Дело № 2-112/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием представителя ответчика Майорова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми
08 февраля 2018 года гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого месяцев со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (далее по тексту - ГУП РК «ГАРК») с учетом уточненных требований обратилось в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» (далее по тексту - ГУ РК «ЦЗН г. Ухты») о признании незаконными решений № .... от 26.09.2017 и № .... от 26.10.2017 о сохранении среднего месячного заработка за Лучник К.Э. на период трудоустройства в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения. В обоснование требований указывая, что Лучник К.Э. состояла с истцом в трудовых отношениях. 24.05.2017 трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата сотрудников. После увольнения Лучик К.Э. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске походящей работы. Решениями ответчика № .... от 26.09.2017 и № .... от 26.10.2017 за Лучик К.Э. сохранен средний заработок на период трудоустройства в течение четвертого, пятого месяцев со дня увольнения. Истец полагает данные решения незаконными, поскольку правовых оснований для принятия оспариваемых решений у ответчика не имелось.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 18.01.2018 по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Истец ГУП РК «ГАРК», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» Майоров С.П., выступая в суде, исковые требования не признал, изложив возражения в письменном отзыве.
Третье лицо Лучник К.Э. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представила.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило. В ранее представленном отзыве представитель Министерства Нихельман И.М. исковые требования не признала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Лучник К.Э. с 10 сентября 2015 года состояла в трудовых отношениях с ГУП РК «ГАРК», организации расположенной в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, работая в должности .....
Приказом ГУП РК «ГАРК» Лучник К.Э. с 24 мая 2017 года уволена по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
20 июня 2017 года Лучик К.Э. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты», то есть в месячный срок со дня увольнения, с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске походящей работы.
В виду того, что Лучик К.Э. не была трудоустроена в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения, ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» 26 сентября 2017 года и 26 октября 2017 года приняты выданные для предоставления в ГУП РК «ГАРК» решения № .... и № .... о сохранении за Лучик К.Э. среднего месячного заработка в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения соответственно. Как следует из указанных решений, они приняты на основании ст. 318 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ).
Из материалов дела также следует, что Лучик К.Э. является получателем страховой пенсии по старости.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 ТК РФ (ст. 313 - 327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Следовательно, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Как следует из представленных ответчиком копии материалов личного дела получателя государственных услуг в сфере занятости населения Лучник К.Э., а также пояснений представителя ответчика в ходе рассмотрения дела, в качестве исключительных обстоятельств при принятии указанных решений, послужило своевременное обращение Лучик К.Э. в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты», отсутствие с её стороны нарушения условий и сроков перерегистрации, осуществление активного поиска работы, а также не большой размер получаемой Лучик К.Э. пенсии по старости, который едва превышает размер прожиточного минимума для граждан её категории.
Между тем, суд полагает, что перечисленные ответчиком обстоятельства не могут служить в качестве исключительных обстоятельств для принятия решений по сохранению за уволенным работником среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Таким образом, прожиточный минимум представляет собой статистический показатель, по которому определяется доход, который необходим для обеспечения минимально приемлемого уровня жизни для каждой социально-демографической группы (трудоспособное население, дети, пенсионеры).
В соответствии с Постановлениями Правительства Республики Коми от 31.10.2017 № 578 и № 70 от 06.02.2018 величина прожиточного минимума для пенсионеров в южной природно-климатической зоне Республики Коми, к которой в том числе относится в г. Ухта, в III и IV кварталы 2017 года составляла 9892 руб.
Как установлено в ходе судебного заседания, Лучник К.Э. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 10666,53 руб., что превышает установленный законом размер для пенсионеров прожиточного минимума.
По информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», Лучник К.Э. в качестве малоимущей не зарегистрирована, получателем мер социальной поддержки не является. Сведений о наличии у Лучик К.Э. на иждивении нетрудоспособных членов семьи материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер получаемой Лучик К.Э. пенсии превышает установленный для пенсионеров прожиточный минимум, принимая во внимание отсутствие у Лучик К.Э. статуса малоимущей, то оснований для признания Лучник К.Э. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, не имеется.
Таким образом, вывод органа службы занятости населения об отсутствии у Лучик К.Э. средств к существованию не может быть признан обоснованным, поскольку само по себе уменьшение уровня материальной обеспеченности гражданина в связи с увольнением по инициативе работодателя не может расцениваться как отсутствие у уволенного работника средств к существованию.
Доказательств наличия у Лучик К.Э. на момент принятия ответчиком оспариваемых решений иных обстоятельств, учтенных при принятии решений в качестве исключительных, суду в нарушение требований ст. ст. 12, 56 ГПК стороной ответчика не представлено.
При этом указанные ответчиком обстоятельства, а именно, что Лучник К.Э. была уволена по сокращению штата работников организации, своевременно встала на учет в органах службы занятости, не была трудоустроена по независящим от нее причинам, по мнению суда не могут быть отнесены в качестве исключительных обстоятельств для принятия решений по сохранению за ней среднего заработка за четвертый, пятый месяцы со дня увольнения.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что предусмотренной ч. 2 ст. 318 ТК РФ совокупности условий для принятия ответчиком оспариваемых решений о сохранений за Лучик К.Э. среднего месячного заработка не имелось, в связи с чем указанные решения не могут быть признаны законными, а потому подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решения Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» № .... от 26 сентября 2017 года, № .... от 26 октября 2017 года о сохранении за Лучник К.Э. средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого, пятого месяцев со дня увольнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13.02.2018.
Судья С. С. Логинов