Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» апреля 2015 года г. Заречный
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Репиной Е.В.,
при секретаре Емельяновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении зала суда гражданское дело по заявлению Казеевой А.А. о признании незаконным постановления Администрации г. Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Казеева А.А. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что постановлением Администрации города Заречного от (Дата) (Номер) ей было отказано в признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как представившей документы, подтверждающие, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает данное постановление незаконным. В обоснование намеренного ухудшения жилищный условий Администрация указала факт перерегистрации из квартиры по адресу: (Адрес) в квартиру по адресу: (Адрес). Однако эти обстоятельства не могут служить доводом к отказу в признании нуждающейся в жилом помещении. До (Дата) заявитель была постоянно зарегистрирована по адресу: (Адрес), собственности в квартире не имела. Данная жилая площадь была продана и она стала проживать у другого сына. По другому решить данный вопрос не имела возможности, поскольку ввиду преклонного возраста, перенесенной операции, требовался постоянный посторонний уход. В настоящий момент нахождение в квартире сына является проблематичным, так как у сына большая семья. Считает, что умышленных действий с намерением ухудшить жилищные условия не совершала, так как проживание в квартире сына было связано с продажей квартиры по (Адрес) и необходимостью постоянного постороннего ухода. Заявитель является вдовой умершего участника Великой отечественной Войны.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным постановление Администрации г.Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) «Об отказе Казеевой А.А. в признании нуждающейся в жилом помещении»; признать Казееву А.А. нуждающееся в улучшении жилищных условий и поставить на учет.
Заявитель Казеева А.А. и ее представитель К.Т.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснив по обстоятельствам заявления.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Заречного Пензенской области – Д.А.М., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, указав, что до (Дата) Казеева А.А. была зарегистрирована по адресу: (Адрес), Указанная квартира четырехкомнатная, площадью 71, 6 кв.м. От права приватизации указанной квартиры Казеева А.А. отказалась. Вместе с тем, за ней сохранилось право бессрочного пользования жилым помещением. На данный момент указанная квартира не продана. Однако Казеева А.А. снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в двухкомнатную квартиру по адресу: (Адрес), где приобрела нуждаемость в жилом помещении. Администрацией данные действия расценены как подпадающие под положение ст. 53 ЖК РФ. Полномочий по оценке мотивов совершения сделки органы местного самоуправления не имеют. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ она возможна исключительно при рассмотрении дела в суде.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) закреплено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до (Дата), и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанных положений Федерального закона принят Закон Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».
Действие указанного Закона распространено на инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма общей площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении на территории (Адрес) установлена 12 кв. м.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Казеева А.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными статьями 20 и 21 Федерального закона "О ветеранах". Своего жилья в собственности либо предоставленного по договору социального найма не имеет.
(Дата) Казеева А.А. обратилась в Администрацию г.Заречного Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области (Номер) от (Дата) Казеевой А.А. было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, поскольку совершены действия по ухудшению жилищных условий.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Судом установлено, что заявитель Казеева А.А. с (Дата) по (Дата) была зарегистрирована и проживала квартире общей площадью 71, 6 кв.м. по адресу: (Адрес).
В указанной квартире также зарегистрированы: К.Л.И. (сноха), К.Н.А. (сын), К.А.Н. (внук), что подтверждается справкой о регистрации (Номер).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласие всех лиц, проживающих в жилом помещении, является обязательным условием для его приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер.
(Дата) был заключен договор передачи квартиры в собственность (приватизации) по адресу: (Адрес), гражданам: К.Н.А., К.А.Н., К.Л.И.
Казеева А.А. отказалась от приватизации жилого помещения, при этом сохраняя за собой право пользования данным жилым помещением, независимо от смены его собственника.
На каждого члена семьи Казеевой А.А. приходилось общей площади жилого помещения по адресу: (Адрес) более учетной нормы (более 12 кв. м).
В (Дата) Казеева А.А. переехала жить к своему сыну К.В.А. по адресу: (Адрес), в качестве члена его семьи. указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доли) К.Т.В. и К.А.В. В данном жилом помещении общей площадью 54, 1 кв.м. кроме заявителя, зарегистрированы 6 человек.
(Дата) Казеева А.А. была снята с регистрационного учета по адресу: (Адрес) и зарегистрирована по новому месту жительства: (Адрес), где на каждого члена семьи общей площади жилого помещения приходится менее учетной нормы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия, изменив место жительства и снявшись с регистрационного учета по адресу: (Адрес), где общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превышала учетную норму, переехав на постоянное место жительства по адресу: (Адрес), где общей площади жилого помещения на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы.
Правовым последствием намеренного ухудшения жилищных условий, в соответствии п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку с момента намеренного ухудшения заявителем жилищных условий не истек 5-летний срок, суд приходит к выводу, что, отказывая Казеевой А.А. в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, Администрация г.Заречного Пензенской области, действовала в рамках предоставленных ей полномочий и в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
Доводы представителя заявителя о том, что Казеевой А.А. не были совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, так как смена ею места жительства носила вынужденный характер, так как на праве собственности ей не принадлежало, переезд вызван продажей жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств этому со стороны заявителя не представлено.
В судебном заседании не оспаривалось, что до настоящего времени квартира по адресу: (Адрес) не продана, из квартиры заявителя принудительно никто не выселял.
Факт обеспеченности в период проживания Казеевой А.А. по адресу: (Адрес), площадью жилого помещения более учетной нормы, со стороны заявителя также не оспаривался.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о вынужденном характере переезда на новое место жительства, не представлено, осуществление постоянного ухода за заявителем, возможно было по прежнему месту регистрации, факта неприязненных отношений между заявителем Казеевой А.А. и семьей сына К.Н.А., с которой она прожила длительное время, не установлено.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку с момента изменения постоянного места жительства и до обращения Казеевой А.А. в Администрацию г.Заречного с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (5 лет), не истек, оснований для признания ее нуждающейся и постановки в данном статусе на учет у органа местного самоуправления не имелось, оспариваемое постановление Администрации г.Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) об отказе Казеевой А.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, издано в соответствии с требованиями закона, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Казеевой А.А. о признании незаконным постановления Администрации г. Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено «27» апреля 2015 года.
Судья -