УИД 77RS0020-02-2023-013541-09
Дело № 2-7682/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года адрес
Перовский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи фио,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шеин С.А.,
с участием представителя истца фио,
ответчика ...фио,
представителя ответчика ... Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7682/2023 по иску Федерального государственного казенного учреждения «...» (ОГРН ...) к ...у ... (паспортные данные) о взыскании задолженности, пени, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд (с учетом уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ искового заявления) с иском к ответчику о взыскании задолженности в размере 74769 руб., пени в размере 55029, 98 руб., пени, начиная с 19.10.21023 по день вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что на основании п. 2. ст. 14 Федерального закона, 12 января 2010 г. между ФГКУ «...» и ...ым Д.С. был заключен договор целевого жилищного займа № ..., предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих. Несмотря на то что, Правила предоставления целевых жилищных займов являются неотъемлемой частью Договора ЦЖЗ, свою обязанность Ответчик по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении не исполнил. В связи с чем, ФГКУ «...» продолжало погашать его обязательства перед банком после возникновения оснований для исключения из реестра участников НИС. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС. На основании сведений, полученных Истцом из регистрирующего органа (вх. № 24438 от 26 марта 2021 г.), именной накопительный счет Ответчика закрыт 30 марта 2021 г. (дата возникновения основания для исключения из реестра - 31 декабря 2020 г.) с правом на использование накоплений, в связи с чем, Истец прекратил исполнение обязательств по ипотечному кредиту, в связи с полученной информацией об увольнении Ответчика. Накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подлежат возврату в федеральный бюджет. Таким образом, после поступления сведений из регистрирующего органа об исключении из реестра участников НИС с правом на использование накоплений, ФГКУ «...» производит перерасчет полагающихся участнику НИС накоплений па дату возникновения оснований для исключения из реестра участников. В результате перерасчета средств, подлежащих учету на ИНС ...а ... на момент увольнения, у него образовалась задолженность в размере 74 769,00 руб., как разница между полагающимися накоплениями и суммой перечисленных денежных средств по кредиту (3 098 690,86 - 3 173 459,86) =74 769,00 рублей. Указанную сумму, а также пени истец просит взыскать с ответчика в свою пользу.
Представитель истца в судебное заседание явился, иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме. Отметил, что по ранее вынесенному судебному приказу с ответчика были взысканы денежные средства, однако они были ему возвращены на основании определения о повороте исполнения судебного приказа. Поскольку иск основан не на основательном обогащении, а на Федеральном законе, регулирующем спорные правоотношения, то доводы о добросовестном поведении ответчика здесь неприменимы.
Ответчик и его представитель в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали в полном объеме, на сновании доводов, изложенных в возражении на исковое заявление. Указали, что ... Д.С. действовал добросовестно, он направил истцу уведомление об исключении из списков части.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, На основании п. 2. ст. 14 Федерального закона, 12 января 2010 г. между ФГКУ «...» и ...ым Д.С. был заключен договор целевого жилищного займа № ..., предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих.
Целевой жилищный заем предоставляется на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность Заемщика (Ответчика) жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: адрес, общая площадь жилого помещения 51,2 кв.м., состоящую из 2-х комнат, расположенную на 3 этаже 9-этажного жилого дома за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете Ответчика.
Всего за счет средств федерального бюджета ...у ... для приобретения жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту по договору целевого жилищного займа предоставлено 3 173 459,86 руб., из которых: - 394 702,34 руб. - первоначальный внос; - 2 778 757,52 руб. - ежемесячные платежи по кредиту.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Указ Президента РФ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ и. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 800 «О создании федерального государственного учреждения «...»» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное казенное учреждение «...», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
Участники накопительно-ипотечной системы - военнослужащие- граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона).
Целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с Федеральным законом (п. 8 ст. 3 Федерального закона).
Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п. 6 ст.14 Федерального закона).
В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, регистрирующий орган вносит в реестр запись об исключении военнослужащего из реестра с указанием реквизитов этих документов и направляет в уполномоченный федеральный орган (Истцу) сведения об исключении военнослужащего из реестра по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего нз реестра участников НИС.
В соответствии с п. 74 Правил предоставления целевых жилищных займов в случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Данное требование закона позволяет уполномоченному органу своевременно принимать меры для прекращения платежей по кредитным обязательствам уволенных военнослужащих.
Несмотря на то что, Правила предоставления целевых жилищных займов являются неотъемлемой частью Договора ЦЖЗ, свою обязанность Ответчик по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении не исполнил. В связи с чем, ФГКУ «...» продолжало погашать его обязательства перед банком после возникновения оснований для исключения из реестра участников НИС.
Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС.
На основании сведений, полученных Истцом из регистрирующего органа (вх. № 24438 от 26 марта 2021 г.), именной накопительный счет Ответчика закрыт 30 марта 2021 г. (дата возникновения основания для исключения из реестра- 31 декабря 2020 г.) с правом на использование накоплений, в связи с чем, Истец прекратил исполнение обязательств по ипотечному кредиту, в связи с полученной информацией об увольнении Ответчика.
В соответствии с п. 10 Правил формирования накоплений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», при закрытии ИНС участника НИС. выбывающего из накопительно-ипотечной системы с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, уполномоченный Федеральный орган определяет размер накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете на дату возникновения основания для исключения указанного военнослужащего из реестра участников НИС.
Накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Таким образом, после поступления сведений из регистрирующего органа об исключении нз реестра участников НИС с правом на использование накоплений, ФГКУ «...» производит перерасчет полагающихся участнику НИС накоплений па дату возникновения оснований для исключения из реестра участников.
В результате перерасчета средств, подлежащих учету на ИНС ...а ... на момент увольнения, у него образовалась задолженность в размере 74 769,00 руб., как разница между полагающимися накоплениями и суммой перечисленных денежных средств по кредиту (3 098 690,86 - 3 173 459,86) =74 769,00 рублей.
В частности, сумма денежных средств, перечисленных Истцом по Договору ЦЖЗ на дату закрытия ИНС, составила 3 173 459,86 руб. Сумма денежных средств, полагающаяся Ответчику с даты возникновения для включения в реестр участников НИС - 26 октября 2005 г., до даты исключения - 31 декабря 2020 г. из НИС составила 3 098 690,86 руб.
Такая же обязанность установлена пунктом 7 Договора ЦЖЗ - Заемщик обязан возвратить средства целевого жилищного займа и (или) средства, учтенные на ИНС Заемщика и перечисленные в погашение обязательств по кредитному договору после возникновения оснований для исключения Заемщика из реестра участников НИС.
13 апреля 2021 г. (исх. № НИС-13686) Ответчику направлено уведомление о поступлении в Учреждение сведений о дате возникновения для исключении из реестра участников НИС с правом на использование накоплений и о наличии задолженности по договору ЦЖЗ с требованием о ее погашении с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.
До настоящего времени задолженность по Договору ЦЖЗ Ответчиком в полном объеме не погашена. В связи с чем, размер задолженности Ответчика по состоянию на 18.10.2023 г. составил 127798, 98 руб., в том числе: - 74769 руб. - основная задолженность по договору ЦЖЗ (излишне перечисленные средства ЦЖЗ в банк); - 55029, 98 руб. - сумма пени в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
Таким образом, Ответчиком нарушены Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», и не исполнены обязательства по Договору ЦЖЗ. что нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Неисполнение ...ым Д.С. обязательств по договору ЦЖЗ в части невозврата излишне перечисленных накоплений в Банк нарушает права и законные интересы ФГКУ «Росвоеннпотека», действующего в интересах Российской Федерации.
Размер задолженности ответчиком не оспорен, доказательств погашения задолженности ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела не представлено.
Представленный истцом расчет суммы задолженности судом признается правильным, доказательств об ином ее размере ответчик в материалы дела не представил.
Таким образом, суд принимает во внимание, что в судебное заседание ...ым Д.С. не представлено доказательств освобождающих его как участника накопительно-ипотечной системы от возврата выплаченных сумм в погашение целевого жилищного займа.
Доводы ответчика о том, что данные денежные средства не подлежат возврату на основании ст. 1109 ГК РФ, поскольку он действовал добросовестно, своевременно уведомив истца о своем увольнении, не могут быть приняты судом.
Анализируя вышеперечисленные нормативно-правовые акты в их совокупности, следует, что участник НИС, уведомляя уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа о факте своего увольнения, позволяет не только приостановить погашение обязательств, но и направить запрос на предоставление сведений об исключении участника НИС из реестра в регистрирующий орган.
Таким образом, своевременное направление уведомления влияет на своевременное приостановление выплат, однако не лишает истца права обратиться за судебной защитой в случае образования переплаты.
Истец также просит взыскать пени в размере 55029, 98 руб.
Согласно п. 77 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», при исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов в течение б месяцев со дня направления участнику соответствующего уведомления.
В случае невозврата участником излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом участнику уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных в соответствии с настоящими Правилами процентов в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга и в течение 5 рабочих дней со дня такого обращения извещает об этом кредитора.
Вместе с тем, суд находит несостоятельными требования истца о взыскании с ответчика пени за период с 28.12.2019 г. по 01.07.2021 г. в сумме 69 196 руб. 89 коп. из расчета 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, исходя из ставки, установленной абз. 2 п. 77 Правил предоставления участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2008 г. N 370 по следующим основаниям.
На момент заключения между истцом и ответчиком договора целевого жилищного займа N от 12.10.2010 г. действовала редакция п. 31 названных Правил от 15.05.2022 г., согласно которой, в случае если участник уволен с военной службы и у него возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона, средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным федеральным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников, возвращаются участником уполномоченному федеральному органу без уплаты процентов.
Вместе с тем, в соответствии с адрес между сторонами Договора в случаях, установленными правилами на сумму остатка задолженности начисляются проценты по ставке, равной ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения оснований для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Таким образом, применимые к отношениям сторон нормы права предусматривают возможность начисления и взыскания с заемщика пени за пользование целевым займом, поэтому со ...фио в пользу ФГКУ "..." подлежат взысканию пени за период с 14.10.2021 по 13.12.2023 в размере 16014, 40 руб., а также пени за период с 14.12.2023 по дату вступления в законную силу решения суда о возврате задолженности включительно.
Согласно расчету суда, размер пени за каждый день просрочки платежа за период с 14.10.2021 г. по 13.12.2023 г. составляет 16014, 40 руб.:
14.10.2021 – 24.10.2021 11 365 6,75=152,10 руб.
25.10.2021 – 19.12.2021 56 365 7,5=860,36 руб.
20.12.2021 – 13.02.2022 56 365 8,5=975,07 руб.
14.02.2022 – 27.02.2022 14 365 9,5=272,45 руб.
28.02.2022 – 10.04.2022 42 365 20=1720,71 руб.
11.04.2022 – 03.05.2022 23 365 17=800,95 руб.
04.05.2022 – 26.05.2022 23 365 14=659,61 руб.
27.05.2022 – 13.06.2022 18 365 11=405,60 руб.
14.06.2022 – 24.07.2022 41 365 9,5=797,88 руб.
25.07.2022 – 18.09.2022 56 365 8=917,71 руб.
19.09.2022 – 23.07.2023 308 365 7,5=4731,96 руб.
24.07.2023 – 14.08.2023 22 365 8,5=383,06 руб.
15.08.2023 – 17.09.2023 34 365 12=835,77 руб.
18.09.2023 – 29.10.2023 42 365 13=1 118,46 руб.
30.10.2023 – 13.12.2023 45 365 15=1 382,71 руб.
Суд полагает, что указанная сумма неустойки соразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств и подлежит взысканию с ответчика в пользу ФГКУ "...".
Кроме того, суд считает возможным присудить в пользу истца неустойку в размере 0.1% суммы задолженности за каждый день просрочки, за период с 14.12.2023 по день вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая требования ...фио о взыскании с истца расходов на оплату услуг представителя суд не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны возместить все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 21.01.2016 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Выражение несогласия ответчика с доводами истца путем направления возражений на иск, по смыслу указанных выше разъяснений, не является тем оспариванием прав истца, которое ведет к возложению на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов.
Поскольку удовлетворение заявленного иска не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчика прав истца, судебные расходы в данном случае не подлежат взысканию с ФГКУ «...», что будет соответствовать принципу добросовестности лиц, участвующих в деле, и не нарушает баланс прав и интересов сторон (статьи 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в удовлетворении требований ...фио к ФГКУ «...» о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 руб. следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить частично.
Взыскать со ...а ... в пользу Федерального государственного казенного учреждения «...» денежные средства в размере 74029, 98 руб., пени в размере 16014, 40 руб., пени в размере 0,1 процента от суммы основного долга за каждый день просрочки, начиная с 14.12.2023 по день вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.
Заявление ...а ... о взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Перовский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Судья фио