№ 12-35/2021
УИД: 28RS0007-01-2021-000603-15
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
27 октября 2021 года г. Завитинск
Судья Завитинского районного суда Амурской области Никитина А.Е.,
при секретаре Авдеевой Д.С.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности Брусник В.В., его защитника Матвеенко Е.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Брусник Виктора Васильевича на постановление административной комиссии в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1, 2 ст. 4.8.2 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной в Амурской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии в Завитинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ Брусник В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1, 2 ст. 4.8.2 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной в Амурской области», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ДД.ММ.ГГГГ Брусник В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление административной комиссии в Завитинском районе отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в обоснование указав, что в нарушение требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ из оспариваемого постановления невозможно понять какими действиями он нарушил норму права. Факт прогона скота он не подтверждает. Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен без его участия, о его составлении он не был извещен. Каким образом установлен факт прогона скота в неположенном месте с нарушением порядка прогона ему не известно.
Срок подачи жалобы на оспариваемое постановление Брусник В.В. не пропущен.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, Брусник В.В., его защитник Матвеенко Е.Ж. доводы и требования, изложенные в жалобе поддержали. Просили об отмене постановления административной комиссии и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, приводя доводы о его незаконности, отсутствии события административного правонарушения, указали, что Брусник В.В. не был своевременно извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, уведомление по почте он получил ДД.ММ.ГГГГ, в какое время не помнит. Из представленного фотоматериала не усматривается на каком именно земельном участке допущен прогон сельскохозяйственных животных, кому принадлежит данный скот.
Представитель административной комиссии в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. При таких обстоятельствах на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ судья определил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, изучив представленные в суд материалы дела об административном правонарушении, видеозапись, иные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судьей, органом или должностным лицом, наделенными административно-юрисдикционными полномочиями, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что получило свое закрепление в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.
Статья 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организацию производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с данным Кодексом.
Так, п. 1, 2 ст. 4.8.2 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» предусмотрена административная ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку выпаса, прогона сельскохозяйственных животных (крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней) на территории муниципального образования (за исключением земель, на которых расположены леса, вблизи железнодорожных путей и через них, полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги, прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта, зоны санитарной охраны источников питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения, карантинной полосы в пределах пограничной зоны, земельных участков, предоставленных для выпаса сельскохозяйственных животных и (или) ведения личного подсобного хозяйства граждан), а именно: выпас, прогон сельскохозяйственных животных вне установленных органами местного самоуправления для этого мест (или не предназначенных для этого мест); неконтролируемые (без присмотра) выпас, прогон сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта.
В соответствии со ст. 10.1 названного Закона производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 10.2 Закона должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по ст. 4.8.2 Закона являются члены административных комиссий муниципального района.
В силу ст. 9.5 Закона административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности также, ст. 4.8.2 настоящего Закона.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Так, согласно ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
На основании ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из смысла ст. 28.2 КоАП РФ одним из важнейших условий законности протокола об административном правонарушении является обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права присутствовать при его составлении. Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. В таком случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является несущественным недостатком протокола лишь в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно чч. 1, 2, 4 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Изложенные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Из материалов дела усматривается, что повесткой-уведомлением административной комиссии в Завитинском районе о вызове по административному делу для составления и подписания протокола об административном правонарушении Брусник В.В. необходимо явиться ДД.ММ.ГГГГ к 09-00 часам по адресу: <адрес> Указанная повестка-уведомление направлена посредством почты заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификационным номером <***>, данная повестка-уведомление получена Брусник В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 14-50 часов.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении № следует, что он составлен членом административной комиссии – главным специалистом-экспертом по организационному обеспечению деятельности административной комиссии в Завитинском районе ФИО5 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 14-30 часов, место составления протокола - <адрес> Из содержания протокола усматривается, что на подпись протокола, на дачу объяснений, на ознакомление с протоколом, на подпись копии протокола Брусник В.В. не явился. Также указано, что протокол отправлен электронной почтой в администрацию села <адрес>. Из представленной в материалах дела копии протокола № следует, что она вручена Брусник В.В. ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, принимая во внимание пояснения Брусник В.В. в судебном заседании, судья приходит к выводу, что административной комиссией в Завитинском районе протокол об административном правонарушении составлен без участия Брусник В.В. при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени совершения данного процессуального действия.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления административной комиссией в Завитинском районе постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Брусник В.В. к административной ответственности.
В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, с учетом существенного нарушения должностными лицами при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление административной комиссии в Завитинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1, 2 ст. 4.8.2 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной в Амурской области», в отношении Брусник В.В. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Установленное на стадии рассмотрения судьей жалобы на оспариваемое постановление нарушение требований при составлении протокола является неустранимым и исключает возможность возвращения дела на новое рассмотрение в административную комиссию при отмене вынесенного административной комиссией постановления о привлечении Брусник В.В. к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии в Завитинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1, 2 ст. 4.8.2 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года № 319-ОЗ «Об административной в Амурской области», в отношении Брусник В.В. – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья А.Е. Никитина