РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кинель – Черкассы 22 августа 2017г.
Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Чертыковцевой Л.М., при секретаре Костиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-641/2017 по иску ООО «Жилкомсервис» к Симоновой <данные изъяты> о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
Установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что ООО «Жилкомсервис» в силу п. 2 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. От 26.12.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению услуг: водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, отопление, содержание и текущий ремонт МКД.
Симонова <данные изъяты> является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>
Жилищный кодекс РФ обязывает граждан к своевременной и полной оплате за жилье и коммунальные услуги. Этим же Кодексом предусмотрено, что плата должна перечисляться до 10 числа следующего месяца.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по внесению оплаты за предоставленные коммунальные услуги, а именно по теплоснабжению за период с 01.12.2014 по 30.04.2017 за ответчиком образовался долг по теплоснабжению в сумме -100 381,01 рубль.
В адрес ответчика неоднократно направлялись претензии с требованиями погасить задолженность.
Нарушение порядка расчетов чреваты для ООО «Жилкомсервис» невозможностью вовремя расплатиться с поставщиками коммунальных услуг.
Просит взыскать с Симоновой <данные изъяты> задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с 01.12.2015 по 30.04.2017 в размере 100 381 руб. 01 коп. (л.д. 2-3).
В судебном заседании 26.07.2017 г. представитель истца Ермохина Т.А. уточнила исковые требования, просила взыскать с Симоновой <данные изъяты> задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с 01.08.2013 по 30.06.2017 в сумме 105 019,13 рублей. Взыскать с ответчика сумму уплаченной госпошлины в размере 3 268 руб. (л.д.57-62).
В судебном заседании 22.08.2017 г. представитель истца Ермохина Т.А. уточнила исковые требования, просила взыскать с Симоновой <данные изъяты> задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с 01.08.2014 по 31.07.2017 в сумме 75 973,31 рублей, а также взыскать уплаченную госпошлину в размере 3 268 руб. по основаниям, изложенным в иске, дополнении к иску, считают, что переустройство системы отопления в квартире ответчика носит самовольный характер, демонтаж приборов отопления ответчиком не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку система отопления входит в состав внутридомовой системы отопления многоквартирного жилого дома, уменьшение ее размером невозможно при отсутствии согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Просят иск удовлетворить (л.д. 117).
Ответчик Симонова Г.И. и ее представитель Мальцева Н.М. исковые требования не признали, просили суд отказать в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела, дополнительно пояснили, что в квартире ответчика отсутствует система отопления, ответчик не пользуется услугой по теплоснабжению в связи с наличием индивидуального прибора отопления, установленного ответчиком в 2009 году, в связи с чем, требования истца носят незаконный характер, просят в иске отказать (л.д. 101-102, 125-126).
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Статья 9 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
Предметом спора являются факт неисполнения ответчиком своих обязательств по оплате коммунальной услуги отопления и применение последствий нарушения этой обязанности.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации относительно данного предмета спора изложена в решении от 7.05.2015г. №АКПИ15-198, апелляционном определении апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.08.2015г. № АПЛ15-330.
Эти отношения регулируются ст.ст. 548, 539, 540, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно положениям которых к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. К отношениям по договору энергоснабжения применяются правовые акты об энергоснабжении и обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб - понесенные расходы для восстановления нарушенного права.
В соответствии с положениями ст.ст. 153-155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за отопление (теплоснабжение) и холодное водоснабжение. Обязанность по внесению этой платы возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, также урегулированы п. 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", согласно которым размер платы за отопление при отсутствии прибора учета теплоснабжения, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации с учетом норматива потребления и площади отапливаемого жилья.
Суд не принимает доводов ответчика и его представителя о произведенном им переустройстве жилого помещения.
В обосновании данной позиции ответчиком предоставлена суду ксерокопия решения о согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения в связи с обращением Симоновой Г.И. № от 19.05.2009г. Суд считает, что данный документ не отвечает требованиям о допустимости доказательств, поскольку суду в нарушении ст. 56 ГПК РФ не предоставлена копия данного документа, а свидетельские показания ФИО5 относительно того обстоятельства, что она в 2009 году, будучи главой администрации сельского поселения Подгорный выдавала гражданам решения о переустройстве системы отопления не являются доказательствами, которыми данные обстоятельства должны подтверждаться.
Как установлено актом обследования жилого помещения в квартире, принадлежащей ответчице присутствуют стояки отопления для подачи тепла в соседние квартиры (л.д. 28), ответчица проживает в многоквартирном доме, теплоснабжение многоквартирного дома осуществляет в спорный период ООО «Жилкомсервис» (л.д. 12).
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, также урегулированы п. 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", согласно которым размер платы за отопление при отсутствии прибора учета теплоснабжения, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации с учетом норматива потребления и площади отапливаемого жилья.
В соответствии с положениями ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство, проведенное без соблюдения требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, является самовольным. Такое жилое помещение подлежит приведению в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии только на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В соответствии с пп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом.
Учитывая эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что произведенное в занимаемой ответчиком квартире переустройство является самовольным и не может служить основанием для его освобождения от оплаты за предоставленные услуги теплоснабжения.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. Кроме того, в принадлежащем ответчику жилом помещении имеются элементы центральной системы отопления (квартире проходит контр трубы центрального отопления), теплоотдача которых обогревает также и ее квартиру. К расходам на оплату услуги теплоснабжения относятся связанные с этим теплопотери, а также расходы на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим внутри конкретного жилого помещения.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для нанимателя (собственника) жилого помещения многоквартирного дома установлена ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, - потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Проверяя законность указанной нормы Верховный Суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного Суда РФ от 07.05.2015 г. N АКПИ15-198).
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
В судебном заседании установлено, что Симонова <данные изъяты> является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес> общей площадью №
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по внесению оплаты за предоставленные коммунальные услуги, а именно по теплоснабжению образовалась задолженность за период с 01.08.2013 по 30.06.2017 в сумме 75 973,31 рубля (л.д. 117). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 ГК РФ.
Согласно абз. 1 п. 1 указанной статьи гражданин, использующий энергию для бытового потребления вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом теплоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется главой 4 ЖК РФ, и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (получение проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.). При установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия. Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение.
Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Собственнику соответствующего помещения или уполномоченному им лицу необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".
Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст. 26 ЖК РФ, в том числе проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (электрический, газовый и т.п.). Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в ст. 26 ЖК РФ, документы.
Поскольку суду не предоставлено допустимых доказательств, обосновывающих позицию ответчика в части узаканивания переоборудования системы отопления, ранее представленные ответчиком доказательства признаны судом как недопустимые, суд считает, что переустройство системы отопления ответчиком носит самовольный характер, является его правом, однако не освобождает его от обязанности по оплате услуги по теплоснабжению.
Суд принимает представленный истцом расчет суммы долга, так как он подтверждается представленными доказательствами, основан на установленных нормативе и тарифе потребления, а также отапливаемой площади занимаемого ответчиком жилья, счётных ошибок не содержит.
Эти обстоятельства суд расценивает как основания для удовлетворения заявленных требований в полном объёме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы - государственную пошлину, уплаченную в доход государства в размере 2 479,19 рублей, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.08.2014░. ░░ 31.07.2017░. ░ ░░░░░░░ 75 973,31 ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 479,19 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2017░.
░░░░░ ░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>