УИД 28RS0019-01-2020-000660-65
№ 2 – 413/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Злобиной Е.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В.,
представителя ответчика администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области Маценко О.С., действующей на основании доверенности от 9 января 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о возложении обязанности провести проверку приборов учета тепловой энергии на котельных пгт. Серышево,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Серышевского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к отопительному периоду 2020-2021 гг. Согласно постановлению главы администрации Серышевского района «Об итогах прохождения отопительного сезона 2018-2019 гг. и задачах по подготовке предприятий ЖКХ Серышевского района к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающим организациям рекомендовано предоставить акты и паспорта готовности котельных в срок до 1 октября 2019 года; главам поселений рекомендовано предоставить паспорта готовности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Котельные, расположенные на территории пгт. <адрес> принадлежат на праве собственности муниципальному образованию пгт. Серышево. На основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ котельные, расположенные по адресам: пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес>; пгт. Серышево, <адрес> переданы администрацией пгт. Серышево для осуществления деятельности по теплоснабжению МУП <адрес> «Жилкомэнерго». В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 – 2019 г.г. муниципального образования пгт. Серышево, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии. Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию <адрес> паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии – отсутствие приборов учета на котельных. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества. Кроме того, по итогам проверки готовности объектов ТЭК и ЖКХ к отопительному периоду 2019-2020 Дальневосточным управлением Ростехнадзора, также выявлены нарушения, а именно отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельных пгт. Серышево. Согласно ранее представленной МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» информации котельные пгт Серышево по <адрес> А; <адрес> А; <адрес> А; <адрес>; <адрес>, обеспечены приборами учета тепловой энергии (марки МКТС). С 1 июля 2020 года на территории пгт Серышево начала осуществлять деятельность новая ресурсоснабжающая организация. В ходе настоящей проверки установлено, что приборы учета тепловой энергии на вышеуказанных котельных имеются. Вместе с тем, несмотря на то, что приборы учета тепловой энергии на указанных котельных более 5 лет не проходили поверку, по состоянию на 7 сентября 2020 года данная процедура также не проведена, паспорта на приборы учета отсутствуют. Согласно информации администрации пгт Серышево, принято решение о непроведении поверки имеющихся приборов учета, а приобретении новых, в связи с чем, администрацией пгт Серышево в июне 2020 года проводилась работа по утверждению конкурсной документации на закупку монтажа УУЭТ МКТС еще дополнительно 5 котельных. Учитывая то обстоятельство, что лимиты до заказчика доведены в полном объеме ещё 2 июля 2020 года, однако проведение мероприятий по утверждению конкурсной документации на монтаж УУЭТ МКТС на 5 котельных пгт Серышево и внесению в план – график закупок соответствующей закупки, проводятся с опозданием, главе пгт. Серышево 30 июля 2020 года объявлено предостережение. С целью недопущения нарушений, администрацией района проведены конкурсные процедуры, 2 сентября 2020 года заключен муниципальный контракт №, однако впоследствии расторгнут по соглашению сторон. Таким образом, на пяти котельных пгт Серышево имеющиеся приборы учета тепловой энергии до сих пор не прошли поверку. Новые приборы учета не приобретены и не установлены, что в свою очередь, может привести к срыву предстоящего отопительного периода 2020-2021 года и как следствие неполучение паспорта готовности муниципального образования, а также нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания, гарантированные Конституцией РФ. Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 8, 13, 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 2, 3, 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» просит обязать администрацию пгт. Серышево Серышевского района Амурской области провести поверку приборов учета тепловой энергии на котельных, расположенных по адресам: пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес> А; пгт. Серышево, <адрес>; пгт. Серышево, <адрес>. Решение обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В. в полном объёме поддержав доводы искового заявления, настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области Маценко О.С. не возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе и обращения решения суда к немедленному исполнению.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района является законным и обоснованным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в том числе относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Как следует из материалов дела в ходе проведённой прокуратурой Серышевского района проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что котельные, расположенные по адресам: <адрес> А; <адрес>, <адрес> оборудованы приборами учёта тепловой энергии, однако более пяти лет не проходили поверку, паспорта на приборы учета отсутствуют.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства справки к акту № А-А72-176 от 11 октября 2019 года проверки готовности к отопительному сезону следует, что старшим инспектором отдела государственного энергетического надзора по Амурской области в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проводилась проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. администрации пгт. <адрес>, на основании которого установлено, что администрация пгт. Серышево не готова к отопительному периоду 2019-2020 гг.
Также согласно приложению к акту проверки «Перечень замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г.» не организован коммерческий учёт потребляемой и реализованной тепловой энергии и водно-химический режим котельных.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Согласно ч. 4 указанной статьи до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Из системного толкования указанных норм следует, что на органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ, возложена обязанность оснастить указанные объекты приборами учета тепловой энергии.
Часть 6 ст. 19 Федерального закона 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" включает в себя понятие организации коммерческого учета как мероприятий по установке приборов учета; эксплуатации приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета. При этом организация коммерческого учета может быть возложена как на теплоснабжающую организацию, так и на потребителя.
Между тем ч. 5 ст. 19 Федерального закона 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" возлагает обязанность на владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учета потребителей организовать коммерческий учет тепловой энергии в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 № 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема (п. 15).
В ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В судебном заседании установлено, что котельные, расположенные на территории пгт. Серышево принадлежат на праве собственности муниципальному образованию пгт. <адрес>.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией пгт. <адрес> (арендодатель) и МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» (арендатор) заключён договор аренды муниципального имущества №, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает во временное пользование и владение недвижимое имущество котельных, расположенных по адресам: <адрес>
Факт передачи арендатору указанных котельных подтверждается актом приёма-передачи от 1 декабря 2016 года, подписанным сторонами, где содержатся сведения о том, что имущество пригодно для использования.
Согласно п. 2.1.3 договора аренды арендодатель обязуется обеспечивать нормальное функционирование и техническое состояние инженерно-технических коммуникаций.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из системного анализа приведённых выше норм права обязанность по организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета возложена на собственника объекта – администрацию пгт. <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поверка приборов учета тепловой энергии на котельных не проводилась, что не оспаривается ответчиком и в нарушение ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время наступления отопительного периода на момент рассматриваемого спора, а также то, что замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей пгт. <адрес> в виде необеспечения отоплением, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
С учётом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, руководствуясь приведёнными выше нормами действующего законодательства, учитывая, что данные обстоятельства нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц, а также то, что администрацией пгт. <адрес> осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества не выполнены требования действующего законодательства в части организации учёта используемых энергетических ресурсов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме и возложении на администрацию пгт. Серышево Серышевского района Амурской области обязанности провести поверку приборов учета тепловой энергии на котельных.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о возложении обязанности провести проверку приборов учета тепловой энергии на котельных пгт. Серышево - удовлетворить.
Обязать администрацию пгт. <адрес> провести поверку приборов учета тепловой энергии на котельных, расположенных:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>,
а в случае невозможности проведения поверки приборов учёта тепловой энергии, обязать администрацию пгт. <адрес> приобрести и оборудовать приборами учёта тепловой энергии котельные, расположенные:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд
Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2020 года.
Председательствующий судья И.А. Кузнецова