Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1764/2015 ~ М-1250/2015 от 22.06.2015

№ 2-1764/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2015 года г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи: Хобовец Ю.А.

с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора: Жуковой Ю.А.

представителя Назаровского городского Совета депутатов: Колесниковой А.А.

при секретаре: Филипповой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Устава г. Назарово Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Устава г. Назарово Красноярского края. Свои требования мотивировал тем, что согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. 03 марта 2015 года принят Закон Красноярского края № 8-3182 «О внесении изменения в статью 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», в соответствии с которым глава муниципального образования в городском округе избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Частью 3.1 статьи 36 Федерального закона №. 131-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации. Закон Красноярского края опубликован 16 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края и вступил в силу 17 марта 2015 года (статья 2 Закона края).

Вместе с тем, до настоящего времени положения Устава города Назарово, определяющие порядок избрания главы муниципального образования, в соответствие с Законом края не приведены.

В нарушение ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» п.2 ст.6. Устава города Назарово, предусмотрено, что глава города Назарово - высшее должностное лицо, избираемое населением города на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании на пять лет, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города Назарово; абз.2 п.3 ст.6 Устава города определено, что руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту; п.4 ст. 11 Устава города предусмотрено, что глава города избирается населением на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании; п.5 ст. 11 Устава города предусматривается, что главой города может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан, а также, что порядок проведения выборов главы города определяется законодательством.

Кроме того, положение статей 29, 30, 31 Устава города, регулирующие вопросы деятельности руководителя администрации города, назначаемого на должность по контракту, его полномочия, вступают в противоречие с требованиями ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».

Устав города содержит положения, противоречащие федеральному законодательству по иным основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа. Однако, пп.1 п.1 ст.7 Устава города определено, что к вопросам местного значения города Назарово относится формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий») с 01 января 2008 года исключены из вопросов местного значения городского округа полномочия по опеке и попечительству. В нарушение п. «а» ч.5 ст.20 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» подпунктом 22 пункта 1 статьи 7 Устава города к вопросам местного значения города относится опека и попечительство.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ внесены изменения в действующее законодательство, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон. Внесенными изменениями из нормативных правовых актов исключена форма изъятия земельных участков для муниципальных нужд путем выкупа. Согласно п.26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. В нарушение данной нормы подпунктом 27 пункта 1 статьи 7 Устава города предусмотрены полномочия по изъятию земельных участков путем выкупа и не предусмотрены полномочия по осмотру зданий, сооружений и выдаче рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Пунктом 27 части 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Вместе с тем, подпунктом 29 п.1 ст.7 Устава города к вопросам местного значения города относит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе, установление нумерации домов.

Пунктом 30 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. В нарушение данной нормы подпунктом 32 п.1 ст.7 Устава не предусмотрены вопросы осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В нарушение подпункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ подпунктом 37 пункта 1 статьи 7 Устава города к вопросам местного значения отнесено расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.

В нарушение Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ, Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ, подпунктами 41, 42 пункта 1 статьи 7 Устава города к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

В нарушение пункта 37, пункта 43 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ уставом города в статье 7 не предусмотрены вопросы местного значения по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

В нарушение пунктов 10-15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ уставом города не предусмотрены права органов местного самоуправления города по оказанию поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; оказанию поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; осуществлению мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов»; созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами; предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством; осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Тогда как уставом города указанные полномочия в нарушение требований п.4 ч.4 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не внесены.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 33 Устава города в нарушение требований п.27 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенцию администрации города отнесена организация местных лотерей и местных займов.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Красноярского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» определено, что Уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с дополнительным профессиональным образованием. Тогда как пп.1.3 п.1 ст.34.1 устава предусмотрены гарантии лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, на возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, с повышением квалификации.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, Устав города не соответствует требованиям действующего федерального и краевого законодательства. В связи с чем, просит признать противоречащими законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава города Назарово: пункт 2 статьи 6; абзац 2 пункта 3 статьи 6; пункт 4 статьи 11; пункт 5 статьи 11; статью 29; статью 30; статью 31; подпункт 1 пункта 1 статьи 7; подпункт 22 пункта 1 статьи 7; подпункт 27 пункта 1 статьи 7; подпункт 29 пункта 1 статьи 7; подпункт 32 пункта 1 статьи 7; подпункт 37 пункта 1 статьи 7; подпункт 41 пункта 1 статьи 7; подпункт 42 пункта 1 статьи 7; подпункт 7 пункта 1 статьи 33; подпункт 1.3. пункта 1 статьи 34.1.

Помощник Назаровского межрайонного прокурора Жукова Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердив доводы, изложенные в уточненном заявлении.

Представитель Назаровского городского Совета депутатов Колесникова А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные Главой города – председателем городского Совета депутатов Стрельниковой Ю.А. в отзыве на заявление Назаровского межрайонного прокурора о том, что на повестку дня заседания сессии Назаровского городского Совета депутатов 15 июня 2015 года был вынесен вопрос «О внесении изменений и дополнений в Устав города Назарово». Докладчиком по вышеуказанному вопросу являлся Никулин Н.А., который сообщил, что внесение изменений и дополнений в Устав г. Назарово в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также связано с вступлением в законную силу Закона Красноярского края о выборе муниципальных глав муниципальных образований. 21 мая 2015 года проведены публичные слушания, участники публичных слушаний считают необходимым принять решение о внесении изменений и дополнений в Устав г. Назарово в новой редакции, представленной докладчиком. В ходе рассмотрения данного вопроса выступила Елизарьева Н.Л., считающая, что форма выборов главы муниципального образования, предложенная Законом Красноярского края, нарушает Конституционные права избирать и быть избранным. Елизарьевой Н.Л. предложено выйти с законодательной инициативой на Законодательное собрание Красноярского края с предложением «Глава муниципального образования – высшее должностное лицо, избирается на прямых выборах». Об утверждении проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав г. Назарово» проголосовали 14 депутатов Назаровского городского Совета депутатов: «За» проголосовали 7 депутатов, «Против» - 6 депутатов, «Воздержались» - 1 депутат. По результатам голосования решение не было принято.

Выслушав помощника Назаровского межрайонного прокурора, представителя Назаровского городского Совета депутатов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан). Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с Законом Красноярского края от 03.03.2015 № 8-3182 «О внесении изменений в статью 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» глава муниципального образования в Красноярском крае избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Указанный Закон опубликован 16 марта 2015 года, вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, то есть 17 марта 2015 года.

В силу п. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Устав города Назарово Красноярского края принят решением Назаровского городского Совета депутатов от 31 октября 1997 года № 3-10, в настоящее время действует в редакции решения Назаровского городского Совета депутатов от 04 февраля 2014 года № 19-150.

В нарушение ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 года № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» п.2 ст.6. Устава города Назарово предусмотрено, что глава города Назарово - высшее должностное лицо, избираемое населением города на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании на пять лет, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города Назарово; абз.2 п.З ст.6 Устава города определено, что руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту; п.4 ст. 11 Устава города предусмотрено, что глава города избирается населением на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании; п.5 ст. 11 Устава города предусматривается, что главой города может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан, а также, что порядок проведения выборов главы города определяется законодательством.

Положения ст.ст. 29, 30, 31 Устава города Назарово Красноярского края, регулирующие вопросы деятельности руководителя администрации города, назначаемого на должность по контракту, его полномочия, также противоречат требованиям ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона Красноярского края.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что пп.1 п. 1 ст.7 Устава города Назарово Красноярского края определено, что к вопросам местного значения города Назарово относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета, в то время, как в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.

Согласно подп. 22 п. 1 ст. 7 Устава города Назарово Красноярского края к вопросам местного значения относятся опека и попечительство. Вместе с тем, Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 01 января 2008 года исключены из вопросов местного значения городского округа полномочия по опеке и попечительству.

Подп. 27 п. 1 ст. 7 Устава города Назарово Красноярского края предусмотрены полномочия по изъятию земельных участков путем выкупа и не предусмотрены полномочия по осмотру зданий, сооружений и выдаче рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. В то время, как Федеральным законом «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2014 года № 499-ФЗ исключен выкуп земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 N 499-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Как следует из подпункта 29 п. 1 ст. 7 Устава города Назарово Красноярского края, к вопросам местного значения города относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе, установление нумерации домов. Однако, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В нарушение п. 30 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего, что к вопросам местного значения городского округа отнесено создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, пп. 32 п. 1 ст. 7 Устава предусмотрено создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местных курортов местного значения на территории города, не предусмотрены вопросы осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В нарушение подп. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258 пп. 37 п. 1 ст. 7 Устава предусмотрен расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, в то время как п. 35 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утратил силу с 01 января 2008 года.

Судом также установлено, что в нарушение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 28.12.2013 года № 416-ФЗ, Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 14.10.2014 года № 307-ФЗ, подп. 41, 42 п. 1 ст. 7 Устава города Назарово Красноярского края к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Согласно п. 37 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

В силу п. 43 ч. 1 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения городского округа также отнесена организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Вместе с тем, Уставом города Назарово Красноярского края данные полномочия не предусмотрены, так же как в нарушение пп. 10-15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона
№ 131-ФЗ Уставом города не предусмотрены права органов местного самоуправления города по оказанию поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; оказанию поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; осуществлению мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов»; созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами; предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством; осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Пунктом 4 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. Однако, в нарушение указанной нормы, в Устав города Назарово данные полномочия не внесены.

Подп. 7 п. 1 ст. 33 Устава города Назарово к компетенции администрации города отнесена организация местных лотерей и, с согласия Совета депутатов, местные займы, что также нарушает требования ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» следует, что Уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с дополнительным профессиональным образованием. Тогда как пп. 1.3 п. 1 ст. 34.1 Устава города Назарово Красноярского края предусмотрены гарантии лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, на возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, с повышением квалификации, в размере и порядке, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним локальными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что на заседании 31 сессии Назаровского городского Совета депутатов 15 июня 2015 года на повестку дня был вынесен вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав города Назарово, докладчиком выступал начальник юридического отдела Никулин Н.А., которым сообщено, что внесение изменений и дополнений в Устав г. Назарово связано с его приведением в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также вступлением в законную силу Закона Красноярского края о выборе муниципальных глав муниципальных образований. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо, избирается представительным органом муниципального, возглавляет местную администрацию города, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. 21 мая 2015 года проведены публичные слушания, участники публичных слушаний считают необходимым принять решение о внесении изменений и дополнений в Устав г. Назарово в новой редакции, представленной докладчиком. В ходе рассмотрения данного вопроса выступила Елизарьева Н.Л., считающая, что форма выборов главы муниципального образования, предложенная Законом Красноярского края, нарушает Конституционные права избирать и быть избранным. Елизарьевой Н.Л. предложено выйти с законодательной инициативой на Законодательное собрание Красноярского края с предложением «Глава муниципального образования – высшее должностное лицо, избирается на прямых выборах». Об утверждении проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав г. Назарово» проголосовали 14 депутатов Назаровского городского Совета депутатов: «За» проголосовали 7 депутатов, «Против» - 6 депутатов, «Воздержались» - 1 депутат. По результатам голосования решение не было принято.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что Устав города Назарово Красноярского края не соответствует требованиям действующего законодательства, в то время, как согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания противоречащими законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу вышеуказанных положений Устава города Назарово Красноярского края.

В силу ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В судебном заседании не оспаривалось, что Устав города Назарово, принятый решением Назаровского городского Совета депутатов от 31 октября 1997 года № 3-10, был опубликован в газете «Советское Причулымье», в связи с чем, суд считает необходимым возложить на Назаровский городской Совет депутатов обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере газеты «Советское Причулымье».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Устава г. Назарово Красноярского края удовлетворить.

Признать противоречащими законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 6, абзац 2 пункта 3 статьи 6, пункты 4, 5 статьи 11, статьи 29, 30, 31, подпункты 1, 22, 27, 29, 32, 37, 41, 42 пункта 1 статьи 7, подпункт 7 пункта 1 статьи 33, подпункт 1.3 пункта 1 статьи 34.1 Устава города Назарово, принятого решением Назаровского городского Совета депутатов от 31 октября 1997 года № 3-10.

Возложить на Назаровский городской Совет депутатов обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере газеты «Советское Причулымье».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Мотивированное решение составлено 27 июля 2015 года.

Копия верна.

Судья: Хобовец Ю.А.

2-1764/2015 ~ М-1250/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаровский межрайоннный прокурор
Другие
Назаровский городской Совет депутатов
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Хобовец Ю.А.
Дело на странице суда
nazarovo--krk.sudrf.ru
22.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2015Передача материалов судье
26.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.07.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2016Дело оформлено
30.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее