Дело № 12-319/2022
УИД: 59MS0021-01-2021-005550-27
РЕШЕНИЕ
17 февраля 2022 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Перми от 20.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Прикамье»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Перми Пермского края от 20.12.2021 ФКУ Упрдор «Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник ФИО3 обратился с жалобой об отмене вышеуказанного постановления. В обоснование доводов указано, что ФКУ Упрдор «Прикамье» деятельность по содержанию автомобильных дорог непосредственно не осуществляет, все необходимые меры для обеспечения безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «Подъезд к г. Перми от М-7 «Волга» учреждением были приняты. Между ФКУ Упрдор «Прикамье» и ООО «Дортехинжиниринг» заключен государственный контракт № 350/18 от 18.10.2018 на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км 342+900 - км 477+644, Пермский край на период с 18.10.2018 по 30.06.2023. В соответствии с Условиями контракта Исполнитель обязан поддерживать высокий уровень содержания объекта для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения; обеспечить на объекте выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения. Согласно п. 21.5 Технического задания к Контракту согласованы сроки нанесения горизонтальной дорожной разметки. Исполнителем 15.07.2020 выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки пластичными материалами с установленным гарантийным сроком - 1 год, и краской с установленным гарантийным сроком - 6 месяцев. 07.06.2021 Исполнителю выдано предписание № 64, согласно которому на км 342+900 - км 371+000, км 382+600 - км 450+000, км 459+000 - км 477+644 автомобильной дороги «Подъезд к г. Перми от М-7 «Волга» которым установлен факт сверхнормативный износ горизонтальной дорожной разметки, установлен срок для устранения выявленных нарушений до 20.06.2021. Предписание исполнителем не исполнено, в связи с чем, в Арбитражным судом Пермского края рассматривается дело о взыскании неустойки с ООО «Дортехинжиниринг». Учреждением в сентябре 2020 года запрошены лимиты финансирования на заключение государственных контрактов, в т.ч. на нанесение горизонтальной дорожной разметки в Пермском крае. По результатам закупки «Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание комплексных постов дорожного контроля, пунктов учета интенсивности движения и информационные табло» контракт заключен 23.07.2021 с ООО «ДАЛТ», вместе с тем, ООО «ДАЛТ» не приступило к выполнению работ, 05.08.2021 контракт расторгнут по соглашению сторон. По результатам конкурсных процедур 08.11.2021 заключен государственный контракт № 104/21 на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае. ФКУ Упрдор «Прикамье» является федеральным казенным учреждением, собственных доходов не имеет, является получателем средств федерального бюджета и участником бюджетного процесса в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ. Выделение финансирования осуществляется Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в связи с отзывом главным распорядителем бюджетных средств финансирования на оказание услуг в том числе на нанесение горизонтальной дорожной разметки в Пермском крае на 2021-2022 годы, государственный контракт от 08.11.2021 года расторгнут. В действиях ФКУ Упрдор «Прикамье» отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.
Представитель административного органа, защитник ФКУ Упрдор «Прикамье», представитель лица привлекаемого к ответственности в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ч. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ч. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу абз. 4 п. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: по элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствие с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно пункту 13 Основных положений Правил дорожного движения в Российской Федерации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Обязательные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог устанавливаются Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, из пп. «б» п. 13.5 которого следует, что дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка, определяющая режимы движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Наказание за данное правонарушение установлено в виде административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как усматривается из материалов дела, 09.11.2021 государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Краснокамскому городскому округу в отношении ФКУ Упрдор «Прикамье», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, согласно которому учреждение, являясь ответственным юридическим лицом за содержание дорог в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями норм и правил, допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, что подтверждается актом о выявленных недостатках от 21.09.2021, а именно: на участке 470 км 320 м автомобильной дороги «Подъезд к г. Перми от М7 «Волга» в нарушении п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2 предусмотренная проектом организации дорожного движения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении серии № 59 ГД № 110180 от 09.11.2021; рапортом государственного инспектора ДН ОГИБДД Отдела МВД России по Краснокамскому городскому округу ФИО4 от 21.09.2021; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда с фототаблицами от 21.09.2021 которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 № 801 утвержден Устав Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Волга»), согласно п. 3.1 к целям деятельности Учреждения относится, в том числе обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности.
Предметом деятельности Учреждения является, в том числе организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления (п. 3.2.1 Устава).
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение выполняет следующие виды деятельности, в том числе: исполнение функций государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и (или) авторского надзора (п. 3.3.1 Устава); осуществление контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам (п. 3.3.7 Устава); заключение государственных контрактов на выполнение работ (оказания услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с действующим законодательством (п. 3.3.13 Устава).
Приказом Федерального дорожного агентства от 06.04.2016 № 559, Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Волга») переименовано в Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Прикамье»).
Заключение ФКУ Упрдор «Прикамье» государственных контрактов на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км 342-900 – км 477+644, Пермский край, в том числе внесение предписания на устранение нарушений требований к содержанию автодороги (искусственного сооружения) не свидетельствует о том, что учреждением были предприняты все необходимые меры по соблюдению действующих правил и норм и не исключает наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в действиях учреждения, поскольку по состоянию на 21.09.2021 на 470 км 320 м автомобильной дороги «Подъезд к г. Перми от М7 «Волга» в нарушении п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.2 предусмотренная проектом организации дорожного движения. В связи с чем, ФКУ Упрдор «Прикамье» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о необоснованности привлечения учреждения к административной ответственности являются несостоятельными и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что ФКУ Упрдор «Прикамье» приняты все необходимые меры для обеспечения безопасности дорожного движения своего подтверждения не нашли и опровергаются материалами дела. Факт заключения государственного контракта № 350/18 от 18.10.2018 на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга», выполнение работ исполнителем по нанесению горизонтальной разметки 15.07.2020 года, выдача предписания 07.06.2021 о выполнении гарантийных работ, проведение конкурсных процедур по заключению последующих контрактов не могут быть приняты во внимание, поскольку безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий должна быть обеспечена в любое время года, по состоянию на 21.09.2021 на указанном участке дороги горизонтальная разметка отсутствовала.
Доводы жалобы о том, что ФКУ Упрдор «Прикамье» является федеральным казенным учреждением, является получателем средств федерального бюджета, отзыв главным распорядителем бюджетных средств финансирования на 2021-2022 годы являются не состоятельными, поскольку не освобождают ФКУ «Упрдор «Прикамье» от обязанности принять все зависящие меры по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе по нанесению разметки.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФКУ Упрдор «Прикамье» приняты все зависящие от него, достаточные и своевременные меры для соблюдения требований законодательства, предотвращения правонарушения, в связи с чем, основания для вывода о невиновности учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствуют.
Доводы жалобы заявителя сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной мировым судьей в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ФКУ Упрдор «Прикамье» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
На основании положений ч. 3.2 ст. 4.1 ФКУ Упрдор «Прикамье», с учетом обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, мировой судья снизил размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления мирового судьи, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление мирового судьи является законным, обстоятельств, которые в силу п.п. 2-5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района города Перми от 20.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» - оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья О.И. Ошвинцева