УИД: 36RS0018-01-2021-000377-07
№2а-317/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Каширское 10 августа 2021 г.
Каширский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Тюльковой Н.В.,
при секретаре Жуковой И.Ю.,
с участием административного ответчика Барышниковой Е.А..,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС России №17 по Воронежской области к Барышниковой Елене Анатольевне о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области (далее МИФНС России №17 по Воронежской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, Барышниковой Е.А., о взыскании обязательных платежей и санкций. Свои требования обосновывает тем, что административный ответчик как физическое лицо состоит на налоговом учете. Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, В РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, В связи с приведением в соответствие карточки с бюджетом налогоплательщика, по данным страховой компании ООО «СК Ренессанс Жизнь» за Барышниковой Е.А. числится недоимка по НДФЛ за 2018г. в сумме 15600 руб. 00 коп. с полученной суммы дохода 120 000 руб. 00 коп, согласно справки о доходах №3443 от 25.02.2019. Срок уплаты установлен ст. ст. 227,228 НК РФ. В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начислены пени за период с 02.12.2019 по 22.12.2019 в сумме 66 руб. 69 коп. Просят взыскать задолженность в размере НДФЛ за 2018г. в размере 5 274 руб. 27 коп., пеню в размере 66 руб. 69 коп.
В судебное заседании представитель административного истца МИФНС России №17 по Воронежской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик иск не признала.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 224 НК РФ).
В соответствии со ст. 213 НК РФ в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.
Согласно подпункту 4 пункта 1, пункту 2 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Барышникова Е.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России №17 по Воронежской области в качестве налогоплательщика.
Административный истец установил неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.
Административный ответчик имеет задолженность в размере 5 340 руб. 96 коп., из которых: 5 274 руб. 27 коп. – НДФЛ за 2018 год, 66 руб. 69 коп. – пени за НДФЛ за период с 02.12.2019 по 22.12.2019.
Согласно данных, предоставленных административному истцу обществом с ограниченной ответственностью «СК Ренессанс Жизнь», налогоплательщиком получен доход в сумме 120 000 рублей, на который начислен НДФЛ в сумме 15 600 руб. за 2018 год.
В адрес налогоплательщика направлено требование № 48153 со сроком уплаты налога до 24.01.2020, которое осталось без удовлетворения.
Налоговая инспекция обратилась на судебный участок № 1 Левобережного судебного района Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Барышниковой Е.А. спорной недоимки.
13.05.2020 мировой судья судебного участка № 1 Левобережного судебного района Воронежской области вынес судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу МИФНС России №17 по Воронежской области задолженности в указанном размере.
На основании заявления должника мировым судьей судебного участка № 1 Левобережного судебного района Воронежской области, вынесено определение от 04.02.2021 об отмене судебного приказа от 13.05.2020.
В связи с тем, что в установленный срок обязанность по уплате налога и пени налогоплательщиком выполнена не была, налоговая инспекция, руководствуясь ч. 1 ст. 48 НК РФ, обратилась сначала в мировой суд за выдачей судебного приказа о взыскании налога и пени, а после отмены судебного приказа в связи с возражениями относительно его выдачи со стороны административного ответчика – в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании налога и пеней.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 16.06.2021 в срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ.
Согласно заявлению административного ответчика страховые выплаты от страховщика ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» Барышникова Е.А. не получала.
Из ответа ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» от 02.08.2021 следует, что 29.06.2017 между ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» и Барышниковой Е.А. были заключены договоры страхования по программе страхование Наследие 2.1 № 2142515658 и договор страхования по программе страхование Наследие 2.1 № 2142515697 на срок 10 лет, которые расторгнуты 30.07.2018 в связи с неоплатой очередного взноса. По данным договорам (по каждому) Барышниковой Е.А. уплачена сумма страховой премии в размере 57 500 рублей за 2017 год за страхование жизни. Поскольку страхователь на дату расторжения договора страхования не предоставил справку из налогового органа, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, из рассчитанной к возврату суммы части страховой премии был удержан НДФЛ в соответствии со ст. 213 НК РФ.
Налоговый вычет по спорному договору страхования административному ответчику не предоставлялся.
Доказательств получения административным ответчиком налогового вычета по договору страхования с ООО «СК «Ренессанс Жизнь», как и предоставления страхователю Барышниковой Е.А. страховой выплаты, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил :
в удовлетворении административного иска МИФНС России №17 по Воронежской области к Барышниковой Елене Анатольевне о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Тюлькова
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2021.
УИД: 36RS0018-01-2021-000377-07
№2а-317/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Каширское 10 августа 2021 г.
Каширский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Тюльковой Н.В.,
при секретаре Жуковой И.Ю.,
с участием административного ответчика Барышниковой Е.А..,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда административное дело по административному иску МИФНС России №17 по Воронежской области к Барышниковой Елене Анатольевне о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Воронежской области (далее МИФНС России №17 по Воронежской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, Барышниковой Е.А., о взыскании обязательных платежей и санкций. Свои требования обосновывает тем, что административный ответчик как физическое лицо состоит на налоговом учете. Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, В РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, В связи с приведением в соответствие карточки с бюджетом налогоплательщика, по данным страховой компании ООО «СК Ренессанс Жизнь» за Барышниковой Е.А. числится недоимка по НДФЛ за 2018г. в сумме 15600 руб. 00 коп. с полученной суммы дохода 120 000 руб. 00 коп, согласно справки о доходах №3443 от 25.02.2019. Срок уплаты установлен ст. ст. 227,228 НК РФ. В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начислены пени за период с 02.12.2019 по 22.12.2019 в сумме 66 руб. 69 коп. Просят взыскать задолженность в размере НДФЛ за 2018г. в размере 5 274 руб. 27 коп., пеню в размере 66 руб. 69 коп.
В судебное заседании представитель административного истца МИФНС России №17 по Воронежской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик иск не признала.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 224 НК РФ).
В соответствии со ст. 213 НК РФ в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.
Согласно подпункту 4 пункта 1, пункту 2 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Барышникова Е.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России №17 по Воронежской области в качестве налогоплательщика.
Административный истец установил неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.
Административный ответчик имеет задолженность в размере 5 340 руб. 96 коп., из которых: 5 274 руб. 27 коп. – НДФЛ за 2018 год, 66 руб. 69 коп. – пени за НДФЛ за период с 02.12.2019 по 22.12.2019.
Согласно данных, предоставленных административному истцу обществом с ограниченной ответственностью «СК Ренессанс Жизнь», налогоплательщиком получен доход в сумме 120 000 рублей, на который начислен НДФЛ в сумме 15 600 руб. за 2018 год.
В адрес налогоплательщика направлено требование № 48153 со сроком уплаты налога до 24.01.2020, которое осталось без удовлетворения.
Налоговая инспекция обратилась на судебный участок № 1 Левобережного судебного района Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Барышниковой Е.А. спорной недоимки.
13.05.2020 мировой судья судебного участка № 1 Левобережного судебного района Воронежской области вынес судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу МИФНС России №17 по Воронежской области задолженности в указанном размере.
На основании заявления должника мировым судьей судебного участка № 1 Левобережного судебного района Воронежской области, вынесено определение от 04.02.2021 об отмене судебного приказа от 13.05.2020.
В связи с тем, что в установленный срок обязанность по уплате налога и пени налогоплательщиком выполнена не была, налоговая инспекция, руководствуясь ч. 1 ст. 48 НК РФ, обратилась сначала в мировой суд за выдачей судебного приказа о взыскании налога и пени, а после отмены судебного приказа в связи с возражениями относительно его выдачи со стороны административного ответчика – в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании налога и пеней.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 16.06.2021 в срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ.
Согласно заявлению административного ответчика страховые выплаты от страховщика ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» Барышникова Е.А. не получала.
Из ответа ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» от 02.08.2021 следует, что 29.06.2017 между ООО «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» и Барышниковой Е.А. были заключены договоры страхования по программе страхование Наследие 2.1 № 2142515658 и договор страхования по программе страхование Наследие 2.1 № 2142515697 на срок 10 лет, которые расторгнуты 30.07.2018 в связи с неоплатой очередного взноса. По данным договорам (по каждому) Барышниковой Е.А. уплачена сумма страховой премии в размере 57 500 рублей за 2017 год за страхование жизни. Поскольку страхователь на дату расторжения договора страхования не предоставил справку из налогового органа, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, из рассчитанной к возврату суммы части страховой премии был удержан НДФЛ в соответствии со ст. 213 НК РФ.
Налоговый вычет по спорному договору страхования административному ответчику не предоставлялся.
Доказательств получения административным ответчиком налогового вычета по договору страхования с ООО «СК «Ренессанс Жизнь», как и предоставления страхователю Барышниковой Е.А. страховой выплаты, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил :
в удовлетворении административного иска МИФНС России №17 по Воронежской области к Барышниковой Елене Анатольевне о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Тюлькова
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2021.