Гр.дело №2-3892/2020, 24RS0048-01-2019-014567-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2020 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Килиной Е.А.,
при секретаре Смирновой А.И.,
с участием:
представителя истца ИП Мишурова В.А. - Палубнева С.М., действующего на основании доверенности от 18.12.2019 года,
ответчика Белова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя Мишурова Виктора Александровича к Белову Дмитрию Владимировичу о взыскании денежных средств по агентскому договору,
У С Т А Н О В И Л:
ИП Мишуров В.А. обратился в суд с иском к Белову Д.В. о взыскании денежных средств по агентскому договору, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним (агент) и ответчиком (принципал), был заключен агентский договор № по поиску ответчику покупателя принадлежащей ему квартиры по адресу: <адрес> Во исполнение условий договора, агент нашел покупателя Мамаджанову Н.Р., которая осмотрела данную квартиру и выразила желание её приобрести, что подтверждается актом осмотра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Он в полном объеме выполнил принятые на себя обязательства, квартира ответчика была продана покупателю, найденному агентом. Стоимость услуг агента была согласована в п.3.3 договора в размере 38 000 рублей плюс 1% от стоимости объекта недвижимости, что составляет 59 500 рублей. До настоящего времени оплата за оказанные услуги ответчиком не произведена. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченное вознаграждение по агентскому договору в сумме 59 500 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1985 рублей.
Представитель истца Палубнев С.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Белов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что в начале 2019 года он решил продать принадлежащую ему квартиру по <адрес>, с этой целью разместил в различных СМИ, интернете и пр. соответствующие объявления. В июле 2019 года к нему обратился покупатель с целью приобретения квартиры. Покупателем квартира была осмотрена ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день было подписано соглашение о задатке. Покупатель действовал через агентство недвижимости, и видимо, должен был оплатить риэлтерские услуги. До подписания основного договора купли-продажи покупатель попросил передать ключи от квартиры и с ДД.ММ.ГГГГ пользоваться жилым помещением, на что он согласился. Договор купли-продажи был подписан и сдан в регистрирующий орган ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение о задатке и договор купли-продажи были подготовлены истцом. ДД.ММ.ГГГГ он каких-либо агентских договоров с истцом не заключал. ДД.ММ.ГГГГ при подписании договора купли-продажи сотрудники истца ультимативно вынудили его подписать агентский договор, угрожая тем, что в противном случае сделка не состоится. Под валянием этих угроз, а также зная, что в случае его отказа от заключения договора купли-продажи квартиры ему придется возвращать покупателю задаток в двойном размере, он подписал спорный агентский договор. Какие-либо условия агентского договора с ним не согласовывались, стоимость услуг агента необоснованно завышена и не соответствует объему оказанных истцом услуг. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч.1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ч.1). Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия (ч.3).
Статья 1006 ГК РФ предусматривает, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ИП Мишуровым В.А. (агент) и Беловым Д.В. (принципал) был заключен агентский договор №, согласно которому агент обязался действовать от имени принципала с целью продажи принадлежащего Белову Д.В. объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, а принципал обязался выплатить вознаграждение агенту в размере и на условиях договора (п.1.1. п.1.2 договора).
В обязанности агента входило: осуществление поиска объекта недвижимости/лица, готового приобрети объект недвижимости для принципала или указанного принципалом лица; организовать показы объекта/-ов недвижимости; осуществлять переговоры от имени принципала по предстоящей сделке; устно консультировать принципала по комплекту документов необходимых для регистрации права по предстоящей сделке; по требованию принципала на безвозмездной основе подготовить предварительный и/или основной договор по предстоящей сделке (п.2 договора).
Вознаграждение агента выплачивается принципалом по факту выполнения агентом поручения принципала. Фактом выполнения поручения может являться: сдача документов на регистрацию права собственности или регистрация перехода права собственности по выбору принципала, подписание принципалом акта оказанных услуг по настоящему договору (п.3.1 договора).
Согласно п.3.3 агентского договора, агентское вознаграждение рассчитывается при продаже жилого помещения на вторичном рынке в следующем порядке: 38 000 рублей плюс 1% от стоимости объекта недвижимости.
