П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
.... ...
Судья Луховицкого районного суда ... Ващенко Е.А., рассмотрев жалобу Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) на постановление мирового судьи ... судебного участка Луховицкого судебного района ...,
У С Т А Н О В И Л:
Заместителем начальника управления - начальником отдела судебной работы Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц С. составлен протокол об административном правонарушении ... от ..., согласно которого, Козлов И.А., являясь экспертом ООО «ПИРОТЕХ», расположенного по адресу: ... необоснованно выдал сертификат соответствия № ..., а именно: данный сертификат подтверждает соответствие продукции требованиям технического регламента «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от ...oдa ..., который выдан на основании протокола испытаний испытательной лаборатории ООО «ПИРОТЕХ», при этом сертификационные испытания не были проведены, поскольку данный протокол испытаний выдан на основании анализа протокола испытаний испытательной лаборатории Технического Центра Хунаньского бюро проверки по ввозу-вывозу и карантину, которая не включена в Единый реестр органов по сертификации испытательных лабораторий (центров)Таможенного союза.
Постановлением мирового судьи ... судебного участка Луховицкого судебного района от ... производство по делу об административном правонарушении в отношении Козлова И.А. прекращено со ссылкой на то, что, являясь экспертом, Козлов И.А. не является должностным лицом ООО «ПИРОТЕХ» применительно к ст.14.47 ч.3 КоАП РФ.
Статьей 14.47 ч. 3 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия. Ответственность по данной норме несут юридические и должностные лица.
В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ... ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАПРФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 4-6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационнораспорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности: приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению
средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию, лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
В соответствии с разделом 2 должностной инструкции эксперта по сертификации продукции ООО «ПИРОТЕХ» должность эксперта относится к категории «специалистов». В должностные обязанности эксперта входит, в том числе:
определение в соответствии со схемой сертификации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения сертификационных испытаний,
установление количества проб для испытаний и направление их на аккредитованную испытательную лабораторию с актом отбора проб и направлением,
проведение анализа номенклатуры продукции, результатов испытаний по показателям безопасности и нормативной документации,
проведение анализа состояния производства и оценка качества сертифицируемой продукции в порядке установленном в документах, регламентирующих деятельность в области подтверждения соответствия продукции, работ (услуг) в порядке установленном в документах, регламентирующих деятельность в области подтверждения соответствия продукции,
оформление основных документов: решение по заявке, заключение по результатам идентификации продукции, сертификат соответствия.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ... ... установлена Единая форма сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. Правила оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза устанавливают форму сертификата соответствия, в графе 15 которой указывается печать органа по сертификации, подпись, инициалы, фамилия руководителя (уполномоченного лица) органа по сертификации, эксперта.
Таким образом, без подписи эксперта органа по сертификации продукции ООО «ПИРОТЕХ» Козлова И.А. сертификат соответствия не имел бы юридической силы.
Данные обстоятельства позволяют судить о том, что Козлов И.А. является должностным лицом органа по сертификации продукции ООО «ПИРОТЕХ» в связи с тем, что исполняет организационно-распорядительные полномочия – наделен правом принятия решений, имеющих юридическую силу, имеющих значение и влекущих определенные юридические последствия.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном право нарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 Ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном право нарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая вышеназванные нормы права и установленные обстоятельства, у мирового судьи отсутствовали основания для прекращения дела.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка N ... Луховицкого судебного района ... от ... не может быть признано законным и подлежит отмене, а материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.47 КоАП РФ в отношении Козлова И.А. направлению на рассмотрение по существу мировому судье.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Жалобу Федеральной службы по аккредитации удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N ... Луховицкого судебного района ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.47 КоАП РФ, в отношении Козлова И.А. - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судьи судебного участка N ... Луховицкого судебного района ....
Судья