Дело № 2-172/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 13 марта 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Горбунове В.Н.,
с участием истицы Мельянец В.В., представителя ответчика ИКА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельянец В.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РК (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по её назначению,
установил
Мельянец В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РК (межрайонное), указывая в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие стажа работы по Списку №. Истице не включен в льготный стаж период работы в АО «Карельский окатыш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в справке, уточняющей особый характер работы, указано недостаточно оснований для подтверждения занятости в течение полного рабочего дня с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Также полагает, что включению в льготный стаж подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Карельский окатыш», поскольку в указанный период ею также выполнялись аналогичные работы. Истица выполняла малярно-покрасочные работы, более 80% времени смены находясь в позе стоя и до 25% в неудобной позе, за вредность ей предоставлялся дополнительный отпуск и доплата за молоко. Бесплатная выдача молока в указанный период осуществлялась согласно Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам №731/П-13 от 16.12.1987 «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда». Таким образом, факт выдачи молока, а также предоставления дополнительных дней к отпуску подтверждают, что в указанный период её работа была связана с вредными веществами не ниже 3 класса опасности. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы в АО «Карельский окатыш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признав за ней право на назначение досрочной пенсии по старости.
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Карельский окатыш».
В судебном заседании истица изменила исковые требования, просит включить в специальный стаж работы, дающий на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что данными лицевых счетов подтверждается доплата за вредные условия труда.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) ИКА иск не признала, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
АО «Карельский окатыш» о месте и времени рассмотрения дела извещено, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указывает, что истица была принята с ДД.ММ.ГГГГ в строительное управление учеником штукатура-маляра Костомукшского ГОКа. С ДД.ММ.ГГГГ строительное управление было переименовано в ремонтно-строительный цех. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ цех был упразднен. Объемы текущих ремонтов зданий и сооружений были переданы цеху строительных материалов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Мельянец В.В. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была занята по профессии штукатур-маляр, не предусмотренной Списками № и 2 (код позиции 23200000-13450). Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, выдана истице и подтверждает ее занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности по профессии маляр в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная профессия предусмотрена Списком № (код позиции 23200000-13450). Использование малярами вредных химических веществ бензола, ксилола и толуола, перечисленных кроме всего прочего в Перечне лакокрасочных материалов, подтверждается Приложением к Коллективному договору на 1996 год «Перечень профессий, имеющих право на получение молока, молочных продуктов и фруктовых соков».
Заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа работы по Списку № 2.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее-Список№2 от 26.01.1991).
Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 предусмотрена профессия «маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности» (раздел XXXIII, код позиции 23200000-13450).
Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений» Списка № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены профессии: маляр при работе с нитрокрасками; штукатур.
В судебном заседании установлено, что истица Мельянец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала маляром в ремонтно-строительном цехе, цехе строительных материалов АО «Карельский окатыш».
Указанный период работы подтверждается записями №№,8,9 в трудовой книжке истицы.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.
В стаж работы с тяжелыми условиями труда ответчик не включил период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ маляром в ремонтно-строительном цехе, цехе строительных материалов АО «Карельский окатыш», по причине того, что в справке, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указано недостаточно оснований для подтверждения занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В ходе судебного заседания истица пояснила, что в указанный период она выполняла работу маляра, была занята на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности в течение полного рабочего дня. В связи с работой во вредных условиях труда ей выдавалось молоко, и предоставлялся дополнительно оплачиваемый отпуск.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: трудовой книжкой серии ВТ-I № на имя Мельянец В.В., справкой, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «Карельский окатыш».
Данные обстоятельства подтверждаются также письменными доказательствами, предоставленными АО «Карельский окатыш», из которых следует, что смомента приема на работу на должность маляра истица была занята на работах с применением вредных веществ.
В работе истица использовала краски, лаки и эмали, содержащие ксилол, бензол, толуол, которые в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» отнесены к 3 и 4 классу опасности, что подтверждается Перечнем лакокрасочных материалов.
Как следует из представленных Коллективных договоров за период с 1996 по 2002 год в связи с работой во вредных условиях труда истице выдавалось молоко, предоставлялся дополнительно оплачиваемый отпуск. Из расчетных листков следует, что истице ежемесячно в течение всего периода работы осуществлялась доплата за работу во вредных условиях труда (код 21 расчетного листа согласно Кодификатору видов начислений и удержаний).
В силу статьи 151 КЗоТ РСФСР на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 16.12.1987 № 731/П-13 «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда» устанавливалось, что предприятия (объединения) самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей рабочим и служащим молока или других равноценных пищевых продуктов, на основе Перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 04.31.1987 № 4430-87.
Поскольку коллективными договорами организации, в которой трудилась истица, были предусмотрены нормы и условия бесплатной выдачи молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и истица его получала, то данное обстоятельство является подтверждением наличия вредных производственных факторов при выполнении ее работы.
Таким образом, факт выдачи молока, предоставления дополнительных дней к отпуску, а также ежемесячная доплата за работу во вредных условиях труда подтверждают, что в указанный период работа истицы была связана с вредными веществами не ниже третьего класса опасности.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 № 555, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Однако льготный стаж подтверждается справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, так как трудовая книжка не отражает сведений о льготном характере работы, норме рабочего времени, прогулах, вынужденных простоях и периодах, за которые не выплачивались страховые взносы.
Работодателем подтвержден льготный стаж истицы справкой, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем суд считает обоснованным требование истицы о включении указанного периода в специальный стаж работы по Списку № 2.
Как следует из представленного ответчиком расчета, с учетом включения спорного периода специальный стаж работы истицы по Списку № 2 составит 09 лет 09 месяцев, стаж работы в районах Крайнего Севера - 24 года 07 месяцев 23 дня, страховой стаж 28 лет 09 месяцев 15 дней.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истица достигла возраста 46 лет ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты у нее возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона, в связи с чем суд считает обоснованными требования истицы о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности по ее назначению с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 98 ГПК РФ, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, с ответчика подлежат взысканию в пользу истицы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Мельянец В.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Включить Мельянец В.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы маляром в ремонтно-строительном цехе, цехе строительных материалов АО «Карельский окатыш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) назначить Мельянец В.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мельянец В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.