Дело №2-1198/2023
УИД 73RS0013-01-2023-001375-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.А., при секретаре Спиридоновой А.Ю., Казиной В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Талисман», Кочарян С. И., муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда о понуждении выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, понуждении выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения,
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в собственности ответчиков находится объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Куйбышева, д.207, который поставлен на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 22.07.2014 №312-П «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – ОКН). 11.12.2022 произошел пожар на ОКН, на данный момент ОКН находится в ненадлежащем состоянии: имеется отторжение штукатурного намета, деструкция материала кирпича, деструкция покрасочного слоя, нарушение целостности деревянного сруба, крыша над деревянным объемом полностью утрачена. ОКН создает угрозу жизни и здоровью граждан. 15.02.2023 ответчикам была направлена претензия о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия. Однако до настоящего времени ответа не поступило, меры по сохранению ОКН не предприняты. Просил обязать ответчиков выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы в срок до 01.02.2024 на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Куйбышева, д.207; обязать ответчиков выполнить в срок до 01.02.2025 ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Куйбышева, д.207.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда.
В судебное заседание представитель истца Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области Хорошилова Д.А., действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Ранее принимая участие в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в собственности ответчиков находится объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Куйбышева, д.207, который поставлен на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 22.07.2014 №312-П «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». 11.12.2022 произошел пожар на объекте культурного наследия, который в настоящее время находится в ненадлежащем состоянии. Объект культурного наследия создает угрозу жизни и здоровью граждан. Ответчикам была направлена претензия о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия, однако до настоящего времени меры по сохранению объекта культурного наследия не предприняты. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Димитровграда Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указав, что полномочиями собственника муниципального имущества наделен комитет по управлению имуществом города Димитровграда, который и должен исполнить требования, изложенные в иске. Просила отказать в удовлетворении иска, заявленного к администрации города Димитровграда.
Представитель ответчика МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда Кабанкина С.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в настоящее время планируется перевести данное недвижимое имущество в состав имущества, подлежащего приватизации.
Ответчик Кочарян С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Ранее принимая участие в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что она является собственником помещений в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.», расположенного в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, д.207, ею используется часть помещения 1 этажа. Собственниками иной доли указанного объекта культурного наследия являются ответчик. Полагает, что поскольку 11.12.2022 произошел пожар на 2 этаже объекта культурного наследия, восстановительные работы должны быть проведены ответчиками.
Представитель ответчика ООО «Талисман» Богданов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что общество является собственником помещений объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.», расположенного в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, д.207. Здание является двухэтажным, ими используются часть 1 этажа. 11.12.2022 произошел пожар на 2 этаже указанного объекта культурного наследия. В рамках доследственной проверки КРСП по факту пожара АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» была произведена экспертиза. Согласно заключению эксперта, ООО «Талисман» причинен материальный ущерб. Полагает, что 2 этаж объекта культурного наследия восстановлению не подлежит.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.
В силу статьи 33 Закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Судом установлено, что постановлением Правительства Ульяновской области №312-П от 22.07.2014 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения включен «Дом городской», нач.ХХ в., расположенный в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, 207 (л.д.22).
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении указанного здания следует, что его собственниками являются муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области (<данные изъяты>), Кочарян С.И. (<данные изъяты>, <данные изъяты>), ООО «Талисман» (л.д.52-88).
Согласно ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, включает в себя, в том числе: -установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; -установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; -согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; -выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; -установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; -иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Таким образом, наличие статуса объекта культурного наследия предполагает принятие мер по его сохранению.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственники обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из материалов дела следует, что 11.12.2022 произошел пожар здания по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград ул.Куйбышева, д.207, в результате пожара, указанное здание получило повреждения.
Сотрудниками истца осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.», расположенного в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, д.207.
По результатам проведенного осмотра вышеуказанного объекта 10.02.2023 составлен акт осмотра объекта культурного наследия, в котором зафиксировано: цоколь кирпичный, со стороны южного фасада оштукатурен и окрашен, имеется отторжение штукатурного намета, деструкция материала кирпича, выветривание и локальное разрушение кирпичной кладки, трещины; состояние ограниченно работоспособное. Отмостки – техническое состояние не определено, доступ к осмотру ограничен, необходимо проведение технического обследования, наблюдается обильное произрастание растительности со стороны дворовых фасадов, в местах примыкания к цоколю, состояние недопустимое. Стены первого этажа из красного кирпича на известковым растворе, окрашены, двухэтажный дворовой кирпичный пристрой; зафиксировано солевая деструкция материалов в местах увлажнения; локальное разрушение кирпичной кладки, деструкция покрасочного слоя, со стороны дворовых фасадов отделочные слои практически полностью утрачены, в результате пожара стены повреждены и закопчены, зафиксировано произрастание мхов, лишайников и кустарников; состояние предварительно определяется как недопустимое; стены второго этажа рубленные из бревен, обшиты доской и окрашены; имеется деформация и обширная утрата досок в результате пожара, нарушение целостности деревянного сруба, стены повреждены, обуглены, закопчены и частично утрачены в результате пожара; состояние аварийное. Крыша: вальмовая, стропила и обрешетка деревянные, кровля из асбестоцементных волнистых листов; полностью утрачена над деревянным объемом второго этажа в результате пожара; кровля двухэтажного кирпичного присторя из частично асбестоцементных волнистых листов, частично из листов металла, визуализируется повреждение материалов, отсутствие фрагментов, доступ к чердачным помещениям ограничен, требуется проведение обследования; состояние предварительно определятся как аварийное. Внешнее декоративное убранство: на первом этаже лопатки, декорированные усеченным брильянтовым рустом, на втором – лопатки, декорированные профилированным обрамлением и накладными элементами пропильной резьбы, веерная кладка лучковых окон, подоконные полки, межэтажный ступенчатый карниз, линия дентикул, карниз среднего выноса, фриз, профилированные сандрики-полочки, пропильная накладная резьба, дощатая обшивка; декоративные элементы из кирпича имеют деструкцию отделочных слоев и материала кирпича, сколы; состояние ограниченно работоспособное; деревянный декор второго этажа в значительной части утрачен в результате пожара; состояние недопустимое. Стены кирпичные, деревянные; деревянные стены второго этажа в значительной части повреждены в результате пожара, внутренняя отделка утрачена; состояние аварийное; доступ к осмотру остальных помещений ограничен, визуализируются следы копоти и обугленные участки в окнах; требуется проведение обследования; состояние предварительно определяется как аварийное. Двери и окна: прямоугольные оконные проемы и с лучковой перемычкой, с деревянным заполнением; зафиксировано деструкция материала дерева и покрасочного слоя, частичная утрата в результате пожара; состояние аварийное.
Кроме того, указанные в акте осмотра обстоятельства подтверждены фотоматериалом.
Таким образом, установлено, что вышеназванный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии.
В судебном заседании каждый из ответчиков полагал, что оснований для возложения конкретно на него обязанности по проведению ремонтно-реставрационных работ не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 2 Закона об объектах культурного наследия).
Учитывая установленные Законом об объектах культурного наследия особенности регулирования отношений, связанных с охраной таких объектов, обязанность по осуществлению которой возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные пунктом 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия права по их владению и использованию, а также то, что лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем состоянии и обязано организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения соответствующих обязанностей на Администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда как на лиц, имеющих вещные или обязательственные права на указанный объект, и с которыми закон связывает определение обязанного лица по сохранению объекта культурного наследия, не имеется.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда надлежит отказать ввиду отсутствия, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, правовых оснований для возложения на данных ответчиков такой гражданско-правовой обязанности.
При этом наделение этими правами в соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется собственником объекта.
При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 40 указанного Федерального закона предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 указанного Федерального закона предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают проведение технического обследования объекта, подготовку проектной документами на проведение работы по сохранению объекта, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документам, проведение государственной экспертизы проектной документации.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
По смыслу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона N 73-ФЗ. В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что именно на собственников ООО «Талисман», Кочарян С.И., МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда надлежит возложить обязанность выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы, а также выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.», расположенного в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, д.207.
Оснований для возложения указанной обязанности на Администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г. Димитровграда не имеется, поскольку в соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом г. Димитровграда, распоряжением муниципальной собственностью находится к полномочиям Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда, в иске к указанным ответчикам надлежит отказать.
С учетом того, что для изготовления и согласования с муниципальным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.», расположенного в Ульяновской области г.Димитровграде по ул.Куйбышева, д.207, а также для произведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта требуется значительное время, суд, принимая во внимание положения ст. 203 ГПК РФ, полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда в части составления проектной документации до 01.05.2024, для проведения ремонтно-реставрационных работ до 01.05.2025 года.
Указанный срок, по мнению суда, с учетом необходимости, в том числе, принятия в бюджет города денежных средств во исполнение указанных обязательств, является разумным и позволит исполнить решение суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Талисман», Кочарян С. И., муниципальное образование «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы в срок до 01.05.2024 года на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, д.207.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Талисман», Кочарян С. И., муниципальное образование «Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда выполнить в срок до 01.05.2025 года ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом городской, нач.XX в.» по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, д.207.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 20.06.2023 года.
Председательствующий судья Н.А. Андреева