Дело № 2-1245/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 14 августа 2018 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием представителя административного истца Юдиной Л.П.,
при секретаре Толстихиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макаренко В.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения от 12 апреля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Макаренко В.В. обратилась суд иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок расположенный под жилым домом. Требования мотивировала тем, что в 1975 году решением Красноярского городского совета депутатов трудящихся исполнительного комитета № 346 земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен Г.И.К. в бессрочное пользование под строительство жилого дома на праве личной собственности. После смерти Г.И.К., умершего ДД.ММ.ГГГГ в наследство вступил его сын Г.П.И. что подтверждается свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Г.П.И. умер, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ за Г.В.Г. на основании решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 12 января 2009 года зарегистрирована доля в праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> на жилой дом по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за Ш.Г.П. на основании решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 12 января 2009 года зарегистрирована доля в праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> на жилой дом по адресу: <адрес>. На основании договора дарения от 04 марта 2009 года <данные изъяты> доли Г.В.Г. и <данные изъяты> доля Ш.Г.П. переданы Ш.А.В., что подтверждается записью в ЕГРП о регистрации №. 11 марта 2014 года истец Макаренко В.В. на основании договора купли-продажи приобрела у Ш.А.В. жилой дом, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес> Право собственности истца Макаренко В.В. на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП. Площадь земельного участка расположенного по адресу: <адрес> сформирована ООО «ПКФ Ирбис», категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, в размере, указанном в Заключении Департамента градостроительства администрации Красноярска от 22.08.2014г. – <данные изъяты> Истец приводя правовые обоснования просила признать за Макаренко В.В. право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли жилой застройки (индивидуальной), расположенный по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела истец Макаренко В.В. уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 12 апреля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления Макаренко В.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска повторно рассмотреть заявление Макаренко В.В. по состоянию на день его первоначальной подачи в соответствии с установленной законом процедурой.
В связи с изменением предмета иска, суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Административный истец Макаренко В.В. в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов своему представителю Юдиной Л.П.
Представитель административного истца Юдина Л.П. (доверенность от 15 декабря 2017 года) в судебном заседании административные исковые требования поддержала, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Блах Е.В. (доверенность от 22 января 2018 года) в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, направила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала что, земельный участок расположен в двух территориальных зонах установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. № В-122 (в ред. решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 № 18-223): объектов обеспечения производственной деятельности (П-4), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полоном объеме.
Представитель заинтересованного лица заместитель руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Варфоломеева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, направила возражение на административное исковое заявление, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители заинтересованных Земельной кадастровой палаты по Красноярскому краю, Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие и возражений по существу иска не предоставили.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В силу п.6,7 ст.11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением исполкома Советского района Совета депутатов трудящихся от 26 августа 1957 года застройщику Г.И.К. предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок, имеющий по фасаду 24 метров, по задней меже 24 метров, по правой меже 34 метров, по левой меже 34 метров, для возведения одноэтажного жилого дома, состоящего из двух комнат, что подтверждается договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности.
Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Красноярской государственной нотариальной конторы Т.Н.Б.., наследником имущества оставшегося после смерти наследодателя Г.И.К. умершего ДД.ММ.ГГГГ является сын Г.П.И. Наследственное имущество состоит из целого одноэтажного, каркасно-засыпного домовладения с жилой площадью <данные изъяты> находящегося по <адрес> расположенного на участке земли мерой <данные изъяты>
Из архивной выписки от 01 декабря 2006 года следует, что на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся № 346 от 05 августа 1975 года <адрес> переименована в улицу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Г.П.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти №.
На основании решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 12 января 2009 года за Ш.Г.П. признано право собственности в размере <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, назначение: жилое, 1- этажный, общей площадью <данные изъяты> инв. №, лит. А1 по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 12 января 2009 года за Г.В.Г. признано право собственности в размере <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, назначение: жилое, 1- этажный, общей площадью <данные изъяты> инв. №, лит. А1 по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи от 11 марта 2014 года Ш.А.В. (продавец) продал Макаренко В.В. (покупателю) жилой дом, 1-этажный, общей площадью <данные изъяты> инв. №, лит. А1, жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес> Отчуждаемый жилой дом принадлежит продавцу на праве собственности (основание: договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, свидетельство о государственной регистрации права от 11 ДД.ММ.ГГГГ серия №.
Право собственности Макаренко В.В. на указанный жилой дом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 мая 2018 года № следует, что жилой дом с местоположением <адрес> имеет площадь <данные изъяты> год завершения строительства – 1975.
Макаренко В.В. с целью оформления права собственности на земельный участок, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, по адресу: <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № М-3267 от 12 апреля 2018 года административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. № В-122 (в ред. решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 № 18-223): объектов обеспечения производственной деятельности (П-4), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа Красноярск утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Анализируя положения действующего законодательства, суд полагает, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предоставлении Макаренко В.В. испрашиваемого земельного участка противоречит действующему законодательству, согласно положениям которого предусмотрено право граждан получить в собственность за плату земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, права
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 статья 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в 1975 году, право собственности на жилой дом за истцом зарегистрировано 17 марта 2014 года то есть до утверждения Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122, а также до утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск, утверждённого постановлением администрации г. Красноярска №833 от 25.12.2015г.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, Проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск, приняты и вступили в силу после приобретения истцом права собственности на жилой дом, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ территориальная зона, в которой расположен жилой дом истца при утверждении правил землепользования и застройки должна была определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого жилым домом не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При таком положении суд приходит к выводу, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> под жилым домом истца не изъят из оборота, и не ограничен в обороте, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами. В 1957 году решением исполкома Советского района Совета депутатов трудящихся земельный участок был отведен застройщику Горелкину И.К. для возведения жилого дома. В связи с чем, по смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка занимаемого гаражом не может быть ограничено ответчиком.
Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не может находиться в частной собственности, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования Макаренко В.В. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Макаренко В.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения № М-3267 от 12 апреля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № М-3267 от 12 апреля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления Макаренко В.В. земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес>
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность предварительно согласовать предоставление Макаренко В.В. земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка под жилым домом по адресу: <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Бойко