РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2020 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Тарасовой Т.А.,
с участием представителя истца Веденкиной И.Н. по доверенности Кузнецовой Ю.В., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71 RS0028-01-2020-001013-73 (производство № 2-966/2020) по иску Веденкиной Ирины Николаевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Веденкина И.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований на то, что на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации» 16 декабря 2019 г. она (истец) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.
Между тем, решением от 6 марта 2020 г. ответчик отказал ей (истцу) в назначении досрочной страховой пенсии, не приняв к зачету в специальный стаж периоды, не предусмотренные, по мнению государственного учреждения, Правилами от 11 июля 2002г. № 516, а именно: с 1 октября 1995 г. по 19 декабря 1995 г. (специализация с отрывом от работы); с 1 сентября 2008 г. по 30 сентября 2008 г., с 1 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г., с 10 февраля 2017 г. по 20 февраля 2017 г., с 29 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г. (закрытие на плановый ремонт и дезинфекцию); с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019г. по 17 апреля 2019 г. (нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства); 23 ноября 2016 г. – нахождение в служебной командировке, с чем она (истец) не согласна.
Просит суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку ею (истцом) выработан специальный 30 летний стаж, обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права.
В ходе судебного разбирательства истец Веденкина И.Н. уточнила исковые требования и, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в первоначальном исковом заявлении, просила суд обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 сентября 2009 г. по 1 октября 2019 г., со 2 октября 1995 г. по 30 декабря 1995 г., с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г., 23 ноября 2016 г., а также периоды закрытия учреждения на санитарную обработку, дезинфекцию и ремонт с 1 сентября 2008г. по 30 сентября 2008 г., с 1 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г., с 10 февраля 2017 г. по 20 февраля 2017 г., с 29 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г.; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права – 16 декабря 2019г.
Истец Веденкина И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в установленном законом порядке, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Веденкиной И.Н. по доверенности Кузнецова Ю.В. в судебном заседании доводы уточненного искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям, просила его удовлетворить и обязать ответчика назначить истцу Веденкиной И.Н. досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права – 14 января 2020 г.
Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием у истца требуемого специального стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных основаниях. Полагала, что оспариваемые истцом периоды не включены учреждением в специальный стаж истца Веденкиной И.Н. на законных основаниях, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами от 11 июля 2002 г. №516. Также пояснила, что в случае включения в специальный медицинский стаж истца Веденкиной И.Н. спорных периодов ее специальный стаж по 13 июля 2019 г. составит 30 лет 00 месяцев 00 дней, а право на досрочную страховую пенсию по старости наступит с 14 января 2020 г., то есть через 6 месяцев с момента выработки полного специального стажа 30 лет. Размер индивидуального пенсионного коэффициента Веденкиной И.Н. составит 57,489.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Веденкиной И.Н., заблаговременно и надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истца Веденкиной И.Н. по доверенности Кузнецовой Ю.В., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Карапетян Л.Л., исследовав материалы настоящего и пенсионного дел, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании статей 45, 46 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемого с 1 января 2015 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусматривал право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 16 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ).
Из подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Льготное исчисление работы медсестер-анестезистов в отделениях анестезиологии и реанимации больниц всех наименований предусмотрено и Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющийся приложением к Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также в соответствующем Перечне, являющемся приложением к Списку от 29 октября 2002 г. № 781.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 декабря 2019 г. истец Веденкина И.Н. обратилась в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 6 марта 2020 г. № в назначении досрочной страховой пенсии Веденкиной И.Н. отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, который составил 29 лет 07 месяцев 16 дней.
Из данного решения следует, что истец Веденкина И.Н. в период с 1 августа 1991 г. по 30 сентября 1995 г., с 20 декабря 1995 г. по 7 мая 1996 г., с 18 августа 2007 г. по 4 октября 1997 г., с 10 ноября 1997 г. по 20 декабря 2007 г. работала в должности медсестры-анестизиста в отделении анестезиологии-реанимации в ГУЗ «Тульская областная клиническая больница»; с 9 января 2008 г. по 31 августа 2008 г., с 1 октября 2008 г. по 30 июня 2010 г., с 2 августа 2010 г. по 25 марта 2012 г., с 18 августа 2014 г. по 9 сентября 2014 г., с 10 октября 2014 г. по 31 марта 2015 г. - в должности медицинской сестры-анестизиста отделения анестезиологии-реанимации; с 1 апреля 2015г. по 8 марта 2016 г., с 8 апреля 2016 г. по 22 ноября 2016 г., с 24 ноября 2016 г. по 9 февраля 2017 г., с 21 февраля 2017 г. по 18 марта 2019 г., с 18 апреля 2019 г. по 30 мая 2019 г., с 1 июня 2019г. по 28 июня 2019 г., с 1 июля 2019 г. по 15 декабря 2019 г. – в должности старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации в ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр». Данные периоды засчитаны в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
При этом ответчиком не приняты в зачет специального стажа истца периоды деятельности, связанные с нахождением на курсах повышения квалификации, командировкой и закрытием учреждения на плановый ремонт и дезинфекцию со ссылкой на то, что они не предусмотрены Правилами от 11 июля 2002 г. № 516, а именно: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 октября 1995 г. по 19 декабря 1995 г., с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г., нахождение в командировке – 23 ноября 2016 г.; периоды закрытия учреждения на санитарную обработку, дезинфекцию и ремонт: с 1 сентября 2008г. по 30 сентября 2008 г., с 1 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г., с 10 февраля 2017 г. по 20 февраля 2017 г., с 29 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г.
Между тем, с указанной оценкой данных периодов, произведенной государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное), согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из материалов дела, приказами от 2 сентября 2008 г. №, от 27 июня 2008 г. №, от 10 февраля 2017 г. №, от 20 февраля 2017 г. №, от 8 июня 2010 г. №, от 7 июня 2019 г. №-осн ГУЗ «<данные изъяты>», ГУЗ «<данные изъяты>» закрывался для проведения профилактической обработки и дезинфекции. Оплата указанного времени истцу производилась по среднему заработку, что подтверждается льготно-уточняющей справкой.
Закрытие родильных домов для проведения ежегодной профилактической санитарно-гигиенической обработки и дезинфекции в спорные периоды было предусмотрено Приказом Минздрава Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» и Инструкцией по организации и проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в акушерских стационарах (Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).
В должностные обязанности медсестер-анестезистов в отделениях анестезиологии и реанимации, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н, входит выполнение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима (соблюдение правил асептики и антисептики, правильное хранение, обработка, стерилизация инструментов, приборов, перевязочного материала) в отделении (женской консультации, кабинете).
В связи с этим в периоды проведения в ГУЗ «<данные изъяты>» и ГУЗ «<данные изъяты>» дезинфекции имело место работа истца с выполнением своих прямых обязанностей, за данные периоды истцу Веденкиной И.Н. произведена полная оплата и перечислены страховые взносы, что усматривается из выписки из лицевого счета застрахованного лица Веденкиной И.Н., в которой данные периоды отражены как медицинская деятельность.
Согласно приказу от 15 сентября 1995 г. №; приказу от 21 августа 2014 г. №; приказу от 19 февраля 2016 г. №, приказу от 20 февраля 2019 г. №; льготно-уточняющей справке от 6 февраля 2020 г. №; льготно-уточняющей справке от 13 апреля 2020 г. № в периоды с 1 октября 1995 г. по 19 декабря 1995 г., с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г. имело место направление Веденкиной И.Н. на повышение квалификации; согласно приказу от 27 октября 2016 г. №, 23 ноября 2016 г. истец находилась в командировке. Данные периоды связаны с отрывом от работы с сохранением средней заработной платы в указанных лечебных учреждениях.
В силу положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 вышеуказанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 14 вышеуказанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования2 подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Об этом же указано и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.
При таких обстоятельствах, учитывая, что за периоды повышения квалификации с 1 октября 1995 г. по 19 декабря 1995 г., с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г., нахождение в командировке – 23 ноября 2016 г.; периоды закрытия учреждения на санитарную обработку, дезинфекцию и ремонт: с 1 сентября 2008г. по 30 сентября 2008 г., с 1 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г., с 10 февраля 2017 г. по 20 февраля 2017 г., с 29 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г. истцу была произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, стаж Веденкиной И.Н. представлен в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателем как медицинская деятельность, данный стаж исчисляется в отношении спорных периодов по дату обращения за назначением пенсии в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, то данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца тем же исчислением.
Кроме того, в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу пункта 2 части 1 статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части 1, 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, от 11 июля 2012 г. №156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в командировке приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. по делу №.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и период работы.
В соответствии с положениями статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку ко времени обращения истца в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) 16 декабря 2019 г. с учетом периодов работы, зачтенных в специальный стаж Веденкиной И.Н. ответчиком, и периодов, подлежащих учету по решению суда, она не имела требуемый специальный стаж медицинской работы, однако с учетом продолжения истицей работы в должности старшей медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации в ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр», то есть в должности и структурном подразделении учреждения здравоохранения, поименованных в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющийся приложением к Списку от 29 октября 2002 г. № 781, требуемый специальный стаж истицей выработан на 13 июля 2019 г.
Вместе с тем, в силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2019 г., страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Так, в соответствии с упомянутым приложением № данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (пункт 19 части 1, части 1.1, 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону № 400-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно расчета пенсионного стажа истца Веденкиной И.Н. от 14 мая 2019 г. № с включением в подсчет специального стажа в соответствующем исчислении спорных периодов, требуемый специальный стаж истцом выработан и исходя из приведенных положений законодательства с учетом продолжения ею работы без отвлечений в условиях, удовлетворяющих требованиям Списка от 29 октября 2002 г. №, то есть в должности и учреждении, предусмотренных данным Списком, право на пенсию у истца имеется с 14 января 2020 г., следовательно, пенсия Веденкиной И.Н. должна быть назначена с указанной даты.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и подержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Веденкиной Ирины Николаевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Веденкиной Ирины Николаевны периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 1 октября 1995г. по 19 декабря 1995 г., с 10 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г., с 9 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г., с 19 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г., периода командировки - 23 ноября 2016 г., а также периоды закрытия учреждения на санитарную обработку, дезинфекцию и ремонт: с 1 сентября 2008г. по 30 сентября 2008 г., с 1 июля 2010 г. по 1 августа 2010 г., с 10 февраля 2017 г. по 20 февраля 2017 г., с 29 июня 2019 г. по 30 июня 2019 г. - в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Признать за Веденкиной Ириной Николаевной право на назначение страховой пенсии с 14 января 2020 г. и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) назначить Веденкиной Ириной Николаевной страховую пенсию с 14 января 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено судом 5 июня 2020 г.
Председательствующий