 (Лысая гора), 18+312 (Кресты), 22+059 (Латынино), 20+141 (Ям) с устройством заездных карманов и посадочных площадок в соответствии с ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
В обоснование требований сослался на то, что данные обстоятельства способствуют созданию аварийных ситуаций, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство дорожного хозяйства Калужской области.
В судебном заседании прокурор Ивлева З.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» по доверенности - Митюшкин Г.В. возражал против уточненных исковых требований.
Представитель третьего лица министерства дорожного хозяйства Калужской области по доверенности – Костяев С.Д. возражал против удовлетворения иска.
Представитель ОГИБДД ОеМВД России по Тарусскому району в суд не явился.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Тарусского района Калужской области совместно с отделом ГИБДД ОеМВД России по Тарусскому району Калужской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «<данные изъяты>».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения. ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 г ода «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 г.).
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом установлено, что автомобильная дорога «<данные изъяты>» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Калужской области (идентификационный номер – 29 ОП РЗ 29К-008) и входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области, утвержденный Постановлением Правительства Калужской области от 11 октября 2010 года № 401.
Из материалов дела следует, что указанная автомобильная дорога находится в собственности Калужской области, на основании Приказа № 604-п Министерства экономического развития Калужской области от 18 августа 2011 года, в оперативном управлении – ГКУ КО «Калугадорзаказчик».
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что Согласно технического паспорта дороги «<данные изъяты>», утвержденного Министерством дорожного хозяйства Калужской области, автомобильная дорога «<данные изъяты>» имеет протяженность 33 100 м, из них 28 006 м имеет 4 категорию, а 5 094 м имеет 5 категорию.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги ОГИБДД ОеМВД России по Тарусскому району от 17.10.2019 года, дорожное полотно указанной дороги не соответствует технической документации.
24.03.2020 года прокуратурой района с привлечением должностных лиц ГКУ КО «Калугадорзаказчик», ООО «Дорстройсервис», администрации МР «Тарусский район», ОГИБДД ОеМВД России по Тарусскому району проведена проверка дорожного полотна автомобильной дороги «<данные изъяты>», протяженностью 33,1 км.
Проверкой установлено, что земляное полотно исследуемой автомобильной дороги находится в неудовлетворительном состоянии. В полосе отвода на всей протяженности заросли древесно-кустарниковой растительности. Кроме того, водоотвод на всей протяженности находится в неудовлетворительном состоянии, неукрепленные обочины занижены и частично разрушены.
С км 0+000 по км 12+231, с км 15+369 по км 15+755, с км 16+355 по км 16+577, с км 18+273 по км 26+688, с км 30+695 по км 31+782, с км 32+569 по км. 33+100, протяженностью 22,872 км, асфальтобетонное покрытие практически отсутствует, в наличие ямочность, пучинообразование, сетка трещин, колейность, разрушение кромок. Щебеночное покрытие, протяженностью 10,228 км, в неудовлетворительном состоянии.
Проверка искусственных сооружений показала, что на трубах отсутствуют оголовки, произошла деформация и расхождение колец.
При проверке обустройства автомобильной дороги установлено отсутствие 281 дорожных знака и сигнальных столбиков. На км 1+154 (Ильинское), 2+646 (Романовка), 4+632,4+852 (Похвиснево), 8+048 (Вятское), 15+126 (Лысая гора), 18+312 (Кресты), 22+059 (Латынино), 20+141 (Ям) автобусные павильоны требуют замены с устройством заездных карманов и посадочных площадок.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены стороной ответчика.
Истцом указано, что ответчиком, вопреки требованиям действующего законодательства, не обеспечено надлежащее состояние автомобильной автодороги «Таруса-Лопатино-Барятино-Роща», что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Судом также установлено, что ГКУ КО «Калугадорзаказчик» осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной программой Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области», утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 06 февраля 2019 года № 68 со сроком реализации в 2019-2024 годы.
В соответствии с пунктами 4.13, 4.16 указанной программы функции по исполнению программных мероприятий, связанных с осуществлением дорожной деятельности: строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений, в том числе по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на территории Калужской области, в качестве государственного заказчика исполняют государственные учреждения, подведомственные министерству дорожного хозяйства Калужской области, дополнительная информация по мероприятиям подпрограммы утверждается приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области о реализации государственной программы Калужской области «Развитие дорожного хозяйства Калужской области» на соответствующий финансовый год и плановый период.
В целях реализации Государственной программы Приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области от 20 декабря 2019 года № 181 утвержден перечень дорожных объектов, с указанием видом дорожных работ, сроков их выполнения, объемов финансирования.
20 декабря 2019 года между министерством дорожного хозяйства Калужской области и ГКУ КО «Калугадорзаказчик» заключен договор № ДХ-2020 на выполнение функций заказчика-застройщика по осуществлению дорожной деятельности, в частности: строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Калужской области, а также на выполнение функций по организации дорожного движения на 2020-2024 годы.
Подпунктами 2.1.2 и 2.2.1 указанного договора предусмотрено, что министерство дорожного хозяйства, в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере поступления средств на свои счета перечисляет Учреждению средства на финансирование работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, организации дорожного движения и обеспечению безопасности дорожного движения, в объемах, указанных в приложении №1 к договору.
Лимиты бюджетных обязательств для ГКУ КО «Калугадорзаказчик» формируются главным распорядителем бюджетных средств по дорожной деятельности – министерством дорожного хозяйства Калужской области, на основании законов Калужской области об областном бюджете и Государственной программой.
Решение о включении в названную программу каких-либо дорожных работ принимается исходя из комплексной оценки состояния всей сети автомобильных дорог регионального и муниципального значения Калужской области, соответствия их требованиям к обеспечению безопасности дорожного движения, установленных программой основных приоритетов развития автомобильных дорог Калужской области, возникающих первоочередных задач и с учетом предусмотренных на очередной год объемов финансирования (в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5.1 Закона Калужской области от 26 сентября 1996 года №51 «О правительстве Калужской области» на заседаниях Правительства рассматриваются проекты государственных программ Калужской области.
Согласно пункту 9 раздела 1 «Общие положения» «Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации», утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 17 июля 2013 года № 366, государственная программа утверждается Правительством Калужской области.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм закона и пояснений ответчика, заявленные истцом работы должны быть включены в Государственную программу нового объекта, утвержденную Правительством Калужской области.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в установленном законом порядке принято решение о включении указанных видов работ на данном участке дороги в государственную программу Калужской области.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Уставом ГКУ КО «Калугадорзаказчик», утвержденным приказом министерства дорожного хозяйства Калужской области от 31 мая 2006 года, в рамках полномочий ГКУ КО «Калугадорзаказчик» вправе обратиться в министерство дорожного хозяйства Калужской области с предложением о включении работ в государственную программу дорожных работ. Организовать проведение подрядчиком работ и путем заключения государственного контракта и производить их оплату ГКУ КО «Калугадозаказчик» вправе будет только при условии, если эти дорожные работы предусмотрены Государственной программой, Приказом и Договором.
На основании исследованных в совокупности доказательств, в силу вышеприведенных требований закона, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.11.2020 ░░░░