РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2015 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
с участием прокурора Ведерниковой Н.Н.
при секретаре Флягиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-394/15 по исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Мишанина Д.С. к администрации Сызранского района Самарской области об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах Мишанина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального района Сызранский Самарской области с иском об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка исполнения Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и жилищного законодательства Управлением по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Сызранского района.
Проверкой установлено, что Мишанин Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельства о смерти I-EP № от ДД.ММ.ГГГГ года, мать Мишанина Д.С. - М. Л.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно заочному решению Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, отец - М. С.А., лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Мишанина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мишаниным Д.С. назначена опека и закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, закрепленное за Мишаниным Д.С. жилье отменено.
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Мишанин Д.С. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1., ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 5, 6, 10 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» просит обязать администрацию Сызранского района предоставить Мишанину Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сызранского района Самарской области Ведерникова Н.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении и просила обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Мишанину Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Мишанин Д.С. в судебном заседании исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области, надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве, представленном в суд указал, что с исковым заявлением прокурора Сызранского района администрация Сызранского района не согласна т.к. в нарушение ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указано в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования. В данном случае суть иска сводится к тому, что у истцов отсутствует жилое помещение и основным содержание иска являются диспозиции статьей о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам. При этом в иске отсутствуют указания на конкретные нормы закона, которые нарушает конкретно администрация Сызранского района. Основанием для обращения в суд для истца послужили, предоставленные самой администрацией Сызранского района, материалы о соблюдении действующего порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, в частности порядка постановки их на учет. Также администрация Сызранского района с целью получения денежных средств, необходимых для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, ежемесячно направляет Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области - третьему лицу по делу списки детей-сирот, поставленных на учет, т.е. со стороны администрации Сызранского района соблюдаются все требования действующего законодательства.
Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» считает, что в иске непонятно указано в чем заключатся предмет иска: спор о праве или незаконность действий (бездействия) органа местного самоуправления. В отношении администрации Сызранского района какого-либо нормативно-правового и иного акта о возложении обязанности по предоставлению именно в этом году жилых помещении С. А.С., Д. А.Н., Мишанину Д.С, Ф. Е.А., Ф. А.А., Л. С.В. и еще 17 сиротам, ранее поставленным на учет, не принималось. Поэтому бездействие со стороны администрации Сызранского района в отношении истцов на данный момент не допускается.
В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем сирот осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Согласно Закону Самарской области от 04.12.2013 года № 105-ГД действие Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД выделение субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по сиротам ограничено рамками настоящего года. На данный момент в отношении 14 сирот уже приняты ранее судебные решения, подлежащие исполнению в этом году, и еще 9 исков находятся в стадии разбирательства. При этом из ответа Минсоцдемографии от 07.04.15 г. №5-06/416 следует, что муниципальному району Сызранский областным бюджетом запланировано выделение субвенций на исполнение переданных государственных полномочий только по 6 сиротам что позволить исполнить только 6 судебных решения. Таким образом, 17 судебных решений, включая указанных выше сирот, изначально окажутся невыполнимыми из-за отсутствия денежных средств областного бюджета.В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а учитывая то, что на 17 сирот субвенции из областного бюджета не предоставлены до настоящего времени и не будет предоставлено как минимум до 01.01.2016 года (никаких соглашений, законов и иных актов по этому вопросу не издано и не подписано), государственными полномочия по предоставлению им жилых помещений администрация Сызранского района не наделена, следовательно, и не нарушает никаких обязательств в этой части.
Одновременно с этим на данный момент существует судебная практика принудительного обязывания органа местного самоуправления, органа государственной власти выделить денежные средства для предоставления жилых помещений, что в итоге должно приводить к изменению действующего законодательства о бюджете. Однако данное судебное решение может быть вынесено только на основании другого, вступившего в законную силу, судебного решения об обязывании органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения сиротам. При этом судебное решение об обязывании органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений сиротам без изменения закона об областном бюджете будет сводиться к исполнению требований в нарушение действующего законодательства - исполнению закона о бюджете, который еще не издан, т.е. решение суда выносится с нарушением принципа законности, что согласно действующему процессуальному законодательству является недопустимым.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением о защите прав гражданина в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах только на основании поступившего к ним заявления от гражданина, чьи прав нарушены в указанной сфере. Однако прокурор Сызранского района не предоставил соответствующих обращений к нему от Мишанина Д.С. Кроме того, у сирот, имевших законных представителей, мнение последних о необходимости обеспечения жилыми помещениями прокуратурой Сызранского района не выяснялось. Поэтому считает, что прокуратура Сызранского района не может выступать истцом по указанному делу. Просил исковое заявление прокурора Сызранского района об обязывании предоставить Мишанину Д.С. жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда за счет денежных средств бюджета Самарской области, оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве, представленном в суд просил рассмотреть дело без его участия, указав, что до 01.01.2013 года, исходя из положений статьи 14 и согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны были обеспечивать лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди и без каких-либо условий, связанных с датой обращения за предоставлением жилья.
Определение «внеочередное» в толковании Верховного Суда Российской Федерации означает, что жилье должно быть предоставлено немедленно (Постановления от 30.09.2008 г. № 85-В08-3, от 08.02.2011 г. № 85-В10-7 и от 03.05.2011 г. № 85-В11-2).
Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу.
С 01.01.2013 года указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке, понятие «внеочередности» для данной категории лиц утратило силу.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) порядок обеспечения жилыми помещениями указанных лиц устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть отличие существовавшего до 01.01.2013 г. правового регулирования отношений по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма от действующего сегодня регулирования отношений по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Договор социального найма с лицами указанной категории заключался во внеочередном порядке без установления срока его действия (бессрочно), жилое помещение могло выбыть из собственности муниципального образования (в случае приватизации) и перейти в собственность лиц указанной категории.
С 01.01.2013 г. законодатель меняет порядок и условия реализации права на жилище лиц указанной категории, исключая при этом внеочередное бессрочное предоставление жилого помещения и, соответственно, дальнейшую возможность перехода данного помещения в собственность лиц указанной категории: договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет (с возможностью однократного продления еще на 5 лет), после чего лица указанной категории обязаны освободить жилое помещение.
Таким образом, федеральный законодатель отменил существовавший ранее порядок внеочередного бессрочного предоставления жилого помещения по договору социального найма с возможным последующим переходом права собственности на него к лицу указанной категории, утвердив новый порядок реализации права на жилище лиц указанной категории.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД) после поступления соответствующего заявления право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями.
Статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается по месту жительства детей в орган местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда, формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.
Список представляется органом местного самоуправления в министерство для утверждения сводного списка и направления соответствующей информации в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области. Мишанин Д.С. в указанный список включен.
По состоянию на 17.04.2015 г. в данном списке первым он не является. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с прилагаемой к Закону Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД методикой и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год пропорционально потребности муниципального образования и при условии предоставления не менее одного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в максимальном количестве муниципальных образований Самарской области.
Объем субвенций формируется в том числе за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
В 2015 году органам местного самоуправления Самарской области на указанные цели запланировано выделение 515 292 600,0 рублей.
Частью 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Вместе с тем, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещенияк специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно вышеуказанному списку.
Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление истца наверх списка. Перемещение в начало списка заявления одного из лиц указанной категории и, соответственно, обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке будет являться не только формальным нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и вышеупомянутой части 5 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД о формировании списка в порядке очередности.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к единой категории, для которой действующим законодательством предусматриваются одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, без наделения преимуществами одних лиц из указанной категории перед другими лицами.
Условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех указанных лиц являются общими, установлены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и не подразумевают возможности определения наличия приоритета в обеспечении жилыми помещениями между равно нуждающимися лицами.
Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24.10.2000 г. № 13-П, от 03.06.2004 г. № 11-П, от 15.10.2012 г. № 21-П, определения от 27.06.2005 г. № 231-0, от 01.12.2005 г. № 428-0 и др.).
Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец.
Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обеспечении жилым помещением.
Это приведет к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционнозначимыми целями возможных ограничений прав и свобод человекаи гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Просил в исковых требованиях Мишанина Д.С. об обеспечении жилым помещением отказать, поскольку Мишанин Д.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение его жилым помещением на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца.
Заслушав представителя прокуратуры Сызранского района Самарской области Ведерникову Н.Н., Мишанина Д.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье.. .. снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Частями 1,3,7,9 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1. ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (Далее Закон Самарской области) установлено, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с Приложением №1 к настоящему Закону.
Согласно части 5 данной статьи жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 25 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Судом установлено, что Мишанин Д.С., родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Мать Мишанина Д.С. - М. Л.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии I№, выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Заочным решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, отец - М. С.А., лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Мишанина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Мишаниным Д.С.» над несовершеннолетним Мишаниным Д.С. назначена опека и закреплена жилая площадь по адресу: с. Чекалино, ул. Школьная, д. 7 (л.д. 11).
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Главы администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Мишаниным Д.С.», закрепленное за Мишаниным Д.С. жилье отменено (л.д. 14).
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области» Мишанин Д.С. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Сызранский Самарской области (л.д. 8).
Из акта-проверки жилищных условий заявителя Мишанина Д.С. по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мишанин Д.С. нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. 17).
До настоящего времени Мишанину Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора, заявленные в интересах Мишанина Д.С. удовлетворить и обязать администрацию Сызранского района предоставить Мишанину Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление, составленное прокурором в интересах Мишанина Д.С. не соответствует требованиям ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не принимает, поскольку предъявленное прокурором Сызранского района в суд исковое заявление в интересах Мишанина Д.С. соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства, в том числе указано в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов Мишанина Д.С. - не предоставление ему в соответствии с законом благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.
Довод стороны ответчика о том, что прокурор не может выступать истцом по данному иску т.к. не представлено соответствующее обращение к нему Мишанина Д.С. опровергается материалами дела, в котором имеется указанное заявление.
Судом не принимается довод стороны ответчика о том, что прокурор обратился в суд без учета мнения законных представителей детей-сирот, поскольку данное обстоятельство не является юридическим значимым по заявленным прокурором требованиям.
Приведенные в отзывах на исковое заявление доводах представителя ответчика администрации Сызранского района Самарской области и третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Мишанин Д.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц изих числа. Наличие указанного списка и включение в него Мишанина Д.С. не можетявляться препятствием для защиты его жилищных прав.
Удовлетворение исковых требований прокурора не нарушает конституционного принципа равенства, поскольку требования заявлены в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Мишанина Д.С., право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда гарантировано законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств или условий.
Кроме того, истцом не заявлены исковые требования об обязывании администрации Сызранского района Самарской области предоставить Мишанину Д.С. жилое помещение вне очереди.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области, заявленные в интересах Мишанина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить, Мишанину Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2015 года.
Судья: