Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3341/2012 от 04.06.2012

Дело № 2-3341/20122

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.о. Самара «23» августа 2012 г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгин Р.В., при секретаре Ищенко М.В., с участием истцов Тюхтярева М.С., Мазура В.С., Акимова П.Д., Абайдуллина Р.Р., Петровой А.С., представителя истцов – Петровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Тюхтярева Михаила Степановича, Мазура Василия Степановича, Акимова Петра Дмитриевича, Абайдуллина Рината Равильевича, Бутмана Евгения Копелевича, Петровой Альбины Степановны к Правительству Российской Федерации, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографического развития Самарской области о взыскании денежным средств в возмещение вреда здоровью вследствие нарушения норм Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. в совокупности с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании граждан от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Тюхтярев М.С., Мазура В.С., Акимов П.Д., Абайдуллин Р.Р., Бутмана Е. К., Петрова А.С. обратились с исками к Правительству Российской Федерации, Правительству Самарской области о взыскании денежным средств в возмещение вреда здоровью вследствие нарушения норм Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. в совокупности с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании граждан от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» и компенсации морального вреда.

Свои требования истцы обосновали тем, что Основным Законом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Гражданский кодекс РФ регламентирует, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а в случаях противоречия указа Президента Российской Федерации или постановлений Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Отношения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возникли ДД.ММ.ГГГГ и регламентированы нормами базового закона - Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. №1 244-1 (ранее Правила возмещения вреда...) в редакции ФЗ № 3061-1 от 18.06.1992 г. и в последующих редакциях, в совокупности с нормами ФЗ № 125-ФЗ от 24.08.1998 г.

Нормы базового Закона:

Ст.1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС... (в последующих «изменениях» редакция статьи не менялась).

Ст.2. Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними (текст не менялся).

Ст.З. Гражданам РФ гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за ущерб,

причинённый их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Ч АЭС... (ред. ФЗ №3062-1 от 18.06.1992 г.)

В редакции ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. добавлена ч.2 : «При наличии у граждан права на получение компенсаций и льгот, предусмотренных настоящим Законом по нескольким основаниям, им предоставляется право выбора одной из компенсаций и льгот» и ч.З.

В редакции ФЗ № 5-ФЗ часть 2 изменена: « При наличии у гражданина РФ права на получение компенсаций и льгот, предусмотренных настоящим Законом, по различным основаниям ему предоставляются компенсации и льготы по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые компенсации и льготы предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору» и добавлена ч. 4.

Статья. 14. Гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются: Редакцией ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. в ст.14 были внесены следующие изменения и дополнения:

п. 22 - ежемесячная выплата им (инвалидам), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трёхкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В нарушение ст..55 Конституции РФ и ст.2 и ч.1 ст. З базового Закона в текст п. 22 ст.14 базового Закона в редакции ФЗ № 5-ФЗ впечатывается размер выплаты 300 рублей (вместо 3-х кратного МРОТ).

Впервые базовым Законом ФЗ №179-ФЗ вводится новый самостоятельный пункт статьи, внёсший норму и понятие «выплата в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием»:

п. 25 - возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренным законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ.

Раздел V. Компенсации гражданам за вред, нанесённый здоровью в результате Чернобыльской катастрофы. Ст.39. Компенсация за ущерб здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:

-                                         инвалидам III группы и лицам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - четырёхкратной суммы установленного законом

С 01 июля 2000 г. начинает в законодательном порядке увеличиваться МРОТ со 132 рублей и до 4611 руб. с 01.06 2011 года. Тоесть, Кинд = 4611: 83,49 = 55,22

Однако предоставленные льготы ответчиками своевременно в соответствии с нормами Закона не индексируются; выплаты рассчитаны по п.25 ст. 14 без учёта выбора получателя периода работы и заработной платы (в частности за работу на Ч АЭС) и индексации на все последующие повышающие коэффициенты, при этом индексация (всех выплат в ВВЗ) должна производиться по выбору получателя льгот (Определение КС РФ №364-0 от 04.10.2005 г.).

Поэтому (в соответствии со ст.4 ГК РФ изменение этих норм (в том числе и судом) при расчёте и индексации выплат в ВВЗ может быть только с согласия получателя выплат в ВВЗ (Определение КС РФ от 04.10.2005 г.).

Вопрос нарушения прав истцов по выплатам в ВВЗ с 2003 года неоднократно рассматривался в судах г. Самары и Самарского областного суда, но вопреки воле истцов, индексацию выплат суд производил по самым неблагоприятным индексам и не произвёл индексацию недоплаченных сумм на индексы изменения потребительских цен - ИПЦ.

Правильное, в точном соответствии с нормами правовых актов, с соблюдением равенства всех перед законом и судом рассмотрения исков по гражданским делам с вынесением законного и обоснованного судебного решения регламентировано ГПК РФ и, наконец, статьей ХП.1 Венской Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб устанавливает, что окончательное решение, вынесенное судом...признаётся в пределах территории любой другой Договаривающейся стороны, за исключением случаев: а) когда судебное решение было принято обманным путём или с) когда судебное решение противоречит общественному порядку Договаривающейся стороны в пределах территории которой требуется признание или не соответствует основным нормам правосудия

Нормы ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24. 07. 1998 года№125-ФЗ (применяется в совокупности с нормами базового Закона - см. Постановление КС РФ №11-П от 19.06.2002 г. и Постановление Пленума ВС РФ № 35 от 14.12.2000 г.):

ч. 2 п. 2 ст. 15.Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

п. З ст.15.Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ, а также Правительство Самарской области, которому Правительством РФ делегирована обязанность по обеспечению норм выше перечисленных законов и Конституции РФ, несут субсидиарную ответственность за нарушение норм перечисленных нормативных актов.

Ссылаясь на положения ст.ст. 2, 18, 45 и 46 Конституции Российской Федерации, а также ст. 6.1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., истцы просили суд:

Истец Петрова А.С.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п.22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 2224,51 х 55,22 = 122 837,44 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 4 = 18 444 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

Взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст.39.

Истец Бутман Е.К.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п. 22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 4602,02 х 55,22 : 60 х 80 = 338 831,39 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 5 = 23 055 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

Взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст.39.

Истец Абайдуллин Р.Р.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п. 22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 5223,60 х 55,22 х 1,05 = 302 869,55 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 5 = 23 055 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

Истец Акимов П.Д.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п. 22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 3982,44 х 55,22 = 219 910,33 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 5 = 23 055 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

Взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст.39.

Истец Мазура В.С.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п. 22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 3791,03 х 55,22 = 209 340,67 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 5 = 23 055 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

Взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст.39.

Истец Тюхтярев М.С.:

взыскать с 01 января 2012 г. с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области - на основании Устава Самарской области, которому Правительством РФ делегировано исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории Самарской области выплаты в возмещение вреда здоровью:

- по п. 22 ст. 14 ФЗ №179-ФЗ от 24.11.1995 г. ежемесячно в размере 4611 х 3 = 13 833 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

- по ч. 1 ст.39 ежегодно в размере 4611 х 5 = 23 055 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

- по п. 25 ст. 14 ежемесячно в размере 14 5091,74 х 55,22 = 281 165,88 руб. пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ;

Взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст. 39.

Также истцы просили на основании Постановления Правительства РФ № 666 от 09.09.2002 года исполнение ко взысканию единовременных недоплат по п.22 и 25 ст. 14, ч.1 ст.39 обратить в Управление Федерального казначейства по Самарской области.

Впоследствии истцы уточнили и дополнили свои требования.

Истцы Петрова А.С., Бутман Е.К., Абайдулов Р.Р., Акимов П.Д., Мазура В.С. и Тюхтярев М.С. дополнительно просили взыскать компенсацию морального вреда за нарушение норм закона с 2000 года по настоящее время: с Правительства Российской Федерации – 500000 руб., а с Правительства Самарской области – 300000 руб. в пользу каждого из истцов.

Истцы Бутман Е.К., Абайдулов Р.Р., Акимов П.Д., Мазура В.С. и Тюхтярев М.С. от требований о взыскать единовременные недоплаты сумм в ВВЗ, образовавшиеся из-за не своевременной индексации выплат в ВВЗ за период с 01 июля 2000 года по 01 января 2012 года: по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14, и по ч.1 ст.39, отказались.

Истцы Акимов П.Д. и Мазура В.С. свои требования в части выплат по п. 25 ст. 14 уточнили.

Акимов П.Д. просил взыскать указанную выплату в размере 218333 руб. 81 коп., а Мазура В.С. – в размере 207844 руб. 06 коп. ежемесячно, пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению МРОТ.

По ходатайству представителя Правительства Самарской области 03.07.2012 г. с согласия представителя истцов к участию в делах в качестве соответчика было привлечено Министерство социально-демографического развития Самарской области (далее – Минсоцдемография Самарской области).

Определением судьи от 23.08.2012 г. гражданские дела №№ 2-3341/2012 – 2-3346/2012 соответственно по искам Тюхтярева Михаила Степановича, Мазура Василия Степановича, Акимова Петра Дмитриевича, Абайдуллина Рината Равильевича, Бутмана Евгения Копелевича, Петровой Альбины Степановны к Правительству Российской Федерации, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографического развития Самарской области о взыскании денежным средств в возмещение вреда здоровью вследствие нарушения норм Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. ФЗ № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. в совокупности с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании граждан от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» и компенсации морального вреда объедены в одно производство с присвоением гражданскому делу № 2-3341/2012.

Истцы и их представитель в судебном заседании поддержали уточненные и дополненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснили, что в Российской Федерации массово нарушаются права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Не смотря на наличие вступивших в законную силу судебных актов судов первой и вышестоящих судебных инстанций (по мнению истцов - незаконных), они в соответствии с нормами международного права вправе требовать восстановления своих нарушенных прав, инициируя новые судебные процессы.

Ответчик Правительство Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзывы, в которых просили в удовлетворении требований истцов отказать. Полагают, что требования истцов основаны на неверном понимании законодательства и существующей судебной практики, в том числе актов Конституционного Суда Российской Федерации.

Ответчик Правительство Самарской области были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, было надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, представили возражения, в которых просят в удовлетворении требований истцов отказать. Полагают, что истцами не доказан факт нарушения Правительством Самарской области их прав и законных интересов, полагают себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Ответчик Минсоцдемография Самарской области были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзывы, в которых просили в удовлетворении требований истцов отказать. Указывают, что в исковых требованиях отсутствуют сведения о нарушении либо угрозе нарушения прав, свобод или законных интересов истцов, обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм. Названный ответчик информирует суд, что аналогичные требования истцов к органам социальной защиты населения уже были рассмотрены в других судебных инстанциях.

Управление Федерального казначейства по Самарской области, привлеченное в качестве 3-го лица на стороне ответчиков, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в свое отсутствие, представило отзывы на иски, в которых полагало, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

Прокурор был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав явившихся в судебное заседание истцов, их представителя, суд приходит к убеждению, что требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является денежной компенсационной выплатой, гарантируемой государством за счет средств федерального бюджета и носящей строго целевой характер. До вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, который был определен ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом в целом вышеназванный закон не распространялся на инвалидов-чернобыльцев. Различие между этими выплатами было четко определено Конституционным Судом Российской Федерации, который в Постановлении от 19.06.2002 № 11-П (далее - постановление № 11-П) указал, что возмещение вреда инвалидам- чернобыльцам:

-обусловлено не гражданско-правовыми отношениями между работодателем и работником, а конституционно-правовыми отношениями между государством и гражданином, и является конституционной обязанностью государства;

-     не может отождествляться с какими либо социальными обязательными выплатами, включая выплаты по социальному страхованию, то есть обязанностью работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей;

-      не может быть осуществлено в порядке, установленном гражданским, административным и другим отраслевым законодательством.

Таким образом, распространение на суммы возмещения вреда инвалидам- чернобыльцам механизма индексации, применявшегося для индексации сумм возмещения вреда в связи с трудовым увечьем и других социальных выплат, противоречит вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Тот факт, что суммы возмещения вреда, выплачивавшиеся в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, индексировались пропорционально темпам роста минимального размера оплаты труда, не означает обязательность аналогичной индексации сумм возмещения вреда, выплачивавшихся инвалидам-чернобыльцам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции, действовавшей в 2001 году, минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для регулирования вопросов оплаты труда и пособий по временной нетрудоспособности, а также выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей, но не выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении № 11-П следует, что практиковавшееся до 1 июля 2000 г. придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива для индексации платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно-правовой природой этого института.

Статьей 3 Федерального закона от 26.04.2004 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенного в действие с 29.05.2004, предусмотрено, что размеры выплат, гражданам, установленные Законом № 1244-1, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, требования истцов об индексации суммы возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, пропорционально темпам роста минимального размера оплаты труда противоречат действующему законодательству и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 11-П.

Доводы истцов о том, что они имеет право выбора порядка индексации выплат в возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральным законом № 5-ФЗ, введенным в действие с 15.02.2001, был изменен порядок определения сумм возмещения вреда, в частности вместо расчета суммы возмещения вреда в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности, установлены твердые суммы в зависимости от группы инвалидности. При этом инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставлено право выбора получать либо ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1, либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками своих трудовых обязанностей, в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Таким образом, право выбора касается порядка исчисления выплачиваемой суммы возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС, а не порядка индексации указанной выплаты.

Законом № 1244-1 в редакции, действовавшей до 31.12.2000, размеры ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы были установлены в кратном отношении к минимальному размеру оплату труда. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан. При этом в области индексации пособий и социальных выплат, размер которых зависел от минимального размера оплаты труда, Закон РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (утратил силу с 01.01.2005) (далее - Закон 1799-1) не применялся, поскольку ст. 1 Закона 1799-1 было предусмотрено, что индексация может заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности, пересмотром уровня оплаты труда. В связи с этим пособия и социальные выплаты, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, размер которых зависел от величины минимального размера оплаты труда, индексировались в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами об индексации минимального размера оплаты труда.

С 1 января 2001 г. размеры указанных выплат установлены в твердых денежных суммах согласно Федеральному закону от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Как указано выше, Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 30.05.2004, был введен новый механизм индексации выплат вследствие чернобыльской катастрофы, а именно индексация в зависимости от уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с этим Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 27.12.2004 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07.05.2005 № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21.03.2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21.12.2007 № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 16.12.2009 № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 21.12.2010 № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 08.12.2011 № 1019 «Об индексации в 2012. году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» ежегодно утверждало Порядок индексации выплат и компенсаций, связанных с последствиями чернобыльской катастрофы.

Таким образом, индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в зависимости от увеличения минимального размера оплаты труда действующим законодательством не предусмотрена и требования истцов в части взыскания выплат и их индексации по изложенным в иске основаниям не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, устанавливающей основания ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Истцы, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представили каких либо доказательств того, что Правительство Российской Федерации и Правительство Самарской области в отношении истцов допустили какие-либо незаконные действия (бездействие).

Кроме того, действующими нормативными правовыми актами Правительство Российской Федерации и Правительство Самарской области не уполномочены выступать в суде от имени соответствующей казны по делам о возмещении вреда в качестве ответчиков.

Таким образом, оснований для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда не имеется.

Доводы истцов о несогласии с ранее принятыми судебными актами в обоснование инициирования новых гражданских дел не могут быть приняты во внимание, так как суд первой инстанции не уполномочен осуществлять проверку и пересмотр вступивших и не вступивших в законную силу су3дебных актов, вынесенных иными судами. Порядок обжалования, проверки и пересмотра судебных актов установлен разделом III «Производство в суде второй инстанции» и разделом IV «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В исках Тюхтяреву М.С., Мазура В.С., Акимову П.Д., Абайдуллину Р.Р., Бутману Е.К., Петровой А.С. к Правительству Российской Федерации, Правительству Самарской области, Министерству социально-демографического развития Самарской области - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 13.09.2012 г.

Судья Р.В. Булыгин

2-3341/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Самары
Тюхтярев М.С.
Ответчики
Министерство социально-демографического развития Самарской области
Правительство РФ
Правительство Самарской области
Другие
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Булыгин Р. В.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
04.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.06.2012Передача материалов судье
09.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2012Судебное заседание
24.07.2012Судебное заседание
23.08.2012Судебное заседание
17.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее