Дело №2-1645/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2018 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при секретаре Лашко М.В., с участием представителя истца Светлова В.А. по доверенности Бровцевой И.Г., представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края по доверенности Гущиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Светлова Валерия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края, государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения,
установил:
Светлов В.А. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края, государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, мотивируя свои требования тем, что Светлов Валерий Александрович, 10.12.1966 г.р., гражданин РФ, родился в г. Омске, что подтверждается сведениями, имеющимися в его паспорте серии 52 11 № 073930, выданным 28.12.2011 года ОУФМС России по Омской области в Ленинском Административной округе г. Омска.
В 1984 году истец закончил 10 классов средней школы № 51 г. Кривой Рог, Днепропетровской области УССР. В период обучения в общеобразовательной школе он также получил музыкальное образование, по классу валторна. По окончании школы, 10.12.1984 года истец был призван в ряды СА, и, согласно приказу № 290 от 12.12.1984 года был зачислен музыкантом духового оркестра военной части, где проходил службу по 19.11.1986 года, что подтверждается записями в военном билете серии НУ № 93 52 309, выданном Саксаганским районным военкоматом г. Кривой Рог Днепропетровской области УССР, что подтверждается сведениями, имеющимися в моем военном билете.
С 1989 года по 1994 год истец обучался в Харьковском институте искусств им. Котляревского по специальности - инструментальное исполнение «оркестровые духовные инструменты», по классу валторна, истцу присвоена квалификация артиста оркестра, артиста камерного ансамбля, преподавателя, о чем выдан диплом серии КЗ № 003 910, регистрационный № 6000 от 25.06.1994 года, вкладыш к диплому.
После обучения в ВУЗе истец был трудоустроен, работает до настоящего времени.
Считает, что он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
24.12.2016 года истец обратился в Кисловодское отделение Управления Пенсионного фонда России по СК.
При рассмотрении его заявления, решением № 5 от 28.04.2017 года ГУ УП фонда РФ по г-к Кисловодску истцу отказано в досрочном назначении и начислении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа.
Отказ УПФ по г. Кисловодску истец считает неправомерным по следующим причинам:
Так, согласно записям в трудовой книжке истца он работал в следующие периоды времени:
С 20.11.1990 г - 13.10.1993 г. (зачислен приказом № 193 от 22.11.1990 г артистом оркестра духовых инструментов Харьковского академического театра оперы и балета, 17 разряда, уволен приказом № 452 /к от 14.10.1993 г, по собственному желанию, записи в трудовой книжке № 1-3).
При рассмотрении вопроса о назначении и начислении мне досрочной пенсии по старости, указанный период трудового стажа учтен: - всего 2 года, 10 мес., 23 дня. .
2. С 21.09.1993 г по 02.10.1995 г. (принят артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея (валторны), приказом №32-л от 21.09.1993 г, присвоен 13 разряд ЕТС, 04.01.1994 г - присвоен 14 разряд, уволен по собственному желанию, приказом № 69-л от 21.09.1995 г, записи в трудовой книжке № 4-6).
При рассмотрении вопроса о назначении и начислении мне досрочной пенсии по старости, трудовой стаж, всего 2 года 11 дней, не учтен, в связи с отсутствием в учреждении первичных документов, подтверждающих игру на духовых инструментах – валторне.
3. С 12.03.1996 г по 24.11.1998 г. (принят артистом – валторнистом, 14 разряда, симфонического оркестра Концертного объединения при Министерстве культуры Республики Адыгея приказом № 34-л от 12.03.1996 г., уволен по собственному желанию приказом № 178-л от 20.11.1998 г, записи в трудовой книжке № 7-9).
Трудовой стаж учтен, всего 2 года 8 месяцев 12 дней, при этом исключен период пребывания в отпуске без сохранения заработной платы с 12.07.1996 г по 30.07.1996 г, всего 19 дней.
4. С 13.12.1998 г по 31.08.2011 г. (принят в Омский академической симфонический оркестр Омской областной филармонии на должность артиста высшей категории группы валторна, регулятором группы, 17 разряд ЕТС, приказом № 150-л от 26.12.1998 г, уволен по п. 3 ст. 77 ТК РФ, по инициативе работника, приказом № 273 л/с от 29.08.2011 г, записи в трудовой книжке № 10-13).
Трудовой стаж учтен, всего 12 лет 8 мес 18 дней, при этом исключен период пребывания в отпуске без сохранения заработной платы с 28.06.2005 г по 30.06.2006 г, всего 3 дня. .
5. С 01.09.2011 г по 31.08.2012 г (принят артистом оркестра в группу валторн Омского академического симфонического оркестра приказом № 369-л/с от 01.09.2011 г, уволен приказом № 234-л/с от 20.08.2012 г, по п 2 ст 77 ТК РФ, по истечении трудового договора, записи в трудовой книжке № 14-15). Трудовой стаж учтен, всего 11 мес 30 дней.
6. С 01.09.2012 г по 30.09.2012 г (принят артистом оркестра высшей категории в группу валторн (духовые инструменты) в Омский академической симфонический оркестр приказом № 342-л/с от 03.09.2012г, уволен по п 3 ст 77 ТК РФ, по инициативе работника, приказом № 381 л/с от 27.09.2012 г, записи в трудовой книжке № 16-17). Трудовой стаж учтен, всего 29 дней. .
7. С 05.10.2012 г по 19.06.2013 г (принят в качестве артиста оркестра (валторна) вГАУК РБ «Бурятский государственный ордена Ленина академи-ческий театр оперы и балета им. Цыдынжалова» по приказу № 678-к от 09.10.2012 г, уволен в связи с истечением контракта приказом № 346-к от 04.06.2013 г, записи в трудовой книжке № 18-19).
Трудовой стаж учтен, всего 8 мес. 14 дней.
8. С 12.08.2013 г по 19.09.2013 г (принят артистом высшей категории, по классу валторна, в Государственный симфонический оркестр ГБУ РА «Государственной филармонии Республики Адыгея» приказом № 218-к от 15.08.2013 г, уволен по собственному желанию, по п 3 ст 77 ТК РФ приказом № 260-к от 16.09.2013 г, записи в трудовой книжке № 20-22).
Трудовой стаж учтен, всего 1 мес 7 дней, при расчете льготного трудового стажа исключен период с 02.09.2013 г по 11.09.2013 года, всего 10 дней, пребывания в трудовом отпуске без сохранения заработной платы.
9. С 01.10.2013 г по 28.12.2016 года (принят приказом № 227 К от 01.10.2013 г в академический симфонический оркестр им В.И. Сафонова, МК РФ ФГБУК «Государственной филармонии на КМВ» артистом симфонического оркестра (валторна), работает до настоящего времени, запись в трудовой книжке № 23).
Трудовой стаж учтен, всего 3 года 2 мес 28 дней, при этом, при расчете льготного трудового стажа исключен период с 27.01.2014 г по 09.02.2014 года, всего 14 дней, пребывания в трудовом отпуске без сохранения заработной платы, период с 01.11.2015 г по 31.01.2016 года, т.к. работа протекала в режиме неполного рабочего времени, всего 20 мес.
При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кисловодским отделом УПФ РФ, не включен в трудовой стаж период работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея со ссылкой на то, что в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие игру на духовых инструментах – валторне, всего 2 года 11 дней.
Также в стаж не включен период прохождения срочной военной службы в Армии с 11.12.1984 года по 19.11.1986 года, что составляет 1 г 11 мес.ж 9 дней, с указанием на необходимость прохождения службы «по специальности., т.е. прохождения службы в должностях и театрально зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных Списком».
Позицию Кисловодского отделения УПФ РФ истец считает незаконной, поскольку в его трудовой книжке имеется запись о том, что в период с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, он был принят артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея с указанием группы инструмента – валторны.
Военный билет и учетно-послужная карточка к нему содержат сведения о том, что военную службу истец проходил в составе духового оркестра.
Решениями ГУ УП Ф РФ по г. Кисловодску № 5 от 28.04.2017 года и № 19 от 15.12.2017 года, истцу отказано во включении в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, с 11.12.1984 года по 19.11.1986 года, в качестве рядового, музыканта военных оркестров, со ссылкой на отсутствие документального подтверждения игры на духовых инструментах и занятости в профессиональных художественных коллективах, ссылаясь на то обстоятельство, что военный билет и предоставленные истцом документы не содержат сведений о том, что при прохождении им военной службы в составе военного оркестра, нет сведений о том, что он играл на духовом инструменте.
Позицию ответчика по делу считает незаконной по следующим причинам:
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01.01.2002 года возможна по ранее действовавшему законодательству.
П. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с п.п. 1 п1 ст 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артистам драматических театров, достигшим 50 летнего возраста и специального стажа 25 лет.
При назначении досрочных трудовых пенсий по старости Пенсионный фонд руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года №447.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 года № 447 «Об утверждении Списка профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет », в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий включается время их военной службы по специальности.
В период прохождения истцом военной службы на территории СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 28.12.1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов».
Пп. 2 п. 1 данного Постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы не менее 25 лет.
Согласно п. 3 постановления, в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию.
Согласно п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.
Как следует из п. 2 вышеуказанного постановления в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра.
К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене.
Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 22.10.1993 года N 489 "О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации" были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой инструкции указано, что должности, обозначенные "*" (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала.
Инструкцией "О порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 года N 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории.
Таким образом, при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, то есть статью 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до 1 января 2002 года, и подпункт 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Т.о., с 1984 по 1986 год истец проходил военную службу в должности музыканта, артиста оркестра на базе среднего музыкального образования, по классу валторна, что в дальнейшем позволило мне поступить и закончить Харьковский институт искусств по соответствующему направлению. Никакой другой специальности у меня не было.
Согласно сведениям, содержащимся в военном билете:
- параграф 1, п. 6 (стр. 1), в сведениях об основной гражданской специальности, указано «артист оркестра»;
- параграф 16 (стр. 5): в заключении командования части об использовании в военное время, указано «музыкант»; - в параграфе 27 (стр.12): в сведениях о наименовании военно-учетной специальности и должностной квалификации, указано: «музыкант военных оркестров», код АК-74. Пункт 4 учетно-послужной карточки к военному билету в графе «наименование ВУС» указано «военных оркестров» .
К материалам дела приобщена копия диплома за № 6000, выданного Харьковским институтом искусств, согласно которому мне присвоена специальность инструментальное исполнительство – валторна.
Таким образом, истец считает, что в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, должен быть включен период с 12.12.1984 года (приказ № 290 от 12.12.1984 года) по 19.11.1986 года (приказ № 270 от 19.11.1986 года) прохождения им срочной военной службы в должности рядового, музыканта военного оркестра Днепропетровского ВЗРКУ ПВО, всего 1 год 11 месяцев и 7 дней.
Период работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея.
При этом сотрудники Кисловодского отделения ГУ УПФ РФ ссылаются на отсутствие сведений в архиве организации работодателе о том, что в указанный период работы в симфоническом оркестре Министерства культуры Республики Адыгея отсутствуют сведения о том, что истец играл на духовом инструменте (валторна).
Позицию ГУ УПФ РФ в данной части считает незаконной, поскольку в трудовой книжке, предоставленной при обращении с заявлением о назначении пенсии в записи от 21.09.1993 года, сделанной при приеме в указанную организацию, имеется ссылка на духовой инструмент.
В соответствии с требованиями действующего и ранее действовавшего законодательства Трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим права на назначение пенсии.
Так, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 24.03.2014) "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», ст.66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Не включение в льготный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 12.07.96 г по 30.07.96 г, всего 19 дней, с 28.06.05 г по 30.06.05 г, всего 3 дня, с 02.09.13 по 11.09.2013 года, всего 8 дней, с 27.01.14 г по 09.02.14 г, всего 14 дней, считает неправомерным, поскольку за указанные периоды предприятиями-работодателями уплачивались взносы в Пенсионный фонд, за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.
Исключение периода работы на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2015 по 31.01.2016 года считает незаконным, поскольку установление режима являлось инициативой организации работодателя.
Согласно п.d) ст. 1 Конвенции № 175 о работе на условиях неполного рабочего времени, ратифицированной Федеральным законом № 36-ФЗ от 02.03.2016 года «» не считаются трудящимися, занятыми неполное рабочее время, трудящиеся, занятые полное рабочее время, оказавшиеся в условиях частичной безработицы, вследствие имеющего коллективный характер временного сокращения нормальной продолжительности их рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам»
На основании изложенного, истец просит суд признать за ним Светловым Валерием Алексеевичем, право на назначение досрочной пенсии по старости, с момента первого обращения в УПФ РФ.
Включить в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости: - период прохождения срочной службы с 11.12.1984 по 19.11.1986 года, в качестве рядового, музыканта военных оркестров;
- период работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея,
- периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 12.07.96 г по 30.07.96 г, всего 19 дней, с 28.06.05 г по 30.06.05 г, всего 3 дня, с 02.09.13 по 11.09.2013 года, всего 8 дней, с 27.01.14 г по 09.02.14 г, всего 14 дней;
- период работы на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2015 по 31.01.2016 года.
Признать незаконными: - решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 5 от 28.04.2017 года, вынесенное по заявлению от 28.12.2016 года; - решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 19 от 15.12.2017 года, вынесенное по заявлению от 15.09.2017 года.
Представителем ответчика государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю заместителем управляющего отделением Гупало Р.В. на исковые требования Светлова В.А. представлены возражения, в которых он просит оставить исковые требования Светлова В.А. без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно пункту 2 данной статьи государственные пенсии устанавливаются законом. Требование соблюдения законодательных актов распространи органы государственной власти, а также на всех должностных лиц. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права граждан на обеспечение.
С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устав в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Условия досрочного пенсионного обеспечения лиц, занятых особыми условиями труда, изложены в статье 30 Закона № 400-ФЗ.
Правом на досрочную страховую пенсию по старости согласи» части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не лет и достигшие возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 400- соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страх по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утв. Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее - Постановление № 665).
Согласно пункту 1 Постановления № 665 при определении соответствующих видах работ при назначении пенсии лицам, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально организациях, применяется Список профессий и должностей театров и других театрально-зрелищных предприятий и к творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет г статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях и утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08. с применением положений пункта 2 указанного постановления (далее - Постановление № 447 и Список № 447).
В соответствии со Списком № 447 правом на досрочную пенсию по старости пользуются артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) профессиональных художественных коллективах, при стаже деятельности не менее 25 лет.
Согласно пункту 2 Постановления № 447 в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
На основании пункта 3 Постановления № 665 исчисление периодов соответствующей работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила №516).
Согласно пункту 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наряду с периодами работы в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, работы в течение неполного рабочего дня в стаж на соответствующих видах работ не засчитываются.
Согласно статье 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пен старости. Указанная справка выдается организацией, в которой протекает работа, либо правопреемником или архивной организацией.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивиду (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной в страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года №958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ необходимы документы, подтверждающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Светлов В.А. обратился 28.12.2016 в Управление ПФР по городу - Кисловодску с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Дата регистрации заявителя в системе обязательного пенсионного страхования - 23.12.1999.
Управлением ПФР по городу-курорту Кисловодску в стаж деятельности заявителя в соответствии со Списком № 447 были включены в периоды его работы артистом на духовом музыкальном инструменте (валторне) в профессиональных художественных коллективах:
- в Харьковском академическом театре оперы и балета им. Н.В.Лысенко с 20.11.1990 по 13.10.1993;
- в симфоническом оркестре Концертного объединения при Министерстве культуры Республики Адыгея с 12.03.1996 по 11.07.1996 и с 01.08.1996 по 24.11.1998;
- в симфоническом оркестре Омской с филармонии с 13.12.1998 по 27.06.2005 и с 01.07.2005 по 30.09.2012;
- Бурятском государственном академическом театре оперы и балета с 05.10.2012 по 19.06.2013;
- в симфоническом оркестре Государственной филармонии Республики Адыгея с 12.08.2013 по 01.09.2013 и с 12.09.2013 по 19.09.2013;
- симфоническом оркестре Северо-Кавказской филармонии им. В.И.Сафонова с 01.10.2013 по 26.01.2014, с 10.02.2014 по 31.10.2015 и с 01.02.2016 по 28.12.2016 (дата обращения за назначением пенсии).
Период работы Светлова В.А. в Министерстве культуры Республики Адыгея с 21.09.1993 по 02.10.1995 артистом симфонического оркестра не включен в стаж творческой деятельности, поскольку документа, которым подтверждена работа в этот период на духовых инструментах как предусмотрено Списком № 447.
В ходе документальной проверки, проведенной специалистами Управления ПФР в г.Майкопе Республики Адыгея (акт от 13.03.2017 года № 106 было установлено, что согласно приказу от 21.09.1993 № 32 (ссылка на который содержится в трудовой книжке) истец был принят на работу с 21.09.1993 артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея. Сведения о виде музыкального инструмента в приказе о приеме на работу отсутствуют. Таким образом, запись № 4 о приеме на работу в трудовой книжке истца (где указано — валторна) не соответствует приказу о приеме на работу истца (где нет указания на вид музыкального инструмента).
Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (действовала в период работы истца), записи в трудовой книжке о приеме на работу должны точно соответствовать тексту приказа о приёме на работу.
Запись № 4 о приеме на работу в трудовой книжке истца внесена с нарушением требований вышеуказанной инструкции.
Работодателем истцу не была выдана справка, уточняющая занятость на работах с особыми условиями труда, поскольку в организации отсутствуют документы, подтверждающие его занятость на духовых музыкальных инструментах.
Период работы заявителя в Северо-Кавказской филармонии им.В.И. Сафонова с 01.11.2015 по 31.01.2016 не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как индивидуальные сведения за данный период сданы страхователем без указания кода льготной работы, поскольку работа протекала в режиме неполного рабочего дня, что не соответствует требованиям Правил № 516.
Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения заявителя в отпусках без сохранения заработной платы с 12.07.1996 по 30.07.1996, с 28.06.2005 по 30.06.2005, с 02.09.2013 по 11.09.2013 и с 27.01.2014 по 09.02.2014, поскольку это не предусмотрено Правилами №516.
Период военной службы истца с 11.12.1984 по 19.11.1986 не включен в стаж творческой деятельности, поскольку документально не подтверждена служба по специальности (из записей в военном билете усматривается прохождение военной службы с 12.12.1984 по 19.11.1986 в Днепропетровском высшем зенитно-ракетном командном училище противовоздушной обороны за штатом в звании рядового).
С учетом вышеизложенного, стаж творческой деятельности Светлова В.А. составляет 23 года 1 месяц 2 дня (при требуемом - 25 лет), что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
В связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа творческой деятельности, Управлением ПФР по городу-курорту Кисловодску 17.04.2017 обоснованно принято решение об отказе в назначении Светлову В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, было установлено, что согласно приказу от 21.09.1993 № 32 (ссылка на который содержится в трудовой книжке) истец был принят на работу с 21.09.1993 артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея. Сведения о виде музыкального инструмента в приказе о приеме на работу отсутствуют. Таким образом, запись № 4 о приеме на работу в трудовой книжке истца (где указано — валторна) не соответствует приказу о приеме на работу истца (где нет указания на вид музыкального инструмента).
Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (действовала в период работы истца), записи в трудовой книжке о приеме на работу должны точно соответствовать тексту приказа о приёме на работу.
Запись № 4 о приеме на работу в трудовой книжке истца внесена с нарушением требований вышеуказанной инструкции.
Работодателем истцу не была выдана справка, уточняющая занятость на работах с особыми условиями труда, поскольку в организации отсутствуют документы, подтверждающие его занятость на духовых музыкальных инструментах.
Период работы заявителя в Северо-Кавказской филармонии им. В.И.Сафонова с 01.11.2015 по 31.01.2016 не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как индивидуальные сведения за данный период сданы страхователем без указания кода льготной работы, поскольку работа протекала в режиме неполного рабочего дня, что не соответствует требованиям Правил № 516.
Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды нахождения заявителя в отпусках без сохранения заработной платы с 12.07.1996 по 30.07.1996, с 28.06.2005 по 30.06.2005, с 02.09.2013 по 11.09.2013 и с 27.01.2014 по 09.02.2014, поскольку это не предусмотрено Правилами №516.
Период военной службы истца с 11.12.1984 по 19.11.1986 не включен в стаж творческой деятельности, поскольку документально не подтверждена служба по специальности (из записей в военном билете усматривается прохождение военной службы с 12.12.1984 по 19.11.1986 в Днепропетровском высшем зенитно-ракетном командном училище противовоздушной обороны за штатом в звании рядового).
С учетом вышеизложенного, стаж творческой деятельности Светлова В.А. составляет 23 года 1 месяц 2 дня (при требуемом - 25 лет), что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
В связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа творческой деятельности, Управлением ПФР по городу-курорту Кисловодску 17.04.2017 обоснованно принято решение об отказе в назначении Светлову В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Представителем ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края начальником управления ПФР Мержановой С.Г. в материалы дела представлены дополнения к возражениям на исковое заявление Светлова В.А., в которых также указано на несогласие с заявленными истцом исковыми требованиями, за их необоснованностью и незаконностью, а также представлены письменные возражения на дополнения к исковому заявлению Светлова В.А., в котором указывает, что пенсия по обязательному пенсионному страхованию - это ежемесячная денежная выплата из средств Пенсионного фонда Российской Федерации либо Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов, назначаемая застрахованным гражданам в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, на который начислялись страховые взносы.
Основная цель досрочного пенсионного обеспечения является компенсация работнику преждевременную утрату трудоспособности в связи с его занятостью в неблагоприятных условиях труда и обеспеченность своевременного обновления кадрового состава.
Работодатель ежемесячно осуществляет уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, из которых формируется будущая пенсия. Их размер рассчитывается исходя из размера годового заработка работника, но эти отчисления удерживаются не из зарплаты.
Взносы на обязательное пенсионное страхование составляют 22 % от размера фонда оплаты труда на работника. Таким образом, если работник находится в отпуске без сохранения заработной платы, работодатель ему за это период зарплату не начисляет и не выплачивает, за ним сохраняется его рабочее место, но не сохраняется средняя заработная плата. Таким образом, за период, когда имели место быть отпуска без сохранения заработной платы фонд оплаты работника уменьшается, и, соответственно уменьшается размер уплаченных страховых взносов (22% исчисляется уже с уменьшенного фонда оплаты труда работника). Поэтому, за периоды нахождения Светлова В.А. в отпусках без сохранения заработной платы работодателем не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Включение периодов работы за которые не уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не предусмотрено ни нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни Правилами 516, регулирующими порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Поэтому, Управлением правомерно не включены периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы не только в льготный стаж, но и в страховой стаж.
Согласно акту проверки факта льготной работы Светлова В.А., проведенному по запросу Управления, в период работы с 21.09.1993 по 02.10.1995 Светлов В.А. значится в должности артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея, однако, первичных документов, подтверждающих игру на валторне, в организации нет. Также, отсутствуют сведения о том, что архив в организации сохранен частично, что могло бы быть основанием для обоснованного оспаривания не включение Управлением данного периода в льготный стаж. Первичные документы, на основании которых осуществляется внесение записи в трудовую книжку, организацией представлены в полном объеме. Отсутствие в организации первичных документов, подтверждающих игру на валторне лишает права Светлова В.А. претендовать на включение вышеуказанного периода в льготный стаж.
Что касается Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (далее - Конвенция), ратифицированной Россией, Управление поясняет следующее.
Как по Конвенции так и по Трудовому кодексу Российской Федерации неполное рабочее время-это часть нормальной продолжительности рабочего времени. Данная Конвенция предусматривает меры, обеспечивающие равную защиту прав работников, занятых неполное время, в том числе работников с семейными обязанностями, и работников, занятых полное время. В Трудовом кодексе Российской Федерации это сформулировано так: работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников ограничений их трудовых прав, в частности:
продолжительность ежегодного основного отпуска работников с неполным временем не уменьшается. А период такой работы включается в стаж, дающий работнику право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск;
по заявлению матери или любого родственника ребенка в период отпуска по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому и получать пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
средний заработок тех, кто работает неполное время, для целей исчисления соцстраховских пособий исчисляется по тем же правилам, что и для работающих полное время.
Таким образом, истцом при оспаривании решения Управления о не включении периода его работы на условиях неполного рабочего времени в льготный стаж, неверно применены нормы данной Конвенции, так как право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для работающих граждан, не оспаривается. В данном случае ведется спор, регулируемый нормами пенсионного законодательства, о правомерности не включении периодов работы истца в льготный стаж,
Пунктом 5 Правил № 516 предусмотрено включение в льготный стаж в календарном порядке периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Таким образом, включение периодов нахождения без сохранения заработной платы и работа на условия неполного рабочего дня в льготный стаж противоречит пенсионному законодательству.
В судебном заседании представитель истца Светлова В.А. по доверенности Бровцева И.Г., просила суд исковые требования с учетом уточнения удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края по доверенности Гущина Е.П., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила суд отказать в иске по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Истец Светлов В.А., о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, причин уважительности неявки не представил, об отложении дела слушанием не просил.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, не возражавших против рассмотрения гражданского дела в отсутствие надлежащим образом извещенных истца и ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив по правилам ст. ст. 12,56,67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
Согласно статье 6 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", заключенной в г. Риме 04.11.1950г. с изменениями от 13.05.2004г., каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе порядка исчисления, сроков, с которых назначаются пенсии, правил и сроков их перерасчета к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
В Постановлении Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 указано, что нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" применяются в части, не противоречащей указанным законам.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 30) разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артистам драматических театров, достигшим 50-летнего возраста и специального стажа 25 лет.
При назначении досрочных трудовых пенсий по старости Пенсионный фонд руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 28.12.2016 года Светлов В.А. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края №5 от 28.04.2017 года Светлову В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по следующим основаниям.
Согласно п. 11 ч.2 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации /др.).
Период работы Светлова В.А. в должности артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея с 21.09.1993 по 02.10.1995 гг. не включен в стаж, досрочное назначение страховой пенсии по старости в с творческой деятельности на сцене в театрах или театре организациях (в зависимости от характера такой деятельности; лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от их возраста в учреждении отсутствуют первичные документы, подтверждающие игру на духовых инструментах - валторне.
Так же, в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие иные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включаются, в связи с чем, в льготный стаж заявителя не включены периоды:
- период прохождения военной службы с 11.12.1984 по 19.11.1986, так как необходимо, чтобы она проходила по специальности, то есть протекала в должностях и театрально-зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных Списком;
- периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 12.07.1996 по 30.07.1996, с 28.06.2005 по 30.06.2005, с 02.09.2013 по 11.09.2013 и с 27.01.2014 по 09.02.2014 год;
- работа в режиме неполного рабочего дня с 01.11.2015 по 31.01.2016 не может быть включен.
Таким образом, стаж работы Светлова В.А. дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 23 года 1 месяц 2 дня вместо требуемых 25 лет, что не дает ему права, на досрочное назначение страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию. Общий страховой стаж составляет 27 лет 3 месяца 20 дней.
15.09.2017 года Светлов В.А. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края №19 от 15.12.2017 года Светлову В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно период работы Светлова В.А. в должности артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея с 21.09.1993 по 02.10.1995гг. не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищны организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от их возраста, поскольку в учреждении отсутствуют первичные документы, подтверждающие игру на духовых инструментах - валторне.
Так же, в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии о ст. 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период, временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие иные периоды в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включаются.
Следовательно, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 12.07.1996 по 30.07.1996, с 28.06.2005 по 30.06.2005. с 02.09.2013 по
11.09.2013 год и с 27.01.2014 по 09.02.2014 не включены в льготный стаж Светлова В.А., а также период с 01.11.2015 по 31.01.2016 не может быть включен льготный стаж, так как работа протекала в режиме неполного рабочего дня. Период прохождения военной службы с 11.12.1984 по 19.11.1986 не включен в выслугу лет, так как отсутствует документ, подтверждающие что он проходил по специальности, то есть протекала в должностях театрально-зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных Списком. Таким образом, стаж работы Светлова В.А. дающий право на досрочно назначение страховой пенсии по старости соответствии с п.21 ч.1 ст.3З Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 23 года 9 месяцев 2 день вместо требуемых 25 лет, что не дает ему права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию. Общий страховой стаж составляет 28 лет 9 дней.
В период прохождения истцом военной службы на территории СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 28.12.1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов».
Пподпунктом 2 п. 1 данного Постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы не менее 25 лет.
Согласно пункту 3 постановления, в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию.
Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.
Как следует из пункта 2 вышеуказанного постановления в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года. Перечнем установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене.
Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 22.10.1993 года N 489 "О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации" были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой инструкции указано, что должности, обозначенные "*" (в частности, так обозначена должность музыканта) подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала.
Инструкцией "О порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 года N 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории.
Таким образом, при оценке права истца на досрочную пенсию суд учитывает нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства, то есть ст.81 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", регулировавшую вопросы назначения пенсии на льготных основаниях до 1 января 2002 года, и подп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В представленном истцом военном билете НУ №9352309 выданным Саксаганским военным комиссариатом 15.11.1984 года в параграфе 1, п. 6 (стр. 1), в сведениях об основной гражданской специальности, указано «артист оркестра»; в параграфе 16 (стр. 5): в заключении командования части об использовании в военное время, указано «музыкант»; в параграфе 27 (стр. 12): в сведениях о наименовании военно-учетной специальности и должностной квалификации, указано: «музыкант военных оркестров», код АК-74.
В пункте 4 учетно-послужной карточки к военному билету НУ №9352309 (год призыва 1984, год увольнения 1986) в графе «наименование ВУС» указано «военных оркестров».
Согласно представленной копии диплома за № 6000 от 25.06.1994 года, выданного Харьковским институтом искусств, Светлову В.А. присвоена специальность инструментальное исполнительство, специализация «Оркестровые духовые инструменты» (валторна), квалификация – артист оркестра, артист камерного ансамбля, преподаватель.
По информации военного комиссара городов Пятигорск, Лермонтов, Ессентуки и Кисловодск Ставропольского края Гусоева В. от 23.03.2018 года №У/1861 Светлов В.А., 10.12.1966 года рождения проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах СССР с 11.12.1984 года по 19.11.1986 г., имел военную специальность 917271 А (музыкант военных оркестров).
Согласно копии диплома КТ №757689, выданному Криворожским Государственным музыкальным училищем от 19.06.1989 года Светлов В.А. прошёл обучение с 1984 года по 1989 год полный курс по специальности валторна, ему присвоена квалификация: артист, руководитель самодеятельного оркестра, преподаватель.
При таких обстоятельствах, разрешая требования истца о включении в специальный стаж период прохождения военной службы Светловым В.А. с 11.12.1984 по 19.11.1986 года в качестве рядового музыканта военных оркестров, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж, поскольку в спорный период военной службы истец осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте, в военном оркестре, являющемся профессиональным художественным коллективом.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно п. 6 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж период прохождения военной службы Светловым В.А. работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж, поскольку в спорный период согласно трудовой книжке с 21.09.1993 г по 02.10.1995 г. Светлов В.А. принят артистом симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея (валторны), приказом №32-л от 21.09.1993 г, присвоен 13 разряд ЕТС, 04.01.1994 г - присвоен 14 разряд, уволен по собственному желанию, приказом № 69-л от 21.09.1995 г, записи в трудовой книжке № 4-6, что также нашло своё отражение в справке Министерства культуры Республики Адыгея от 23.04.2018 года №794, в частности Министерство культуры Республики Адыгея подтверждает, что Светлов В.А. в спорные периоды играл на музыкальном инструменте – валторне (приказ Министерства культуры Республики Адыгея от 23.08.1995 года №49-л).
При таких обстоятельствах решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 5 от 28.04.2017 года, вынесенное по заявлению от 28.12.2016 года; - решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 19 от 15.12.2017 года, вынесенное по заявлению от 15.09.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ в части не включения в специальный стаж период прохождения военной службы Светловым В.А. с 11.12.1984 по 19.11.1986 года в качестве рядового музыканта военных оркестров, а также период работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея является незаконным.
Разрешая исковые требования о включении в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости: - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 12.07.96 г по 30.07.96 г, всего 19 дней, с 28.06.05 г по 30.06.05 г, всего 3 дня, с 02.09.13 по 11.09.2013 года, всего 8 дней, с 27.01.14 г по 09.02.14 г, всего 14 дней;
- период работы на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2015 по 31.01.2016 года, суд соглашается с позицией ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края по изложенной в возражениях на дополнение к исковому заявлению и приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из следующего.
Дата регистрации заявителя в системе обязательного пенсионного страхования - 23.12.1999 год.
Включение периодов работы за которые не уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не предусмотрено ни нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни Правилами 516, регулирующими порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем, правомерно не включены спорные периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы не только в льготный стаж, но и в страховой стаж.
Исковые требования Светлова В.А. к государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые решения ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 5 от 28.04.2017 года и № 19 от 15.12.2017 года, которые впоследствии послужили основанием для обращения Светлова В.А в суд за защитой своих пенсионных прав приняты ответчиком - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края.
Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации закрепляет правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Не включение государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края спорных периодов работы истца прохождения срочной службы с 11.12.1984 по 19.11.1986 года, в качестве рядового, музыканта военных оркестров и периода работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея, и отказ в назначении ему пенсии ведёт к несоразмерному ограничению конституционного права Светлова В.А.на социальное обеспечение и тем самым нарушает предписания указанных норм Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Учитывая достижение истцом возраста 50 лет, на момент подачи заявления от 28.12.2016 года наличие требуемого специального стажа при включении оспариваемых периодов судом, суд приходит к выводу о необходимости назначения Светлову В.А. пенсии с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, то есть с 28.12.2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
Исковые требования Светлова Валерия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края, государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения – удовлетворить частично.
Признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края №5 от 28.04.2017 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Светлову Валерию Александровичу, решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края №19 от 15.12.2017 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Светлову Валерию Александровичу в части не включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода прохождения военной службы Светловым Валерием Александровичем с 11.12.1984 года по 19.11.1986 год в качестве рядового музыканта военных оркестров, а также не включения периода работы Светловым Валерием Александровичем с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея - незаконными.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края обязанность включить Светлову Валерию Александровичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды:
- период прохождения срочной службы с 11.12.1984 года по 19.11.1986 года, в качестве рядового, музыканта военных оркестров;
- период работы с 21.09.1993 года по 02.10.1995 года, в качестве артиста симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края назначить Светлову Валерию Александровичу досрочно страховую пенсию по старости с 28.12.2016 года.
В удовлетворении исковых требований Светлова Валерия Александровичу к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края о включении в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости: - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 12.07.96 г по 30.07.96 г, всего 19 дней, с 28.06.05 г по 30.06.05 г, всего 3 дня, с 02.09.13 по 11.09.2013 года, всего 8 дней, с 27.01.14 г по 09.02.14 г, всего 14 дней; - период работы на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2015 по 31.01.2016 года, признании незаконными: - решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 5 от 28.04.2017 года, вынесенное по заявлению от 28.12.2016 года; - решение ГУ УПФ РФ по г. Кисловодску № 19 от 15.12.2017 года, вынесенное по заявлению от 15.09.2017 года в части отказа включения льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 12.07.96 г по 30.07.96 г, всего 19 дней, с 28.06.05 г по 30.06.05 г, всего 3 дня, с 02.09.13 по 11.09.2013 года, всего 8 дней, с 27.01.14 г по 09.02.14 г, всего 14 дней; - период работы на условиях неполного рабочего времени с 01.11.2015 по 31.01.2016 года - отказать.
В удовлетворении исковых требований Светлова Валерия Александровича к государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья Е.А. Зыбарева
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2018 года.
Судья Е.А. Зыбарева