Дело № 5-674/2021
УИД 13RS0023-01-2021-001732-35
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саранск, ул. Республиканская, д. 94 14 мая 2021 г.
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Скуратович С.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Ушакова Е. Н., <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
по части второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
9 февраля 2021 г. в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия проверки выявлено, что Ушаков Е.Н., занимающий должность заместителя директора по административно-хозяйственной части ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 24, допустил нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий: в нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 отсутствовала социальная разметка поверхностей пола виде сигнальных полос от 1,5 до 2 метров помещений учреждения, в том числе – на входе, перед гардеробными, в учебном корпусе, в рекреационных помещениях перед учебными кабинетами; при входе в главный учебный конкурс отсутствовали обеззараживающие средства для рук (бесконтактные дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук), у преподавательского состава отсутствует достаточное количество одноразовых медицинских масок и перчаток, чем совершил правонарушение, предусмотренное частью второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание Ушаков Е.Н. не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен своевременно и надлежащим образом.
Частью второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть третья статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях; проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях (подпункты "б", "в" пункта 6 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части первой статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4.4 «СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с подпунктами 1.2, 1.3, 8.3, 9.8 - 9.9 «СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ (пункт 8.3).
Согласно подпунктам 1.2, 1.3, 2.1, 2.6 «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Вина Ушакова Е.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела, а именно:
-протоколом об административном правонарушении от 6 апреля 2021 г. № 000160 в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной части ГБПОУ РМ СГПЭК, в котором имеются его объяснения о принятии нарушений к сведению, все нарушения устранены в кратчайший срок;
-приказом №146-к от 2 июня 2008 г. о принятии Ушакова Е.Н. на должность заместителя директора по безопасности ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»;
-приказом №368-к т 31 декабря 2013 г. о переводе Ушакова Е.Н. заместителем директора по административно-хозяйственной части ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»;
-должностной инструкцией заместителя директора по административно-хозяйственной части, утвержденной директором ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» 29 декабря 2013 г., которой предусмотрена ответственность за выполнение правил охраны труда, противопожарной защиты, техники безопасности и санитарным состоянием;
-приказом №24 от 10 апреля 2020 г., которым в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период неблагополучной эпидемиологической ситуации заместителю директора по АХР ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» приказано обеспечить работникам всех структурных подразделений возможность обработки рук кожными антисептиками, в том числе с помощью установленных дозаторов;
-приказом №41 от 31 августа 2020 г. о принятии мер по минимизации общения студентов из разных групп во время перерывов. Ответственность за исполнение возложена на Ушакова Е.Н.;
-приказом №39 от 27 августа 2020 г. «О мерах по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19)», контроль за исполнением которого возложена на заместителя директора по АХЧ Ушакова Е.Н.;
-приказом №19 от 4 апреля 2020 г., которым на Ушакова Е.Н. возложена обязанность по реализации соблюдения мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»: при входе работников в колледж – обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (дезинфицирующими салфетками) с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры;
-приказом №46 от 5 февраля 2021 г. об участии главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия ФИО1 при проведении прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверки исполнения законодательства организации питания обучающихся образовательных организаций;
-актом проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский государственный промышленно-эконмический колледж» от 3 марта 2021 г., которым установлены нарушения пункта 4.4 «СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
-фототаблицами от 9 февраля 2021 г.;
-справкой главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия ФИО1
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывает, поскольку они последовательны и согласованы между собой, и получены с соблюдением норм действующего законодательства.
Действия заместителя директора по административно-хозяйственной части ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» Ушакова Е.Н., допустившего нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в условиях повышенной готовности в образовательной организации, квалифицируются по части второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение, предусмотренное частью второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Обстоятельств, характеризующих совершенное административное правонарушение малозначительным, не установлено.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется, так как в рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части второй статьи 3.4, части первой ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, о чем судам даны соответствующие разъяснения в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. (вопрос № 22).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части первая и вторая статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания, суд, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учел характер и степень общественной опасности совершенного Ушаковым Е.Н. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В силу части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
К исключительным обстоятельствам, суд относит совокупность следующих факторов: не привлечение Ушакова Е.Н. ранее к административной ответственности за однородные правонарушения, признание вины, устранение нарушений в кратчайшие сроки.
С учетом установленных обстоятельств и требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает, что соразмерным совершенному административному правонарушению будет назначение наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, который в данном конкретном случае соответствует характеру правонарушения, целям и задачам законодательства об административных правонарушениях и не свидетельствует об избыточном ограничении прав.
На основании изложенного, руководствуясь частью второй статьи 6.3, статьями 3.12, 23.1, 29.1-29.11, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Ушакова Е. Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате: ИНН №, КПП 132601001, УФК по Республике Мордовия (Управление Роспотребнадзора по Республике, л/с №), счет № № Отделение НБ Республики Мордовия /УФК по Республике Мордовия г. Саранск, БИК 018952501, КБК 14111601061010003140, ОКТМО 89701000, УИН 14104130007300086598.
В соответствии с требованиями частью статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью первой статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья С.Г. Скуратович