Решение
Именем Российской Федерации
30 мая 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием прокурора Мирошниченко Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-741/19 по иску Макарова Эдуарда Владимировича к Министерству образования и науки Самарской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, единовременной выплаты, материальной помощи, премии, компенсации морального вреда,
Установил:
Макаров Э.В. обратился в суд с иском к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерству образования и науки Самарской области, далее по тексту Министерству) о восстановлении в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истец указал на то, что являлся гражданским служащим указанного Министерства, замещал должность консультанта Управления ресурсного обеспечения образования. Приказом представителя нанимателя Макаров Ю.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Истец полагал, что произведенное увольнение незаконно, поскольку ему не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, а также преимущественного права на замещение данных должностей.
В судебном заседании истец иск уточнил, просил восстановить его на работе в Министерстве в должности консультанта, взыскать с министерства средний заработок за все время вынужденного прогула с 19 марта 2019 года по 15 мая 2019 в сумме 101297 рублей, в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, сумму в размере 10000 рублей, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 29512 рублей, материальную помощь в размере 14756 рублей, премию в размере 5000 рублей, приуроченную к 23 февраля.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Макаров Э.В. уволен с занимаемой должности в соответствии с требованиями закона, поскольку порядок увольнения работодателем не нарушен, о предстоящем увольнении он предупрежден за два месяца, профсоюзный комитет министерства уведомлен о предстоящем сокращении штата и в т.ч. должности, занимаемой истцом, возражения от профсоюзного органа не поступило, от вакантных должностей, соответствующих его квалификации Макаров Э.В отказался. Просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве.
Привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Бондарев С.Г., являющийся председателем профсоюзного комитета Министерства, суду пояснил, что 14.01.2019 профсоюз был уведомлен о возможном расторжении служебных контрактов в связи с сокращением штата, в том числе в отношении должности, замещаемой истцом. В связи с чем, 16.01.2019 проведено заседание профкома. Проверив материалы в отношении всех сокращаемых сотрудников, и не установив нарушений сокращения штата, информация была принята к сведению. Макаров Э.В. к льготной категории, не подлежащей сокращению, не относится. Возражал против удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.
При этом, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.
Судом установлено, что приказом Министерства от 15.03.2011 № 145-ок Макаров Э.В. был принят на должность консультанта управления ресурсного обеспечения образования (ведущая должность гражданской службы категории «специалисты»).
Согласно пункту 2 части 8 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в министерстве Губернатором Самарской области 09.01.2019 была утверждена новая структура министерства после согласования с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 07.12.2018.
Распоряжением Министерства от 14.01.2019 № 13 л/с утверждено новое штатное расписание.
В Министерстве создано новое управление - управление комплексной безопасности и цифровизации образования, в которое были переданы, в том числе функции по противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и подготовке зданий образовательных организаций Самарской области к новому учебному году. При этом указанные вопросы были перераспределены по должностям между специалистами вновь созданного управления, и было принято решение распределить вопросы противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности по двум должностям главных специалистов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 79-ФЗ при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 79-ФЗ представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Министерством было направлено письмо от 14.01.2019 № 3-КУ в профсоюзный комитет министерства о возможном расторжении служебных контрактов в связи с сокращением штата согласно пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе с Макаровым Э.В.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ).
Письмом министерства от 16.01.2019 № 113-ку Макаров Э.В. был уведомлен о том, что штатная единица консультанта управления ресурсного обеспечения образования департамента ресурсного обеспечения образования, организационной и информационной деятельности, которую он занимал, сокращается. С указанным уведомлением Макаров Э.В. ознакомлен 17.01.2019, о чем свидетельствует его подпись.
На основании письма министерства от 05.02.2019 № 126-ку Макарову Э.В. была предложена имеющаяся вакантная должность главного специалиста управления комплексной безопасности и цифровизации образования. С указанным уведомлением Макаров Э.В. ознакомлен письменно 06.02.2019, что подтверждается его подписью.
Своего согласия на перевод Макаров Э.В. не дал, но и не отказался от него. С должностным регламентом по предложенной должности не знакомился.
Для возможного трудоустройства гражданских служащих министерства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упразднённого государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» министерством было направлено письмо от 14.02.2019 № МО-16/409 руководителям органов государственной власти Самарской области была направлена информация о гражданских служащих министерства, замещающих должности, подлежащие сокращению, для возможного их трудоустройства, в том числе по должности консультанта управления ресурсного обеспечения образования, которую замещает Макаров Э.В.
В ответах органов исполнительной власти Самарской области отсутствовали сведения о вакантных должностях, которые могли бы быть предложены сокращаемым государственным гражданским служащим министерства, в том числе по должности консультанта управления ресурсного обеспечения образования, которую замещает Макаров Э.В.
В период с 05.02.2019 по 11.03.2019 работниками кадровой службы неоднократно было предложено выразить Макарову Э.В. свое согласие или не согласие с переводом на предложенную должность главного специалиста управления комплексной безопасности и цифровизации образования, однако до 11.03.2019 Макаров Э.В. не оповещал представителя нанимателя о своем намерении продолжать или прекратить работу в министерстве. Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердил свидетель Лыгина И.В., главный консультант Департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности, в полномочия которой входит кадровое обеспечение сотрудников Министерства. Дополнительно указав, что истец не давал согласия на замещение предложенных вакантных должностей и не просил на ознакомление должностные регламенты на данные должности.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, его показания логичны, последовательны и согласуются с иными исследованными доказательствами.
Показания свидетеля Воронцова А.Н. в части не ознакомления истца с документами при сокращении штата не учитываются судом, поскольку сам свидетель указал, что не всегда находился с истцом в одном кабинете. Кроме того, стороной ответчика не оспаривалось, что с распоряжением о сокращении штата истец не был ознакомлен.
11.03.2019 Макаров Э.В. отказался от предложенной должности главного специалиста управления комплексной безопасности и цифровизации образования, что подтверждается его подписью в уведомлении.
Письмом Министерства от 18.03.2019 № 253-ку Макарову Э.В. была предложена вакантная должность главного специалиста управления комплексной безопасности и цифровизации образования и вакантная должность ведущего специалиста департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности, от которых он отказался, что подтверждается его подписью от 18.03.2019.
Распоряжением Министерства от 13.03.2019 № 146-ок действие служебного контракта с Макаровым Э.В. прекращено (основание: сокращение должности гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ с 18.03.2019.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.
Как следует из должностного регламента Макарова Э.В. от 18.09.2017 и представления-отзыва непосредственного руководителя от 10.11.2015 и отчета о результатах работы консультанта управления ресурсного обеспечения образования Макарова Э.В. за период с 2012-2018 г. к перечню основных вопросов, в решении которых принимал участие аттестуемый, относились в основном вопросы противопожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных организаций.
Согласно сведениям из трудовой книжки и анкеты Макарова Э.В. от 20.01.2011 при поступлении на государственную гражданскую службу следует, что Макаров Э.В. являлся учащимся Пензенского Высшего Артиллерийского инженерного училища, проходил службу в рядах Вооруженных сил, органах внутренних дел (более 14 лет), в том числе по должности оперуполномоченного отделения БЭП Чапаевского ОВД, старшего оперуполномоченного отделения БЭП Чапаевского ОВД, заместителя начальника отделения БЭП Чапаевского ОВД, начальника отделения оперативно-розыскной части УБЭП ГУВД по Самарской области, старшего оперуполномоченного по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Самарской области. Также имеет диплом о присуждении степени бакалавра юриспруденции.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
В период с 05.02.2019 по 11.03.2019 в Министерстве имелись вакантные должности группы «ведущая должность гражданской службы» категории «специалисты»: консультанта в управлении ресурсного обеспечения образования и бюджетного планирования -2 шт. ед, консультанта в мобилизационной группе - 1 шт. ед, консультанта в управлении комплексной безопасности и цифровизации образования- 3 шт.ед., консультанта департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности – 2 шт.ед.
Министерством было принято решение о предложении этих должностей другим работникам министерства.
Так, на вакантную должность консультанта в управлении ресурсного обеспечения образования и бюджетного планирования Спиридонова Н.Е. дала 13.02.2019 письменное согласие. Указанная должность в соответствии с должностным регламентом требует, в том числе умений в области строительства (разработка документации согласно требованиям СНИП, реализация государственной программы Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года и др.). Спиридонова Н.Е. занималась указанным направлением в министерстве с 16 апреля 2018 года, а также на аналогичных должностях в других организациях.
Должность консультанта в мобилизационной группе высвободилась в результате увольнения сотрудника министерства Гребенкина А.В. 18.02.2019. На указанную должность в соответствии с приказом министерства от 06.03.2019 № 131-ок переведен Баленков И.А. Указанная должность требует стажа работы в мобилизационных органах организаций не менее 1 (одного) года и наличие допуска к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>. Баленков И.А. имеет необходимый опыт и допуск к работе со сведениями, "составляющими государственную <данные изъяты>. Кроме того, Баленков И.А. находился в резерве Главного управления по мобилизационным вопросам Самарской области на замещение должностей мобилизационных работников органов исполнительной власти и органов самоуправления Самарской области с 22.01.2014. Главное управление 25.02.2019 согласовало кандидатуру Баленкова И.А. к назначению на должность консультанта мобилизационной группы Министерства.
