Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2020 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре СЕРЕБРЯКОВЕ И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № 2-986 по иску Ивановой М. И. к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из норм предоставления,
У С Т А Н О В И Л :
Иванова М.И. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец Иванова М.И. исковые требования поддержала и пояснила суду, что она является одинокой матерью, имеющей 4 малолетних детей. Она, как малоимущая принята на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что она принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, однако Администрация сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский, имея жилые помещения в собственности, отказывает ей в предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что у администрации отсутствует жилое помещение площадью 90 кв.м., которое ей обязаны предоставить, исходя из нормы предоставления жилого помещения 18 кв.м. на одного человека. Также она является <данные изъяты>. Считает, что отказ ответчика в предоставлении ей жилого помещения нарушает её жилищные права и жилищные права её детей. Поэтому просит признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области в предоставлении ей и членам её семьи в составе 5 человек, жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и обязать Администрацию сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области предоставить ей и членам её семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из норм предоставления 18 кв.м. на каждого члена семьи из 5 человек.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание также не явился, в деле имеется отзыв на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации муниципального района Кинельский Самарской области.
Из отзыва Администрации муниципального района Кинельский Самарской области следует, что с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении Администрация не согласна по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между администрацией муниципального района Кинельский Самарской области и администрацией сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области было заключено Соглашение о передаче части полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством на ДД.ММ.ГГГГ год, одобренное решением Собрания представителей муниципального района Кинельский № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Соглашению, сельское поселение Бобровка передает муниципальному району Кинельский осуществление полномочий по вопросу обеспечения проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а именно: а) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; б) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вопросы предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к полномочиям администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области. В соответствии с переданными полномочиями и руководствуясь статьями 19,51,52 Жилищного Кодекса Российской Федерации Иванова М.И. с составом семьи 5 человек была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию муниципального района Кинельский Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ, как малоимущая многодетная семья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она числится в списке малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по сельскому поселению Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области под №. Согласно ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по муниципальному району Кинельский Самарской области была установлена решением Собрания представителей муниципального района Кинельский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» и составляет: для одиноких граждан - 33 кв. метра общей площади; для семьи из двух человек - 42 кв.м. общей площади; для семьи из трех и более человек - по 18 кв.м. общей площади на одного человека. ДД.ММ.ГГГГ от администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области в администрацию муниципального района Кинельский Самарской области поступила информация о наличии в поселке Октябрьский сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области свободных жилых помещений различной площади в количестве 70 штук. Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области данная информация была доведена до сведения малоимущих граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Бобровка, в том числе и до сведения Ивановой М.И. (исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Законом Самарской области от 05.07.2005 № 139- ГД «О жилище» перед принятием решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в обязательном порядке производится переоценка размера доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет, в целях повторного подтверждения их статуса как малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий и их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Для переоценки размера доходов и стоимости имущества гражданин представляет в уполномоченный орган необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ Ивановой М.И. эти документы были предоставлены в администрацию муниципального района Кинельский Самарской области. На заседании жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области было рекомендовано предоставить семье Ивановой М.И. жилое помещение и заключить с ними договор социального найма муниципального жилого помещения. Кроме этого, была указана норма предоставления - 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, то есть на семью из пяти человек необходимо предоставить жилое помещение общей площадью 90 кв. метров. На момент принятия данного решения у Ивановой М.И. отсутствовало право на внеочередное получение жилого помещения. Вышеуказанное решение жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области было передано администрации сельского поселения Бобровка ДД.ММ.ГГГГ При этом, решение жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области носит рекомендательный характер и принимается в рамках переданных полномочий и с учетом требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования Ивановой М.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частью 3 и частью 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и статьи 1 Закона Самарской области от 3 октября 2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством являются вопросами местного значения сельского поселения.
Закон Самарской области от 3 октября 2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» закрепил за сельскими поселениями Самарской области вопросы местного значения, предусмотренные пп. 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (частично), 20 (частично), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.
В судебном заседании установлено, что Иванова М.И. с составом семьи 5 человек состоит на учете в Администрации муниципального района Кинельский Самарской области как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 5 человек как малоимущая многодетная семья.
Решением жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтвержден статус семьи в качестве малоимущих граждан и рекомендовано администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области предоставить семье Ивановой М.И. в составе 5 человек по договору социального найма жилое помещение, с учетом нормы предоставления жилого помещения – 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д.8).
В ответе главы сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с нормами предоставления семье Ивановой М.И. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма площадью 90,0 кв.м.. Однако в реестре муниципального имущества сельского поселения Бобровка жилое помещение указанной площади отсутствует.
Из материалов дела следует, что истец значится в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером 8 (л.д.40-41).
Доводы истца Ивановой М.И., что она в связи с имеющимся заболеванием имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Как уже указывалось выше, в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Вместе с тем, как следует из сообщения Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, право на внеочередное получение жилого помещения за Ивановой М.И. не признавалось, поскольку как на момент подачи документов для переоценки размера доходов и стоимости имущества и определения нуждаемости в улучшении жилищных условий (на ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент принятия жилищной комиссией администрации муниципального района Кинельский Самарской области решения рекомендовать предоставить Ивановой М.И. жилое помещение и заключить договор социального найма муниципального жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающие это право документы, заявителем представлены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что действующим законодательством не установлены сроки предоставления жилья данной категории граждан, у ответчика отсутствуют основания для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, исковые требования Ивановой М.И. не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Ивановой М.И. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ивановой М. И. к Администрации сельского поселения Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из норм предоставления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 01 сентября 2020 года.
председательствующий –