Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г.Самара
Самарский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Давыдовой А.А.
С участием представителя административного истца ФИО4 по доверенности,
представителя административного ответчика ФИО6,
при секретаре Минасян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление № года по иску Тимочкина С.П. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> об оспаривании решения об отказе во внесении сведений в ГКН,
установил:
Административный истец Тимочкин С.П. в лице представителя по доверенности ФИО4 обратился в Самарский районный суд <адрес>, указав, что принял наследство после умершего отца в виде № доли земельного участка площадью № кв.м. по адресу: <адрес> ( в настоящее время <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ обратился в органа кадастрового учета для получения сведений о земельном участке как о ранее учтенном. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ об отсутствии сведений о земельном участке в ГКН. В дальнейшем он получил письмо, в котором даны разъяснения о предоставлении документа в соответствии требованиями п.7 ст. 45 Закона о кадастре. В представленном свидетельстве о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют сведения о фамилии, имени и отчестве должностного лица соответствующего уполномоченного органа власти, выдавшего данное Свидетельство. Согласно полученной архивной выписки из Комитета по управлению имуществом г<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ выдавалось Комитетом по земельным ресурсам, который ликвидирован без права правоприемства. На дату выдачи свидетельства руководителем аппарата администрации, заместителем Главы администрации являлась ФИО2, которая имела право подписи выдаваемых граждан документов. Данную справку он предоставил в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в ГКН изменений о ранее учтенном земельном участке, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ во внесении сведений ему было отказано с рекомендацией предоставления документов, соответствующих требованиям, установленным законодательством.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим т его права и законные интересы как наследника на оформление своих прав, истец лишен возможности поставить земельный участок на кадастровый учет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать данный отказ незаконным и обязать орган кадастрового учета внести соответствующие сведения в ГКН.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности на исковых требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные описательной части решении. Дополнила, что вины истца в том, что свидетельство было оформлено ненадлежащим образом в связи с допущенной технической ошибкой, нет. Предоставить документ, соответствующий требованиям он не имеет возможности.
Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, дело правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ "О кадастре") государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ "О кадастре" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 20 Закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу ч. 17 ст. 45 ФЗ "О кадастре" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, в том числе, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и отсутствуют сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (ч. 18 ст. 45 Закона).
В соответствии с п. 21 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Таким образом, исходя из содержания названных норм, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заявителя на соответствующий земельный участок.
При не предоставлении указанных доказательств, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как установлено судом, одновременно с подачей заявления, на государственный кадастровый учет, заявителем были предоставлены: Свидетельство № № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю, в котором отсутствуют сведения о должностном лице соответствующего уполномоченного органа власти, выдавшего указанное свидетельство архивная выписка N №-№ от ДД.ММ.ГГГГ; архивная выписка администрации г.о. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на момент выдачи указанного свидетельства руководителем аппарата администрации и заместителем главы администрации была назначена ФИО2.
При этом, каких-либо сведений, подтверждающих что свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ подписано ФИО2 в архивной справке отсутствуют, в связи с чем, доводы административного ответчика о том, что представленная архивная справка не подтверждает, что представленное на кадастровый учет свидетельство подписано ФИО2 как лица, наделанного на то соответствующими полномочиями.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у Кадастровой палаты с учетом положений части 17 статьи 45 ФЗ "О кадастре" имелись правовые основания для отказа о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и соответственно оснований для признания незаконным решения кадастрового органа не имеется.
Кроме того, при обращении в орган кадастрового учета административный истец просил внести сведения в ГКН о ранее учтенном земельном участке площадью № к.в.м., в то время как в приложенном к заявлению свидетельстве на землю указана площадь земельного участка – № га.
Таким образом, согласно требованиям действующего законодательства при осуществлении государственного кадастрового учета, данный документ не соответствуют требованиям по форме свидетельства, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № а соответственно не могут быть расценен как документ, подтверждающий предоставление земельного участка, на основании которого осуществляется внесение сведений о ранее учтенном земельном участке.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным оспариваемого решения органа кадастрового учета у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Тимочкина С.П. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ГКН - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ года
Судья А.А.Давыдова.