Дело 12-11/2018
Р Е Ш Е Н И Е
пос. Гайны 05 марта 2018 года
Судья Гайнского районного суда Пермского края Зубова Е.Н.,
при секретаре Исаевой А.А.,
рассмотрев жалобу Гиниатуллина Ильгиза Нигматулловича на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Пермского края в области окружающей среды Савельевой Л.П. по ст. 8.2 КоАП РФ, и материалы административного дела,
у с т а н о в и л :
В Гайнский районный суд поступила жалоба Гиниатуллина И.Н. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Пермского края в области окружающей среды Савельевой Л.П. по ст. 8.2 КоАП РФ. В жалобе заявитель указал, что на момент вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ все нарушения законодательства были устранены. Просит суд отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявитель Гиниатуллин И.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
Представитель Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещён о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании изучены материалы дела.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
На основании части 2 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.
Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из постановления по старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Савельевой Л.П. № от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – индивидуальный предприниматель Гиниатуллин И.Н. привлечен к ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими основной слой, или иными опасными веществами.
Как следует из представленных материалов ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Гайнского района в ходе проверки деятельности индивидуального предпринимателя Гиниатуллина И.Н., выявлены нарушения Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований пожарной безопасности. Согласно выписке из ЕГРИП ИП Гиниатуллин И.Н., зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При проверке установлено, что деятельность ИП Гиниатуллина И.Н. в результате эксплуатации деревообрабатывающего оборудования на пункте переработки древесины по адресу: <адрес> (кадастровый № площадью 2000 кв.м.), в процессе лесопереработки образуются отходы горбыля из натуральной чистой древесины, рейки из натуральной чистой древесины, опил наральной чистой древесины- имеющие 5 класс опасности для окружающей среды и отходы коры, имеющий 4 класс опасности для окружающей среды. Отходы складируются на почве напротив сооружения-пункта переработки древесины, без отведения для этих целей специально оборудованной площадки, не защищены от воздействия атмосферных осадков. На территории лесопильного комплекса размещены отходы в виде горбыля, объёмом 5 куб.м. на площади 10 кв.м., а также отходы в виде коры в незначительном объеме. Кроме того по всему земельному участку хаотично разбросаны доски и территория захламлена отходами лесопиления.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Гиниатуллина И.Н. был составлен протокол об административном правонарушении № №.
Решением Гайнского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора и на ИП Гиниатуллина И.Н. возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести расчистку территории возле здания пункта переработки древесины, где расположен ленточный деревообрабатывающий станок по адресу: <адрес> (кадастровый № площадью 2000 кв.м.), от отходов производства (горбыля, коры, рейки древесной) и обеспечить хранение образующихся отходов производства (горбыля и опила) в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов оборудовать защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), оборудовать поверхность площадки для хранения отходов искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; оборудовать производственное помещение пилорамы автоматической пожарной сигнализацией.
В ходе судебного заседания при рассмотрении гражданского дела № г. Гиниатуллин И.Н. пояснил, что до рассмотрения дела им устранены выявленные нарушения, а именно: частично произведена расчистка территории, обеспечены наличие табличек с номерами телефонов, размещены знаки пожарной безопасности, помещения очищены от пыли, стружек и горючих отходов, обеспечены наличие на дверях обозначений категорий и зоны, также им пройдено обучение пожарно-техническому минимуму, разработана программа обучения мерам пожарной безопасности и согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора, также им заключены договора на оборудование производственного помещения автоматической пожарной безопасности. Остальные нарушения будут устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, после того, как сойдет снег. Однако об этом он своевременно не сообщил в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № № составленного Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в отношении ИП Гиниатуллина И.Н. в действиях ИП Гиниатуллина И.Н. имелся состав административного правонарушения, предусмо Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, послужили конкретные выявленные в ходе проведения проверки нарушения, их последующее устранение, влияет на вид и размер административного наказания.
Устранение выявленных нарушений после проведения проверки и до составления протокола об административном правонарушении не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Таким образом, все значимые для рассмотрения дела обстоятельства были установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, оснований для признания постановления, вынесенного старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Савельевой Л.П. незаконным и его отмены, переквалификации у суда не имеется, так же как и нет оснований для прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, судья
Р е ш и л:
Постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором <адрес> в области окружающей среды Савельевой Л.П. по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Гиниатуллина Ильгиза Нигматулловича, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись Е.Н. Зубова
Копия. Судья Е.Н. Зубова