Дело № 2-4070/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скриневской И. Н. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России №11 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Скриневская И.Н. обратилась в суд с иском, в котором просит включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 23.07.1995 года по 2.11.1998 года в должности воспитателя Дошкольного образовательного учреждения <номер> и обязать ответчика назначить пенсию по старости с момента обращения за ней.
Свои требования Скриневская И.Н. мотивирует тем, что 21.09.2016 года она обратилась с заявлением в ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением Комиссии по рассмотрению спорных вопросов при назначении, перерасчете, выплате пенсий от 19.10.2016 года истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа. Комиссией не был включен в специальный стаж период работы 23.07.1995 года по 02.11.1998 года в должности воспитателя Дошкольного образовательного учреждения <номер>, в связи с тем, что наименование дошкольных учреждений не приведены в Списке должностей и учреждений, работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости. Однако, по характеру профессиональной деятельности данное учреждение являлось детским садом. Истец считает данное решение незаконным и необоснованным.
Истец Скриневская И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. К материалам дела приобщен письменный отзыв, из которого усматривается, что в соответствии с пунктом 19 части 1 статья 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсию по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Пункт 2 статьи 30 данного Закона сохраняет право за Правительством РФ утверждать Списки работ, профессий и учреждении, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости. В соответствии с новыми Списками при досрочном назначении страховой пенсии по старости обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Период работы с 23.07.1995г. по 23.11.1998г. в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) <номер> <адрес> не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, т.к. Списками и Правилами не предусмотрено такое наименование учреждения как «дошкольное образовательное учреждение». У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ, а так же и оценивать такие факторы как характер или условия труда исходя из аналогии.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Скриневская И.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности 21.09.2016 года.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области от 19.10.2016 года в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно представлению ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области, а также приложения к нему, страховой стаж истца на день подачи заявления составил 29 лет 06 месяцев 21 день, специальный стаж – 21 год 08 месяцев 03 дня. Период работы с 23.07.1995 года по 2.11.1998 года в должности воспитателя Дошкольного образовательного учреждения <номер> включить в специальный стаж работы невозможно, т.к. разделом 1 Списка «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждений для детей с таким наименованием как «дошкольное образовательное учреждение», и его включить в специальный стаж работы невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Из трудовой книжки Скриневской И.Н. усматривается, что истица осуществляла свою трудовую деятельность в следующих учреждениях:
- с 11. 09.1986г. по 30,09.1993г.- воспитатель, сад-ясли <номер> ВНИИПМ,
- с 01.10.1993г. по 22.07.1995г. - воспитатель, ясли - сад <номер> <адрес>,
- с 23.07.1995г. по 23.11.1998г. - воспитатель, ДОУ <номер>, <адрес>,
- с 24.11.1998г. по 21.09.2016г. - воспитатель, МДОУ Оболенский ЦРР - Детский сад «Лесная сказка».
Истица указывает на то, что всегда работала воспитателем в одном и том же учреждении для детей, укоторого неоднократно изменялось наименование, а так же изменялась ведомственная подчиненность.
Данные доводы истицы подтверждены справкой МДОУ «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» от 23.09.2016 года, из содержания которой следует, что Скриневская И.Н. работала в данном учреждении с 11.09.1986 года по 23.09.2016 года в течении полной ставки в должности воспитателя. Ей предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 10.03.2006 года по 31.08.2006 года (л.д. 19).
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, … устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, которым поименованы воспитатели дошкольных образовательных учреждений (детских садов, садов-яслей, детских яслей), а также учителя в школах всех типов и наименований.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 01.01.1976 г. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 г. (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").
Тот факт, что само наименование «дошкольные образовательные учреждения» прямо не предусмотрено Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Судом установлено, что при подсчете специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения <номер> был исключен в связи с тем, что в Разделе 1 Списка «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждения с таким наименованием как «дошкольное образовательное учреждение». Материалами дела подтверждается, что истец Скриневская И.Н. в спорный период работала в дошкольном учреждении полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполняла функции воспитателя, находилась непосредственно с детьми, осуществляя педагогическую деятельность. Характер работы истца при перемене наименования учреждения не изменялся. Организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионной обеспечение.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание периоды, засчитанные пенсионным органом в бесспорном порядке, а также период, засчитанный судом, у истицы на момент обращения с заявлением имелся специальный стаж, предусмотренный пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях в РФ».
Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что на момент обращения истицы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано более 25 лет, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых даёт право на эту пенсию, истица имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась к ответчику 21.09.2016 года. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истцу должна назначаться пенсия.
Суд считает, что пенсию истцу следует назначить с того дня, когда она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с 21.09.2016 года. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, у истца имелся.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Включить Скриневской И. Н., <дата> рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 23.07.1995 года по 2.11.1998 года в должности воспитателя Дошкольного образовательного учреждения <номер>.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить Скриневской И. Н. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 21 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Решение суда в окончательной форме составлено 20 января 2017 года.