Вопреки доводам истца допуск к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, Макарову Э.В. прекращен в 2011 г. В связи с увольнением со службы из органов внутренних дел, его карточка на допуск уничтожена в 2018 году, что подтверждается ответом ГУ МВД по Самарской области от 27.05.2019 №1/2852 на запрос суда.
Две должности консультанта в управлении комплексной безопасности и цифровизации образования заняли Кленов В.Н. с основными функциональными обязанностями по организации и обеспечению безопасного хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, установке и настройке средств криптографической защиты и средств технической защиты информации ограниченного доступа) (дата согласия 06.02.2019) и Бондарев С.Г. (дата согласия 05.02.2019) с основными функциональными обязанностями по развитию технического творчества. Указанным направлением Бондарев С.Г. занимается с 21.10.2008.
В личном деле Кленова В.Н. имеется свидетельство о курсе повышения квалификации в негосударственном образовательном учреждении «Сетевая академия «Гранит» с 09.09.2013 по 20.09.2013 в объеме 72 академических часов по теме «Администрирование ОС MS Windows Server 2008/MS Windows Server 2012 (сетевое и системной администрирование), администрирование клиентских рабочих мест АИС ДД. Кленов В.Н. работает по указанному направлению с 28.01.2009.
В настоящее время в министерстве остается вакантной должность консультанта управления комплексной безопасности и цифровизации образования, но с учетом направления подготовки (специальности) указанная должность не может быть предложена Макарову Э.В., поскольку отсутствуют соответствующее образование по направлениям подготовки (специальностям профессионального образования), указанным в пункте 2.2.1 Должностного регламента, а именно: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационные системы и технологии», «Компьютерные и информационные науки», «Национальная безопасность и оборона государства», «Противодействие техническим разведкам», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» или иное направление подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данному (-ым) направлению (-ям) подготовки (специальности (-м)), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Должность консультанта в управлении ресурсного обеспечения и бюджетного планирования не могла быть предложена Макарову Э.В. в виду отсутствуя у него дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
С 14.02.2019 эту должность замещает Рубцова Е.В. У Рубцовой Е.В. имеются документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации: АНО ВО «Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» с 29.01.2019 по 15.02.2019 по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 108 часов; НОУ ВПО «Международный институт рынка» с 09.12.2013 по 13.12.2013 по программе «Контрактная система в сфере закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 40 часов; НОУ ВПО «Международный институт рынка» с 25.11.2013 по 13.12.2013 по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в объеме 120 часов. Также у Рубцовой Е.В. имеется стаж работы в сфере закупок с 21.12.2006.
Учитывая, что у Макарова Э.В. отсутствует соответствующее образование, дополнительное профессиональное образование в сфере закупок указанная должность не могла быть ему предложена.
Аналогичные требования по дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок предъявлены
к должности консультанта департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности, соответственно данная должность была предложена Осташевской К.Б., имеющей данное образование, которая 08.02.2019 дала согласие.
На должность консультанта департамента правового обеспечения и антикоррупционной деятельности (вторая ставка) была принята Назмеева Г.Х., которая имеет юридический опыт работы более 15 лет, из которых более 12 лет в Министерстве.
С учетом уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности предложить Макарову Э.В. вакантную должность консультанта в управлении ресурсного обеспечения образования и бюджетного планирования, мобилизационной группе, управлении комплексной безопасности и цифровизации образования не представилось возможным, как и в других управлениях Министерства (управления профессионального образования и науки, консультанта управления организационной деятельности и документооборота, консультанта управления и т.д).
Исследовав должностные регламенты вышеназванных должностей, относящихся к категории должностей, входящие в одну группу с должностью, занимаемой истцом до увольнения, и иные представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Министерства о не предложении вышеуказанных вакансий истцу обосновано, поскольку перечисленные должности не могли быть предложены Макарову Э.В., так как они не соответствовали направлению подготовки, знаниям и умениям, области и виду профессиональной служебной деятельности Макарова Э.В.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Макарову Э.В. в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.
Факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы имел место. О сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истец был уведомлен под роспись в установленные законом сроки.
Судом установлено, что вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к ведущей должности гражданской службы категории «специалисты», должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки в органе исполнительной власти субъекта РФ в юридически значимый период с даты вручения Макарову Э.В. под роспись уведомления о предстоящем увольнении по день увольнения со службы не имелось. Истцу ответчиком предложены вакантные должности из другой группы, соответствующие уровню образования, специальности, направлению подготовки, стажу гражданской службы, но истец от них отказался.
Довод истца о том, что ему как гражданскому служащему ответчик должен был предоставить вакантные должности, соответствующие его квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы и стажу работы по специальности, однако им этого не было сделано, суд признает основанным на ошибочном толковании положений части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Исходя из указанной нормы у ответчика отсутствовала обязанность предлагать Макарову Э.Б.. вакантные должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности.
