Решение по делу № 2-1535/2020 (2-8058/2019;) от 26.11.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красногорск Московской области                 28 февраля 2020 года

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                     Комиссаровой Н.Н.,

при секретаре                             Ткачук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишина Дмитрия Сергеевича к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов,

УСТАНОВИЛ:

Мишин Д.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере <данные изъяты> руб.

По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ ему был поставлен диагноз «<данные изъяты>». В связи с наличием у него онкологического заболевания имеет право на получение бесплатного медикаментозного лечения. Ответчик не организовал обеспечение его жизненно необходимыми лекарственными препаратами: «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
(3 упаковки), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 упаковка), «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 упаковка), которые он вынужден был приобретать за свой счет, и имеет право на компенсацию своих расходов. Истец обращался к ответчику с претензией о выплате компенсации за приобретенные лекарства, однако данное требование ответчиком не было исполнено.

В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области по доверенности Власкова М.А в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что в 2018 году по данным Единой региональной информационной системы Московской области (ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты,
Мишин Д.С. был обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму <данные изъяты> руб., то есть сверх нормы установленной действующим законодательством за счет средств федерального и регионального бюджета. В 2019 году Мишин Д.С., согласно данным ЕРИС, был обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму <данные изъяты> руб., то есть также сверх установленной нормы. Самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в отсутствие оформленных надлежащим образом рецептов не может являться основанием взыскания денежных средств с Министерства.

Выслушав пояснения представителя истца, с учетом возражений ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справкам серии МСЭ- , ФИО1 является инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 26, 78).

Представленными в дело документами подтверждено, что Мишин Д.С. наблюдается в Московском областном <данные изъяты> диспансере с ДД.ММ.ГГГГ года, диагноз: «<данные изъяты>. Мишину Д.С. при имеющемся у него диагнозе рекомендована терапия ингибиторами <данные изъяты> и <данные изъяты> (<данные изъяты>)
<данные изъяты> мг <данные изъяты> раза в сутки внутрь длительно, <данные изъяты> (<данные изъяты>) <данные изъяты> мг <данные изъяты> раз в сутки внутрь длительно (л.д. 9, 74-77).

Из ответа ГБУ МО Мособлмедсервис от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на препарат <данные изъяты> <данные изъяты> мг. поставлен на отсроченное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии <данные изъяты>
от ДД.ММ.ГГГГ на препарат <данные изъяты> <данные изъяты> мг. поставлен на отсроченное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на препарат <данные изъяты> <данные изъяты> мг. поставлен на отсроченное обеспечение
ДД.ММ.ГГГГ, рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на препарат <данные изъяты> <данные изъяты> мг. х поставлен на отсроченное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на препарат <данные изъяты> <данные изъяты> мг. поставлен на отсроченное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, рецепт обслужен ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются также сведениями, содержащимися в карточке движения товара и журнале отсроченных препаратов на 2018-2019 годы.

Представленными в материалы дела товарными чеками, кассовыми чеками, товарными накладными подтверждено, что Мишиным Д.С. затрачены денежные средства на приобретение:

ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> мг , 1 упаковка на сумму <данные изъяты> руб.;

ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> мг , 1 упаковка на сумму <данные изъяты> руб.;

ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> мг , 1 упаковка на сумму <данные изъяты> руб.;

ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> мг , 1 упаковка на сумму <данные изъяты> руб.;

ДД.ММ.ГГГГ лекарственного препарата <данные изъяты> мг , 1 упаковка на сумму <данные изъяты> руб.

Разрешая требования Мишина Д.С. по существу, суд исходит из следующего.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии ч. 2 ст. 18 Закона Московской области от 23.03.2006 года
№ 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, страдающим социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень № 890).

В перечень групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно входят инвалиды второй группы, в перечень лекарственных средств которыми они обеспечиваются входят все лекарственные средства.

При этом в разделе Перечня № 890 "Категории заболеваний" названы "онкологические заболевания", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".

В соответствии со статьей 13 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.

Согласно положениям ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, среди прочих граждан, инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 6.3 п. 5 ФЗ № 178).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», в соответствии с положениями которого за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3)

Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п. 2.4)

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (п. 2.7).

Согласно ст. 23 Закона Московской области № 132/2013-ОЗ
«О здравоохранении в Московской области» меры социальной поддержки в виде полного возмещения стоимости лекарственных препаратов, используемых в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, для обеспечения лечебного процесса, проводимого в амбулаторных условиях, устанавливаются в отношении граждан, страдающих социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. 3 ч. 1).

Согласно ст. 24 названного Закона финансирование предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом Московской области, по направлению компенсации стоимости лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и расходных материалов для обеспечения лечебного процесса при лечении отдельных заболеваний в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, установлены меры социальной поддержки, включая дополнительное обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и расходными материалами (пп. 5 ч. 3).

    Указанные выше необходимые Мишину Д.С. лекарственные препараты входят в «Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018-2019 годы», утвержденные Распоряжениями Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р и от 10.12.2018 № 2738-р.

    На основании решения врачебной комиссии ГБУЗ МО "Московский областной <данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на бесплатное получение жизненно необходимых лекарственных препаратов, которые выписывались ему лечащим врачом, однако, Мишин Д.С. не был обеспечен ими в 2018-2019 годах своевременно и в полном объеме, что подтверждено не обеспеченными рецептами, ответом ГБУ МО Мособлмедсервис, и приобрел препараты за счет собственных средств. Указанное обстоятельство подтверждается копиями товарных и кассовых чеков на сумму <данные изъяты> рубля.

Статья 15 ГК РФ, предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Принимая во внимание факт установления истцу инвалидности, а также подтвержденную и не оспариваемую ответчиком необходимость получения Мишиным Д.С. лекарственных препаратов по медицинским показаниям, прерывание которых является жизнеугрожающим, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика расходов, понесенных на приобретение лекарственных средств, которые в силу положений пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ должны были ему предоставлены бесплатно и своевременно по медицинским жизненным показаниям по заключению врачебной комиссии.

Доводы ответчика о том, что на 2018-2019 год истец был обеспечен всеми необходимыми лекарственными препаратами сверх нормы, установленной действующим законодательством за счет средств федерального и регионального бюджета, а самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в отсутствие оформленных надлежащим образом рецептов не может являться основанием взыскания денежных средств с Министерства, суд отклоняет, как несостоятельные, поскольку в деле имеется ответ ГБУ Московской области «Мособлмедсервис», подтверждающий, что рецепты были выписаны, но не обеспечены в десятидневный срок. При этом, ответчиком также не представлено доказательств по принятию всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения Мишина Д.С. лекарственными препаратами. В то время как необходимость и обоснованность приобретения Мишиным Д.С. лекарственных препаратов подтверждена документально.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мишина Дмитрия Сергеевича к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов - удовлетворить.

    Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Мишина Дмитрия Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья                        Н.Н. Комиссарова

2-1535/2020 (2-8058/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мишин Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Комиссарова Н.Н.
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.11.2019Передача материалов судье
29.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021Дело оформлено
29.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее