Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2894/2020 ~ М-1988/2020 от 01.06.2020

Дело №2а-2894/20                                                                                                                    Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-002367-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.09.2020 г.                                                                                                                            г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по доверенности Вороновского Ю.Ф., представителя административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа по доверенности Кравченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Иванова Антона Даниловича к ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа о признании задолженности по налогам безнадежной, обязанности по их уплате прекращенной,

УСТАНОВИЛ:

Иванов Антон Данилович обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа о признании задолженности по налогам безнадежной, обязанности по их уплате прекращенной.

В административном исковом заявлении истец указывает, что по результатам рассмотрения его обращения истцом был получен ответ №11-36/03759 от 25.02.2020 года. Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №3447954 по состоянию на 10 февраля 2020 года у истца имеется задолженность по уплате:

- транспортный налог с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 20701000, задолженность 1 600 руб., пени 328,27 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №27447409 от 10.07.2019, налоговый период по данному налогу – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н . Обязанность уплаты не позднее 02.12.2019 г.

- транспортный налог с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 42606468, задолженность 7 000 руб., пени 2 222,15 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №101315339 от 29.06.2016, налоговый период по данному налогу – 2015 г., транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н . Обязанность уплаты не позднее 01.12.2016 г.

Как указывает административный истец, ответчик не обращался в суд для взыскания задолженностей в принудительном порядке, для их взыскания истекли предусмотренные Налоговым кодексом РФ сроки на взыскание в принудительном порядке.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать задолженность административного истца по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н в размере недоимки 1 600 руб. и пени 328,47 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной; признать задолженность административного истца по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2015 г., транспортное средство транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н в размере недоимки 7 000 руб. и пени 2 222,15 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 300 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Вороновский Ю.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа по доверенности Кравченко А.А. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, при этом оно должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

При этом в рамках разрешения данного требования налогоплательщика выяснению подлежат обстоятельства того, утратил ли налоговый орган возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания или нет.

Как предусмотрено статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1 пункта 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (абзац 1 пункта 3).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием пени.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N...-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

При этом, разрешение вопроса о восстановлении пропущенного налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с требованием о взыскании налога и налоговых санкций за счет имущества физического лица, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, возможно в том случае, если налоговым органом была исполнена обязанность по направлению налогоплательщику уведомления об уплате налога и, в последующем, требования о его уплате, с соблюдением правовых предписаний, предусмотренных абзацем 3 пункта 2 статьи 59 НК РФ.

Согласно ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу п.1 ст.360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Учитывая, что Ивановым А.Д. было реализовано право на обращение в суд о признании имеющейся у него задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2018 гг. безнадежной к взысканию, путем предъявления настоящего административного иска к налоговому органу, то обстоятельства, подтверждающие невозможность взыскания с него указанной задолженности, должны были быть в полном объеме выяснены судом при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №3447954 по состоянию на 10 февраля 2020 года у Иванова А.Д. имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (л.д.8-12).

Согласно указанной справке Иванов А.Д. имеет задолженность по уплате:

- транспортного налога с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 20701000, задолженность 1 600 руб., пени 328,27 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №27447409 от 10.07.2019, налоговый период по данному налогу – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н . Обязанность уплаты не позднее 02.12.2019 г.

- транспортного налога с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 42606468, задолженность 7 000 руб., пени 2 222,15 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №101315339 от 29.06.2016, налоговый период по данному налогу – 2015 г., транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н . Обязанность уплаты не позднее 01.12.2016 г.

При этом, согласно возражениям ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа (л.д.55) задолженность по налогам за налоговый период 2018 год у налогоплательщика Иванова А.Д. отсутствует. Обязанность по уплате транспортного налога за налоговый период 2015 года по субъекту РФ (Воронежская область) исполнена Ивановым А.Д. 18.05.2017 г. в полном объеме, задолженность по налогам за налоговый период 2015 год перед региональным бюджетом у налогоплательщика отсутствует.

Также, в возражениях ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа (л.д.55) указано, что автомобиль Киа Mangentis (GD2243), г/н , ранее принадлежавший налогоплательщику, снят с учета 25.12.2014 года. Задолженность по налогу за указанный автомобиль за налоговый период 2015 год начислена ИФНС России 4802 по Липецкой области и передана в составе налоговых обязательств Иванова А.Д. в ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа для осуществления взыскания в порядке НК РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО) транспортный налог по коду 42606468 на сумму 7 000 руб. за 2015 год подлежит администрированию Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области. В порядке взаимодействия, в адрес Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области направлено письмо об изменении расчета транспортного налога за 2015 год по налогоплательщику Иванову А.Д.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, и не оспаривалось стороной ответчика, что у налогового органа, в данном случае Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) – 42606468), отсутствовали основания для начисления транспортного налога на автомобиль Киа Mangentis (GD2243), г/н за налоговый период 2015 года, поскольку указанный автомобиль был снят с учета 25.12.2014 года.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В связи с отсутствием оснований для начисления налога за 2015 год, также отсутствуют основания для начисления пени за его неуплату.

Кроме того, стороной ответчика также не оспаривалось, что у административного истца Иванова А.Д. отсутствует задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2018 год за автомобиль Шевроле Нива, г/н .

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что обязанность по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ), суд приходит к выводу о наличии основании для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом, суд также учитывает, что налоговый орган при рассмотрении настоящего дела имел процессуальную возможность обратиться к налогоплательщику со встречным требованием о взыскании образовавшейся задолженности, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, при наличии обстоятельств, обуславливающих уважительность причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд с таким административным иском либо обратиться с указанными требованиями с самостоятельным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать задолженность Иванова Антона Даниловича по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2018 год, транспортное средство ШЕВРОЛЕ НИВА, гос. рег. знак в размере недоимки 1 600 руб. и пени - 328, 47 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной.

Признать задолженность Иванова Антона Даниловича по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2015 год, транспортное средство КИА MANGENTIS (GD2243), гос. рег. знак в размере недоимки 7 000 руб. и пени – 2 222, 15 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.10.2020 года

Дело №2а-2894/20                                                                                                                    Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-002367-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.09.2020 г.                                                                                                                            г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по доверенности Вороновского Ю.Ф., представителя административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа по доверенности Кравченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Иванова Антона Даниловича к ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа о признании задолженности по налогам безнадежной, обязанности по их уплате прекращенной,

УСТАНОВИЛ:

Иванов Антон Данилович обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа о признании задолженности по налогам безнадежной, обязанности по их уплате прекращенной.

В административном исковом заявлении истец указывает, что по результатам рассмотрения его обращения истцом был получен ответ №11-36/03759 от 25.02.2020 года. Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №3447954 по состоянию на 10 февраля 2020 года у истца имеется задолженность по уплате:

- транспортный налог с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 20701000, задолженность 1 600 руб., пени 328,27 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №27447409 от 10.07.2019, налоговый период по данному налогу – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н . Обязанность уплаты не позднее 02.12.2019 г.

- транспортный налог с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 42606468, задолженность 7 000 руб., пени 2 222,15 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №101315339 от 29.06.2016, налоговый период по данному налогу – 2015 г., транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н . Обязанность уплаты не позднее 01.12.2016 г.

Как указывает административный истец, ответчик не обращался в суд для взыскания задолженностей в принудительном порядке, для их взыскания истекли предусмотренные Налоговым кодексом РФ сроки на взыскание в принудительном порядке.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать задолженность административного истца по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н в размере недоимки 1 600 руб. и пени 328,47 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной; признать задолженность административного истца по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2015 г., транспортное средство транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н в размере недоимки 7 000 руб. и пени 2 222,15 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 300 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Вороновский Ю.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа по доверенности Кравченко А.А. исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, при этом оно должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

При этом в рамках разрешения данного требования налогоплательщика выяснению подлежат обстоятельства того, утратил ли налоговый орган возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания или нет.

Как предусмотрено статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1 пункта 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (абзац 1 пункта 3).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием пени.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N...-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

При этом, разрешение вопроса о восстановлении пропущенного налоговым органом шестимесячного срока на обращение в суд с требованием о взыскании налога и налоговых санкций за счет имущества физического лица, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, возможно в том случае, если налоговым органом была исполнена обязанность по направлению налогоплательщику уведомления об уплате налога и, в последующем, требования о его уплате, с соблюдением правовых предписаний, предусмотренных абзацем 3 пункта 2 статьи 59 НК РФ.

Согласно ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу п.1 ст.360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Учитывая, что Ивановым А.Д. было реализовано право на обращение в суд о признании имеющейся у него задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2018 гг. безнадежной к взысканию, путем предъявления настоящего административного иска к налоговому органу, то обстоятельства, подтверждающие невозможность взыскания с него указанной задолженности, должны были быть в полном объеме выяснены судом при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №3447954 по состоянию на 10 февраля 2020 года у Иванова А.Д. имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (л.д.8-12).

Согласно указанной справке Иванов А.Д. имеет задолженность по уплате:

- транспортного налога с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 20701000, задолженность 1 600 руб., пени 328,27 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №27447409 от 10.07.2019, налоговый период по данному налогу – 2018 г., транспортное средство Шевроле Нива, г/н . Обязанность уплаты не позднее 02.12.2019 г.

- транспортного налога с физических лиц: КБК 18210604012020000110, ОКАТО/ОКТМО 42606468, задолженность 7 000 руб., пени 2 222,15 руб. Согласно расчету транспортного налога, представленному в налоговом уведомлении №101315339 от 29.06.2016, налоговый период по данному налогу – 2015 г., транспортное средство Киа Mangentis (GD2243), г/н . Обязанность уплаты не позднее 01.12.2016 г.

При этом, согласно возражениям ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа (л.д.55) задолженность по налогам за налоговый период 2018 год у налогоплательщика Иванова А.Д. отсутствует. Обязанность по уплате транспортного налога за налоговый период 2015 года по субъекту РФ (Воронежская область) исполнена Ивановым А.Д. 18.05.2017 г. в полном объеме, задолженность по налогам за налоговый период 2015 год перед региональным бюджетом у налогоплательщика отсутствует.

Также, в возражениях ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа (л.д.55) указано, что автомобиль Киа Mangentis (GD2243), г/н , ранее принадлежавший налогоплательщику, снят с учета 25.12.2014 года. Задолженность по налогу за указанный автомобиль за налоговый период 2015 год начислена ИФНС России 4802 по Липецкой области и передана в составе налоговых обязательств Иванова А.Д. в ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа для осуществления взыскания в порядке НК РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО) транспортный налог по коду 42606468 на сумму 7 000 руб. за 2015 год подлежит администрированию Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области. В порядке взаимодействия, в адрес Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области направлено письмо об изменении расчета транспортного налога за 2015 год по налогоплательщику Иванову А.Д.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, и не оспаривалось стороной ответчика, что у налогового органа, в данном случае Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) – 42606468), отсутствовали основания для начисления транспортного налога на автомобиль Киа Mangentis (GD2243), г/н за налоговый период 2015 года, поскольку указанный автомобиль был снят с учета 25.12.2014 года.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В связи с отсутствием оснований для начисления налога за 2015 год, также отсутствуют основания для начисления пени за его неуплату.

Кроме того, стороной ответчика также не оспаривалось, что у административного истца Иванова А.Д. отсутствует задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2018 год за автомобиль Шевроле Нива, г/н .

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что обязанность по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ), суд приходит к выводу о наличии основании для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом, суд также учитывает, что налоговый орган при рассмотрении настоящего дела имел процессуальную возможность обратиться к налогоплательщику со встречным требованием о взыскании образовавшейся задолженности, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, при наличии обстоятельств, обуславливающих уважительность причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд с таким административным иском либо обратиться с указанными требованиями с самостоятельным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать задолженность Иванова Антона Даниловича по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2018 год, транспортное средство ШЕВРОЛЕ НИВА, гос. рег. знак в размере недоимки 1 600 руб. и пени - 328, 47 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной.

Признать задолженность Иванова Антона Даниловича по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период – 2015 год, транспортное средство КИА MANGENTIS (GD2243), гос. рег. знак в размере недоимки 7 000 руб. и пени – 2 222, 15 руб. безнадежной к взысканию, а обязанности по их уплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.10.2020 года

1версия для печати

2а-2894/2020 ~ М-1988/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов Антон Данилович
Ответчики
ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
01.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.07.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Предварительное судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее