Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5407/2020 от 10.02.2020

    Судья: Радченко Ж.Н.                                                           Дело <данные изъяты>

                                                                         50RS0<данные изъяты>-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>                               «12» февраля 2020 года

<данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Тегуновой Н.Г.,

              судей: Фенко Е.А. и Киреевой И.В.,

              при помощнике судьи Караматове Я.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России на решение Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от 21.03.2019 по делу по иску Прониной З. Ю. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение,

заслушав доклад судьи Фенко Е.А.,

У С Т А Н О В И Л А:

Пронина З.Ю. обратилась в суд к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение расположенное по адресу <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В обоснование иска истец ссылается на приобретение права пользования квартирой по договору социального найма, находящейся в государственной собственности. Указала на неправомерность отказа учреждения Министерства обороны в передачи квартиры в ее собственность.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, представлено в деле заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что истец не реализовала свое право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, впервые истец обратилась в июле 2018 года с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в Министерство обороны РФ, но письмом от <данные изъяты> сотрудника Департамента имущественных отношений ей фактически было отказано в передаче квартиры в собственность, а также разъяснено, что решение о передаче квартиры в ее собственность может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

Ответчики Министерство обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО Министерства обороны», ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. В материалах дела имеется заявление представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлены возражения против удовлетворения иска, из содержания которых следует, что жилые помещения находящиеся в распоряжении Министерства обороны изъяты из гражданского оборота, так как предназначены для цели обеспечения обороноспособности страны и относятся к специализированному государственному жилищному фонду, поэтому не подлежат приватизации в порядке установленном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Третьи лица Пронин А. Ю. и Пронин А. Ю., в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Решением Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Прониной З.Ю. удовлетворены. Так, суд решил признать право собственности Прониной З.Ю. на квартиру расположенную по адресу <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прониной З.Ю. отказать в полном объеме, полагая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющих значения для дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец является гражданином РФ, зарегистрирована по месту жительства с <данные изъяты> и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 72 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается паспортом истца.

Согласно выписке из домовой книги и лицевого счета на квартиру, помимо истца в квартире зарегистрированы и проживают сыновья истца –Пронин А.Ю., Пронин А.Ю., квартира является собственностью РФ, что подтверждается материалами дела.

Из материалов дела следует, что истец была зарегистрирована (прописана) и вселилась в спорную квартиру в 1987 году.

В период приобретения права пользования квартирой действовал Жилищный кодекс РСФСР.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В деле представлена заверенная копия ордера <данные изъяты> от <данные изъяты>, согласно которому квартира была предоставлена Пронину Ю. А. с правом вселения в указанную квартиру в составе семьи из трех человек, супруга Пронина З.Ю. и двое сыновей, ордер оформлен на бланке Министерства обороны С. и выдан начальником 194–й КЭЧ района. В ордере не содержится сведений об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду.

Согласно копии военного билета Пронина Ю.А., имеющего среднее образование электрика, он проходил службу в/ч 52116. Как следует из свидетельства о смерти, Пронин Ю.А. умер <данные изъяты>

В силу ст. ст. 5, 6, 7 ЖК РСФСР жилищный фонд делился на виды и включал такой вид, как жилые дома и жилые помещения, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд), который мог находиться в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а так же для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, общежитий, и других специализированных жилых помещений.

На основании ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу ч. 3 ст. 47 ЖК РСФСР, выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно пункту 2 Постановления Совета М. С. от <данные изъяты> <данные изъяты> «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

По сообщению Администрации <данные изъяты>, указанная квартира не является объектом муниципальной собственности.

Распоряжением Правительства РФ от <данные изъяты> за <данные изъяты>-р военный городок <данные изъяты> <данные изъяты>-5, где территориально находится спорная квартира был исключен из перечня закрытых военных городков.         Согласно справке выданной паспортистом обслуживающей организации ООО «СервисГрад», квартира не является служебной.

В силу ст. 101 ЖК РФ жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Документальных подтверждений о включении квартиры в число служебных в установленном на момент предоставления квартиры порядке, ответчиками не представлено.

Согласно п. 9.13. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <данные изъяты>, утвержденных решением Мособлисполкома и президиума МОСПС от <данные изъяты> <данные изъяты>, проживание на служебной жилой площади не менее 5 лет являлось основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Исходя из времени с регистрации в квартире и даты выдачи ордена истица и ее семья более 10 лет проживают в указанной кварте.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истица не состоит, тогда как, если бы ордер выдавался на право вселения в служебное жилое помещение, истец имела бы возможность, прожив в служебном жилом помещении встать на учет нуждающихся в жилье и обеспечить себя жилым помещением на условиях договора социального найма за счет муниципального жилищного фонда.

Истец и члены ее семьи, не имеют отношения к Министерству обороны РФ, следовательно, фактически данная квартира для нужд Министерства обороны РФ длительное время не используется. Расторжения договора найма ответчики не требуют, как и не требуют выселения истца и членов ее семьи.

На основании установленных фактов, суд приходит к выводу о том, что ордер в 1993г. был выдан на право вселения на условиях договора найма для постоянного проживания и квартира не относится к специализированному жилищному фонду.

Проживание в жилом помещении государственного жилищного фонда находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ не исключает права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Так, согласно ответа должностного лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны от <данные изъяты> на обращение Прониной З.Ю. по вопросу передачи ей в собственность в порядке приватизации занимаемого ею жилого помещения указано, со ссылкой на ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», что граждане, занимающие жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести помещение в собственность. Так же разъяснено, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях договора социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Согласно, сведений органов регистрационного учета недвижимости, истец за период с <данные изъяты> по настоящее время не реализовала свое право установленного Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» на приобретение в собственность жилого помещения.

Жилое помещение, занимаемое истцом не относится к жилым помещениям в отношении которых ст. 4 Закона установлен запрет на приватизацию, иного ответчики не доказали.

Согласно ст. 7 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Истец, реализуя свое право на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения обратился с заявлением о заключении с ним соответствующего договора в Министерство обороны РФ. В срок установленный законом договор о передаче квартиры в собственности с истцом заключен не был, что расценивается как отказ в приватизации жилья гражданином.

Согласно ст. 8 Закона, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Ответчик по данному делу не представил документов подтверждающих обоснованность своего решения об отказе в передаче в собственность истцу квартиры.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ право собственности осуществляют органы и лица, установленные в ст. 125 ГК РФ.

Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты>г. <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ функции по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации, мероприятий по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Следовательно, если граждан, по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. В данном случае истец, по независящим от него причинам - вследствие бездействия органов Минобороны РФ по заключению договора на передаче истцу занимаемой им квартиры в собственность лишен возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения. Каких-либо оснований для отказа истцу в приватизации жилого помещения не имеется.

Третьи лица Пронин А. Ю. и Пронин А. Ю. оформили нотариальное согласие на приватизацию истцом единолично указанной квартиры, в заявлении содержится их отказ от участия в приватизации данной квартиры.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Прониной З.Ю.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, фактических обстоятельствах по делу, правильно установленных судом.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, по мнению судебной коллегии, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки представленных в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Долгопрудненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5407/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пронина З.Ю.
Ответчики
Западное Региональное Управление Жилищного Обеспечения Министрества обороны РФ
ФГУ ЦТУИО МО РФ
Министерство обороны РФ
Другие
УФСГРКиК по МО
Пронин А.Ю.
Администрация г.о. Долгопрудный
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
12.02.2020[Гр.] Судебное заседание
21.02.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее