Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2021 года
Дело № 2-1152/2021
УИД 51RS0021-01-2021-001062-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Селигеевой В.П.,
с участием представителя истца Петровского И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкуренко Тараса Николаевича к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства,
установил:
Шкуренко Т.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, указав в обоснование и в судебном заседании, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в звании прапорщика, выслуга лет составляет более 15 лет (более 20 в льготном исчислении), уволен с военной службы по контракту в 2010 году в связи с организационно-штатными мероприятиями и сокращением должности.
В период прохождения военной службы, 04 сентября 2009 года, на основании решения жилищной комиссии в/ч 12966 признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт-Петербурге. При этом был проинформирован, что будет уведомлен о распределении ему жилого помещения, для чего оставил необходимые координаты для связи.
С 28 февраля 2005 года со своей семьей проживает в служебной квартире по адресу: ***.
12 октября 2020 года, желая узнать причины столь длительного необеспечения жильем, обратился к ответчику с соответствующим запросом, на который получил ответ, что он исключен из реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, еще в 2014 году.
Поскольку указанное уведомление он не получал, причина исключения из реестра нуждающихся ему неизвестна, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт-Петербурге в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, обязать ответчика восстановить его в реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание истец Шкуренко Т.Н. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель Петровский И.Л. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Чоповская Н.И. настаивала на том, что ни ФГКУ «Северрегионжилье», ни правопреемник данной организации ФГАУ «Росжилкомплекс» каких-либо прав истца не нарушали. Действия по исключению Шкуренко Т.Н. из реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, совершены отделом № 4 ФГКУ «Западрегионжилье», осуществляющим полномочия по обеспечению военнослужащих жилыми помещения до создания ФГКУ «Северрегионжилье».
При этом истцу в самом решении разъяснено, что он будет восстановлен на учете в случае предоставления документов, подтверждающих его право состоять на нем, однако истец с подтверждающими документами в уполномоченный орган не обратился, а подал настоящее исковое заявление в суд, что, по мнению ответчика, является преждевременным, так как непосредственно жилищным органом право Шкуренко Т.Н. на обеспечение жилым помещением не проверено.
Дополнительно пояснила, что истец признан нуждающимся в 2009 году, когда правом на признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения обладали жилищные комиссии. Включение в единый реестр осуществляли КЭЧ, МИС, ОМИС, в зависимости от подразделения, в котором проходил военную службу гражданин. Шкуренко Т.Н. состоял в едином реестре нуждающихся, в программу Алушта внесены соответствующие сведения, но учетного дела в ФГАУ «Росжилкомплекс» нет, в связи с чем истец и был снят с учета.
Третье лицо, привлеченное судом к участию в деле, - войсковая часть 2449 в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещалась по месту нахождения, запрашиваемые судом сведения не представила.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы личного дела истца, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства.
Как установлено судом, Шкуренко Т.Н. заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и относящийся в связи с этим к названной категории, приказом начальника Топографической службы Вооруженных Сил Российской Федерации от 27 апреля 2010 года № 2, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), 11 июня 2010 года исключен из списков личного состава воинской части.
В период прохождения военной службы, 04 сентября 2009 года, на основании решения жилищной комиссии в/ч 12966 истец признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт-Петербурге, уволен с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 79-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Вместе с тем уведомлением от 18 августа 2014 года №08-49/014 отдела № 4 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Шкуренко Т.Н. исключен из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации документов, подтверждающих право состоять на указанном учете.
При этом в данном уведомлении истцу разъяснено право на восстановление в таком реестре в случае предоставления документов, подтверждающих право состоять на жилищном учете.
Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Правом обжалования принятого отделом № 4 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Шкуренко Т.Н. не воспользовался, а обратился более, чем через 6 лет с иском в суд, заявив требования о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. Санкт-Петербурге в связи с увольнением с военной службе по организационно-штатным мероприятия и возложении обязанность на ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что процедура реализации военнослужащими права на жилище строго регламентирована, такое право носит заявительный характер, обращение подается по установленной форме с приложением необходимого пакета документов. По результатам проводимой проверки соответствующий орган выносит решение о признании либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в получении жилого помещения.
Как установлено судом, с таким заявлением и в таком порядке Шкуренко Т.Н. к ответчику не обращался, а лишь имело место уже в ходе рассмотрения данного спора судом обращение истца к ответчику в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений граждан Российской Федерации».
Соответственно, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации не проводил в отношении истца проверку на предмет его соответствия всем необходимым условиям для включения в реестр военнослужащих, подлежащих обеспечением жилым помещением по избранному месту жительства.
Суд принимает во внимание доводы представителя истца о том, что истец уже был принят на учет после проведения проверки жилищной комиссией, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 12966 № 34 от 04 сентября 2009 года, однако в то же время учитывает, что в 2014 году решением уполномоченного органа истец был исключен из реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, данное решение им не оспорено, а истцом заявлены требования о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, что предполагает проведение повторной проверки на дату заявления указанных требований.
Кроме того, суд учитывает, что согласно сведениям, имеющимся в личном деле военнослужащего Шкуренко Т.Н., после увольнения с военной службы из войсковой части 12966 и исключения 11 июня 2010 года из списков личного состава обсерватории, он с 01 июля 2010 года вновь был принят на военную службу в пограничных органах ФСБ России и был уволен с военной службы приказом войсковой части 2449 от 29 января 2010 года № 20-ЛС по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями существует разграничение государственных полномочий по управлению финансами и жилищным фондом в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях их предоставления адресатам права, то есть военнослужащим.
Первоначальным уполномоченным субъектом такого предоставления выступает непосредственно государство - Российская Федерация, но действует она через уполномоченные органы: Министерство обороны, МВД, ФСБ, МЧС и другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы.
С учетом того, что Шкуренко Т.Н. проходил военную службу в органах ФСБ он также мог претендовать на получение жилого помещения и по линии данного ведомства.
Вместе с тем сведения о дальнейшем прохождении военной службы истец в иске не указал, в судебном заседании о данных обстоятельствах не указал, документов, подтверждающих проведение проверки его жилищных прав уполномоченным органом по линии ФСБ, не представил.
Судом предпринимались меры для истребования необходимых сведений в войсковой части 2449, однако запрос суда остался без ответа.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 78, 80 - 90 и 114 Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом споре не вправе подменять собой уполномоченные органы, к компетенции которых отнесен вопрос признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и принятии на жилищный учет, и принимать решения по вопросам их ведения до оценки данными органами жилищных прав Шкуренко Т.Н. по его обращению в установленном действующим законодательством порядке.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░