Ссылка истца о несоблюдении ответчиком его права на преимущественное занятие должности отклоняется судом, поскольку преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч. 4 ст. 31 Федерального закона 79-ФЗ).
Кроме того, в силу ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
К указанной льготной категории работников, не подлежащих увольнению, истец не относится.
Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а также премии по следующим основаниям.
Порядок и условия выплаты материальной помощи определены «Положением об условиях выплаты гражданским служащим министерства образования и науки Самарской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премий по результатам работы, за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения», утвержденного распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 18.07.2013 № 361 (далее - Положение).
Согласно Положению материальная помощь выплачивается на основании распоряжения министра каждому работнику персонально по личному заявлению, в котором указываются обстоятельства, вызвавшие необходимость получения материальной помощи (на расходы, связанные с погребением, свадьбой, рождением ребенка, временной нетрудоспособностью и другими заслуживающими внимания случаями).
Доводы истца в судебном заседании о наличии заболевания у ребенка и необходимость получения материальной помощи судом отклоняются, поскольку в заявлении о выплате материальной помощи в качестве основания предоставления он указал уведомление о сокращении занимаемой должности.
Представленные суду медицинские документы на ребенка Макаровым Э.В. работодателю не представлялись.
Ссылка истца и показания в этой части свидетеля о том, что за предыдущие годы всегда материальная помощь выплачивалась без предоставления соответствующих документов, не учитывается судом, в виду того, что указанный в заявлении случай не подпадает под перечень оснований, указанных в Положении, выплата материальной помощи сотрудникам является правом работодателя исходя из заявленных работником оснований, между тем распоряжение руководитель о выплате материальной помощи истцу не издавал, в связи с указанным, оснований у суда для взыскания материальной помощи в пользу истца не имеется.
Согласно п. 3.1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ установлено, что в случае расторжения служебного контракта по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (далее - компенсация при увольнении). При этом выходное пособие ему не выплачивается.
В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя выдает гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой, и производит с ним окончательный расчет.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно графику отпусков министерства образования и науки Самарской области на 2019 год Макарову Э.В. должен быть предоставлен отпуск с 27.05.2019 по 07.06.2019, с 09.09.2019 по 13.09.2019, с 11.11.2019 по 06.12.2019.
Заявление о предоставлении отпуска в 2019 году Макаровым Э.В. не было подано. Макаров Э.В. был уволен 18 марта 2019 года, тем самым ему не предоставлялся отпуск в 2019 году.
В этой связи единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания Макарову Э.В. обосновано не была произведена Министерством.
Вместе с тем при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в 2018 году Макаров Э.В. получал единовременную выплату в размере двух окладов денежного содержания.
Приказом министерства от 28.02.06 № 50-од утверждено Положение «О единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим министерства образования и науки Самарской области» (далее - Положение). В соответствии с пунктом 1 единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается Работникам один раз в год по заявлению служащего в размере двух окладов денежного содержания.
Пунктом 5 Положения установлено, что при увольнении Работника, проработавшего неполный календарный год и не использовавшего ежегодный оплачиваемый отпуск, единовременная выплата выплачивается пропорционально отработанному в текущем году периоду работы, дающему право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Законодательством Самарской области не утверждены правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Самарской области.
Учитывая, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при исчислении денежного содержания государственных гражданских служащих при увольнении в связи с сокращением должностей необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила). Указанная позиция содержится также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
В соответствии с п. 8. Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат: ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, ежемесячного денежного поощрения, а также 1/12 размера премии за выполнение особо важных и сложных задании, 1/12 размера материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, 1/12 размера единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Так, при увольнении Макарову Э.В. были выплачены месячное денежное содержание за отработанный период с 1 по 18 марта 2019 года в размере 24 061 рубль 73 коп., денежная компенсация за все неиспользованные отпуска в количестве 43 дней размере 73 317 рублей 38 коп., а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в размере 213 258 рублей 50 коп, включающая, в том числе единовременную денежную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь.
Таким образом, Макарову Э.В. расчет при увольнении произведен в полном объеме.
Что касается требования о взыскании премии в размере 5000 рублей, то оснований для ее взыскания в пользу истца также не имеется. Поскольку приказ о поощрении сотрудников №179/1-ОК «Премия за выполнение особо важных и сложных задач» издан руководителем Министерства 29.03.2019, то есть после увольнения истца с занимаемой должности, и соответственно не распространяется на тех сотрудников, которые уволены со службы ко дню премирования.
В виду того, что факт нарушения трудовых прав истца не установлен, и в основных требованиях истцу отказано, правовых оснований для взыскания с работодателя компенсацию морального вреда у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска полностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Макарова Эдуарда Владимировича к Министерству образования и науки Самарской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации морального вреда, премии -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.П. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2019.