Дело № 2-5443/2017
Решение
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Седовой Н.Г.,
при секретаре Дергуновой М.О.,
с участием представителя истца – Федоровой Н.Г., действующей на основании доверенности № 536/1010 от 22.06.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области к Королькову Антону Сергеевичу о прекращении права собственности на оружие и разрешении на его принудительное уничтожение,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту Управление, истец) обратилось в суд с иском к Королькову А. С. (далее Корольков А.С., ответчик) о прекращении права собственности на оружие и разрешении на его принудительное уничтожение.
В обоснование своих требований истец указал, что начальнику ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову полковнику полиции Стриганкову Ю.П. <Дата> поступил рапорт инспектора ОЛРР УМВД России по г. Саратову лейтенанта полиции Тырина А.В. с просьбой принять в дежурную часть ОП № 2 УМВД России по г. Саратову оружие <данные изъяты> калибра <№> <№>, принадлежащее гражданину Королькову А.С. <Дата> г.р., проживающего по адресу: г. Саратов <адрес>, в связи с принятием решения об аннулировании разрешения РОХа <№> на основании ст. 26 ФЗ «Об оружии» № 150-ФЗ от 1996 года. В протоколе изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему при осмотре оружия установлено: оружие имеет царапины на прикладе, потертости на стволе и корпусе, имеются следы ржавчины на ударно спусковом механизме; оружие не чищено, имеются грязевые образования в стволе и в частях ударно спускового механизма.
Данный вид оружия был помещен в комнату хранения оружия <Дата>, о чем в материалах дела имеются копия квитанции <№>.
В период времени с <Дата> и по настоящее время гражданин Корольков А.С. в отдел ЛРР УМВД России по городу Саратову по вопросу продления, переоформления или сдачи на утилизацию на вышеуказанное оружие не обращался, дальнейшей судьбой оружия не интересовался.
Оружие в течение продолжительного времени находилось в комнате хранения оружия ДЧ ОП № 2 УМВД России по городу Саратову, в результате чего произошло ее переполнение. При этом бремя содержания оружия легло на УМВД России по городу Саратову. Хранение данного вооружения требует определенных материальных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности в помещении, регулярного технического ухода (чистка, смазка).
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренные настоящим федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленным гражданским законодательством.
Гражданину Королькову А.С. направлено предписание о принятии мер по продлению, переоформлению или сдаче для утилизации оружия в срок до <Дата>, о получении которого имеется его подпись с указанием даты: <Дата>, но до указанного срока гражданин Корольков А.С. в отдел ЛРР так и не явился.
В результате проведенной <Дата> оценки технического состояния охотничьего ружья <данные изъяты> калибра <№> <№> АО Центром ремонта и сервисного обслуживания оружия «Оружейный двор» на основании лицензии <№> от <Дата>, серия <№> было установлено: согнут ствол, коррозия металла, износ деревянных частей. Данное оружие технически неисправно, к эксплуатации не пригодно, рекомендовано к утилизации.
Представитель истца Федорова Н.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Корольков А.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия неявивщегося ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 129 ч. 2 ГК РФ оружие относится к числу объектов, входящих в состав (ограниченного оборота), которым могут владеть лишь определенные лица по специальному разрешению, которое согласно ст. 13 Федерального закона «Об оружии», выдается ОВД по месту жительства или регистрации.
Оружие - это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным Законом от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее Федеральный закон «Об оружии»), постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации.
Согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государства.
Факт наличия в собственности оружия сам по себе не является основанием для его безграничного владения, пользования и распоряжения. Если оружие было изъято у собственника при владении, пользовании, распоряжении за нарушения требований действующего законодательства, то отказ собственника устранить нарушения, а также его бездействие при устранении конкретных предписаний сотрудников органов внутренних дел по устранению данных нарушений свидетельствует о том, что собственник отказался от своих прав на оружие.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться оружием только на основании Закона и его действия не должны противоречить требованиям правовых актов.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238) (подпункт 2 пункта 2).
В силу ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 14 ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что <Дата> к начальнику ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову обратился инспектор ОЛРР УМВД России по г. Саратову с рапортом в котором просил принять в дежурную часть ОП № 2 УМВД России по г. Саратову оружие <данные изъяты> калибра <№> <№>, принадлежащее гражданину Королькову А.С., в связи с принятием решения об аннулировании разрешения РОХа <№>. В протоколе изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему при осмотре оружия установлено: оружие имеет царапины на прикладе, потертости на стволе и корпусе, имеются следы ржавчины на ударно спусковом механизме; оружие не чищено, имеются грязевые образования в стволе и в частях ударно спускового механизма.
<Дата> оружие было помещено в комнату хранения оружия, что подтверждается квитанцией <№>.
До настоящего времени гражданин Корольков А.С. в отдел ЛРР УМВД России по городу Саратову по вопросу продления, переоформления или сдачи на утилизацию на вышеуказанное оружие не обращался, дальнейшей судьбой оружия не интересовался.
Гражданину Королькову А.С. направлено предписание о принятии мер по продлению, переоформлению или сдаче для утилизации оружия в срок до <Дата>, о получении которого имеется его подпись с указанием даты: <Дата>, однако до указанного срока гражданин Корольков А.С. в отдел ЛРР не явился.
В результате проведенной <Дата> оценки технического состояния охотничьего ружья <данные изъяты> калибра <№> <№> АО Центр ремонта и сервисного обслуживания оружия «Оружейный двор» на основании лицензии <№> от <Дата>, серия <№> было установлено: согнут ствол, коррозия металла, износ деревянных частей. Данное оружие технически неисправно, к эксплуатации не пригодно, рекомендовано к утилизации.
Указом Президента Российской Федерации от <Дата> <№> «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Согласно пункту 4 Указа в структуру войск национальной гвардии Российской Федерации вошли органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № *13 «О создании территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» создано Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области.
В соответствии с пунктом 6 Указа на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации в качестве одной из основных задач возложено осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.
В соответствии с пунктом 24 статьи 9 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 года «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», к полномочиям войск национальной гвардии относится проверка мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, изъятие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей к ним и специальных средств.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об оружии», должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, при выявлении нарушений установленных правил имеют право давать обязательные для исполнения гражданам Российской Федерации и должностным лица предписания об устранении этих нарушений. При неисполнении предписаний органы внутренних дел вправе обращаться в суд с заявлениями о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему.
Таким образом, органом, уполномоченным осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия в Саратовской области, является Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области, в связи с чем, Управление обратилось в суд с данным иском.
В соответствии с п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с гл. 14 п. 82 Постановления Правительства от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятое или конфискованное оружие направляется на реализацию или уничтожение.
Таким образом, на основании ст. 238 ГК РФ возникли обстоятельства, при которых оружие в силу закона, не может принадлежать ответчику.
Данное оружие не имеет культурной ценности, так как не включено в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и не подпадает в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также не является старинным (антикварным) оружием.
В соответствии с п. 66 Правил запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия.
Согласно п. 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Тем самым, указанная норма предусматривает уничтожение исключительно технически непригодного для эксплуатации, самодельного или переделанного оружия, а также запрещенного к обороту на территории Российской Федерации.
Согласно заключению о техническом состоянии оружия АО Центр ремонта и сервисного обслуживания оружия «Оружейный двор» от <Дата> года, при осмотре охотничьего ружья модели <данные изъяты> калибра <№> № <№> было установлено, что согнут ствол, коррозия металла, износ деревянных частей, данное оружие технически неисправно, к эксплуатации не пригодно, рекомендовано к утилизации.
Кроме того, учитывая тот факт, что изъятое оружие является оружием, находившимся в употреблении, а специализированные магазины по реализации оружия не относятся к числу государственных учреждений, на которых возлагается обязанность по приему подержанного оружия и последующий его реализации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а оружие подлежащим уничтожению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Прекратить право собственности Королькова А. С., <Дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: г. Саратов <адрес>, на охотничье гладкоствольное ружье <данные изъяты>-12 калибра <№> <№>.
Передать охотничье гладкоствольное ружье <данные изъяты> калибра <№> <№> в специализированный орган - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания ГУ МВД России по Саратовской области» (на склад вооружения) на уничтожение.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2017 года.
Судья Н.Г. Седова