Дело № 2-1223/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кратенко М.В.,
при секретаре Луновской О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевченко О.В. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения автостанции, обязании устранить допущенные нарушения
У С Т А Н О В И Л:
Шеченко О.В. обратилась с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Заявление мотивировала тем, что 12.04.2013г. обратилась в Департамент градостроительства администрации <адрес> о предоставлении ей земельного участка, ориентировочной площадью от 5000 до 10 000 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, для строительства капитального объекта – автостанции. Письмом от 06.05.2013г. № № Департамента градостроительства истице было отказано в предоставлении земельного участка с указанием следующих причин: установлено, что запрашиваемый земельный участок имеет наложение на участок с кадастровым номером №, формируемый Департаментом на торги, на испрашиваемом земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, участок находится в охранной зоне ЛЭП 10 кВ.
Указанный отказ истица считает незаконным и нарушающим её права, поскольку в силу ч. 1 ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов может быть лишь земельный участок, который сформирован и имеет установленные границы. Между тем, по данным государственного кадастрового учета земельный участок по адресу <адрес> является временным, сведения о его границах отсутствуют, местоположение указано ориентировочно. Также считает необоснованным отказ Департамента в части указание на препятствия в виде имеющихся на территории земельного участка объектов инфраструктуру (сетей, линии ЛЭП) и охранной зоны, поскольку какие-либо данные о собственниках указанных объектов, сохранности указанных объектов недвижимости и их эксплуатации также отсутствуют. Собственники указанных объектов, в том числе ЛЭП 10кВ не известны, охранная зона не установлена.
С учетом данных обстоятельств истица полагает, что её заявление от 12.04.2013г. Департаментов по существу рассмотрено не было, какие-либо варианты предоставления ей испрашиваемого земельного участка, в том числе его части, не исследовались, заявление было отклонено по формальным соображениям.
На основании изложенного, Шевченко О.В. просит признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, изложенный в письме от 06.05.2013г. № № в предварительном соглашении места размещения автостанции. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании Шевченко О.В. места размещения автостанции на земельном участке по адресу <адрес>
В судебном заседании представитель Шевченко О.В. – Марков А.А. (доверенность от 03.11.2013г.) заявленные требования поддержал. Пояснил, что Шевченко О.В. обращалась с повторным запросом о согласовании ей места размещения автостанции на территории спорного земельного участка, при этом указала параметры земельного участка, позволяющие избежать наложения с земельным участком с кадастровым номером № (который формируется для торгов), однако в согласовании места размещения автостанции ей вновь было отказано уже по иной причине (с учетом характера размещаемого объекта). Копии заявления от 27.03.2014г. и ответа Департамента от 25.04.2014г. представил суду для обозрения.
Представитель Департамента градостроительства – Копейкин Д.В. (доверенность от 17.09.2012г.) с заявлением не согласился, представил письменный отзыв, в котором указал следующее. Шевченко О.В. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства объекта (автостанции) 12.04.2013г. На момент обращения земельный участок по адресу <адрес> уже был поставлен на кадастровый учет под номером №. Поскольку земельный участок уже был сформирован, его предоставление гражданам и юридическим лицам в силу п. 6 ст. 30 ЗК РФ осуществляется в порядке проведения торгов. Также указал на некорректность требований Шевченко О.В. в части возложения на Департамент градостроительства обязанности согласовать заявителю место размещения объекта, поскольку данные действия являются частью административной процедуры, и суд не вправе подменить собой орган местного самоуправления. На вопросы суда пояснил, что на топографическом плане местности видны инженерные сети (ЛЭП и трубопровод), их техническое состояние и собственники ему не известны.
Представитель администрации г. Красноярска – Овчинников М.П. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представлял письменные возражения по иску. В возражении указал, что испрашиваемый Шевченко О.В. земельный участок на момент обращения заявителя уже был сформирован, что исключало возможность процедуры его предоставления в порядке предварительного согласования места расположения объекта капитального строительства. В подтверждение указанных обстоятельств представил сведения официального сайта Федеральной службы кадастра.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26.2 ГПК РФ. В частности, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (ст. 249).
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предварительное согласование места размещения объектов предусмотрено для случаев предоставления земельных участков в аренду. Указанная процедура предполагает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: определение разрешенного использования земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
При этом в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ, то есть посредством проведения торгов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На территории г. Красноярска порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен Административным регламентом (приложение к Распоряжению администрации г. Красноярска от 23.11.2012г. № 234-р, далее – Регламент).
В соответствии с п. 27 Регламента предоставление указанной муниципальной услуги включает в себя: прием и регистрацию заявления, проведение градостроительного анализа и подготовку возможных вариантов размещения объекта и пр.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги могут быть: несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам; несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны; проведение работ по формированию земельного участка в целях проведения торгов (конкурсов, аукционов); наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на правах, предусмотренных действующим законодательством, третьим лицам.
Судом установлено, что 12.04.2013г. Шевченко О.В. обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью от 5 000 до 10 000 кв.м. для строительства капитального объекта – автостанции, в условных границах в точках № по адресу <адрес> К заявлению приложен план земельного участка, схема его расположения, согласно которой испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территории, ограниченной автодорогами (<адрес>) и строениями №.
Письмом от 06.05.2013г. № № Шевченко О.В. отказано в предоставлении земельного участка в аренду с указанием следующих причин: при сопоставлении испрашиваемого земельного участка с другими установлено его наложение на земельный участок № №, который поставлен на кадастровый учет и будет предоставляться третьим лицам посредством проведения торгов. Кроме того, в числе оснований к отказу указано: наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости – электрокабеля 10кВ и теплосети. При этом охранная зона ЛЭП составляет не менее 10 м. вдоль воздушных линий электропередачи.
В судебном заседании представитель Шевченко О.В. пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № занимает лишь небольшую часть площади испрашиваемого земельного участка. При этом Шевченко О.В. указала в заявлении от 12.04.2013г. ориентировочную площадь испрашиваемого земельного участка, что предполагает со стороны Департамента градостроительства проведение градостроительного анализа территории и поиск возможных вариантов для согласования заявителю места размещения объекта. Однако Департаментом соответствующий анализ проведен не был, никакие варианты размещения объекта с Шевченко О.В. не обсуждались, решение об отказе в предоставлении земельного участка принято по формальным соображениям.
С указанными доводами представителя Шевченко О.В. следует согласиться, поскольку представителем ответчика – Департамента градостроительства они не опровергнуты, доказательства проведения градостроительного анализа в материалы дела не представлены. Также в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены сведения о техническом состоянии и принадлежности на каком-либо вещном праве третьим лицам объектов недвижимости, предположительно имеющихся в границах испрашиваемого земельного участка (теплосеть, ЛЭП 10 кВ). Выкопировка из топографического плана местности, на которой с помощью условных знаком изображены инженерные сооружения (коммуникации) к числу таких доказательств не относится.
С учетом данных обстоятельств суд полагает необходимым заявление Шевченко О.В. об оспаривании незаконных действий удовлетворить частично, признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярка от 06.05.2013г. № № отказе Шевченко О.В. в предварительном согласовании места размещения автостанции в части не проведения градостроительного анализа возможных вариантов размещения объекта, а также указания в качестве причины отказа - наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам. На ответчика следует возложить обязанность по устранению нарушений прав Шевченко О.В. и проведению градостроительного анализа территории, указанной в заявлении Шевченко О.В. от 12.04.2013г.
В удовлетворении остальной части требований Шевченко О.В. следует отказать, поскольку проведение процедуры предварительного согласования места размещения объекта строительства относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, соответствующая процедуры по заявлению Шевченко О.В. надлежащим образом Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска проведена не была, однако суд не вправе подменять собой органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Шевченко О.В. об оспаривании незаконных действий Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 06.05.2013г. № № об отказе Шевченко О.В. в предварительном согласовании места размещения автостанции в части не проведения градостроительного анализа возможных вариантов размещения объекта (автостанции), а также указания в качестве причины отказа наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить нарушения прав Шевченко О.В., посредством проведения градостроительного анализа территории, указанной в заявлении Шевченко О.В. от 12.04.2013г., и вариантов размещения объекта капитального строительства (автостанции).
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.В. Кратенко
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2014г.