Кроме того, согласно п.4.1, п.4.2 агентского договора все, что не урегулировано настоящим договором и прочие условия, касающиеся настоящего договора, в том числе прав, обязанностей и ответственности сторон – содержаться в Правилах агентирования, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора и размещенные на сайте агента. Принципал до подписания настоящего договора получил, ознакомился и согласен с Правилами агентирования. Согласно п.4.7 настоящей договор сторонами получен.
С указанным договором ответчик был ознакомлен и согласен с его условиями, о чем свидетельствует его личная подпись в договоре.
ДД.ММ.ГГГГ продавцом Беловым Д.В., покупателем Мамаджановой Н.Р. и риелтором Лопатовым М.Ю. был подписан акт осмотра объекта недвижимости для продавца (приложение к агентскому договору 2902111 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ риэлтор Лопатов М.Ю. совместно с потенциальным покупателем Мамаджановой Н.Р. произвел осмотр объекта недвижимости по адресу: <адрес> <адрес>.
Также, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами следки продавцом Беловым Д.В. и покупателем Мамаджановой Н.Р. было подписано соглашение о задатке, согласно которому, помимо прочего стороны обязались заключить основной договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> <адрес> в срок по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между продавцом Беловым Д.В. и покупателем Мамаджановой Н.Р. был подписан договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>
Сторонами настоящего спора не оспаривается, что соглашение о задатке и договор купли-продажи квартиры были подготовлены сотрудниками истца.
Договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ был сдан в регистрирующий орган и ДД.ММ.ГГГГ за Мамаджановой Н.Р. было зарегистрировано право собственности на указанную квартиру, которая ранее, с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала Белову Д.В. (выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами настоящего спора был подписан акт об оказании услуг (по продаже объекта недвижимости) к агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он является подтверждением и доказательством того, что ИП Мишуров В.А. по заданию Белова Д.В. и в соответствии с агентским договором № от ДД.ММ.ГГГГ оказал услуги по поиску и подбору лица/лиц (покупателя/ей), готового приобрести – 3-х комнатную квартиру по адресу: <адрес>, организованы показы объекта, осуществлены переговоры от имени Белова Д.В. по предстоящей сделке, осуществлены устные консультации по комплекту документов необходимых для регистрации сделки. При подписании настоящего акта Белов Д.В. подтверждает факт выполнения ИП Мишуровым В.А. обязательств по договору. Услуги по договору оказаны полностью, своевременно, надлежащим образом. Белов Д.В. никаких претензий по исполнению обязательств по договору к ИП Мишурову В.А. не имеет (п.1-п.4 акта).
Согласно п.5 акта об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость объекта недвижимости составляет 2 150 000 рублей. Размер вознаграждения агента составляет 59 500 рублей (38000+2150000*1%). Белов Д.В. обязался выплатить указанное вознаграждение ИП Мишурову В.А. либо в день сдачи документов на регистрацию права собственности, либо по факту регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.
Агентский договор, акт осмотра и акт оказанных услуг содержат подписи обоих сторон.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства суд приходит к выводу, что истцом надлежащим образом и в полном объеме были исполнены обязательства по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Цель, для которой ответчик заключил спорный договор, была достигнута при помощи действий истца, а именно квартира по <адрес> <адрес> была продана Беловым Д.В., переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.
Следовательно, услуги истца подлежат оплате Беловым Д.В., однако ответчик свои обязательства по оплате услуг агента в установленные договором сроки не исполнил, в связи с чем с Белова Д.В. в пользу ИП Мишурова В.А. подлежит взысканию вознаграждение агента в сумме 59 500 рублей, как было согласовано сторонами.
При этом, доводы ответчика о подписании агентского договора не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ под влиянием угроз со стороны сотрудников истца какими-либо доказательствами не подтверждены.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С учетом изложенного, в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1985 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования индивидуального предпринимателя Мишурова Виктора Александровича к Белову Дмитрию Владимировичу о взыскании денежных средств по агентскому договору – удовлетворить.
Взыскать с Белова Дмитрия Владимировича в пользу индивидуального предпринимателя Мишурова Виктора Александровича задолженность по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 59 500 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1985 рублей, а всего 61 485 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 01 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Е.А. Килина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.