к делу № 3а-34/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 30 » января 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при секретаре судебного заседания: Шиловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости
У С Т А Н О В И Л:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости :
-склада для хранения непереработанной продукции, площадью 1215,6 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 6597 061 рублей,
-производственного корпуса, площадью 792,6 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 4886 379 рублей,
-склада для хранения переработанной продукции, площадью 1287,7 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенного по адресу: Краснодарский <...> равной его рыночной стоимости в размере 6988 348 рублей,
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости объектов недвижимости от 27 июля 2018 года <...>.01 выполненного АО «Бизнес-Фактор» рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости составляет:
-кадастровый <...> – 20 190 155,68 рублей,
-кадастровый <...> – 14 260 490,90 рублей,
-кадастровый <...> – 21 366 136,50 рублей,
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных объектов недвижимости являются неверными и нарушают его права.
< Ф.И.О. >1, является собственником объектов недвижимости, в отношении которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
В судебное заседание административный истец < Ф.И.О. >4 не явился. От его представителя действующего на основании доверенности < Ф.И.О. >5, до начала судебного заседания поступило заявление об уточнении административных исковых требований, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, в размере определенной на основании заключения судебной оценочной экспертизы, рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель административного ответчика ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края, представитель заинтересованного лица Администрации Ивановского сельского поселения <...>, представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования <...>, представитель заинтересованного лица Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
В силу ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Как видно из материалов дела, < Ф.И.О. >1 на праве собственности, принадлежат объекты недвижимости:
-склад для хранения непереработанной продукции, площадью 1215,6 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> за <...>,
-производственный корпус, площадью 792,6 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенный по адресу: Краснодарский <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> за <...>,
-склад для хранения переработанной продукции, площадью 1287,7 кв.м., кадастровый (или условный) <...>, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> за <...>.
В соответствии со ст.402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до <...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим п. 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно, данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, объектов недвижимости составляет :
-кадастровый <...> – 20 190 155,68 рублей,
-кадастровый <...> – 14 260 490,90 рублей,
-кадастровый <...> – 21 366 136,50 рублей,
В силу ст.24.18 Федеральный закон от <...> <...> - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости объектов недвижимости от <...> <...>.01 выполненного АО «Бизнес-Фактор» рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
-кадастровый (или условный) <...> рублей,
В соответствии со ст.77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и определения допущено ли оценщиком, при составлении отчета, нарушения требований федеральных стандартов. Производство, которой поручено ООО «Департамент профессиональной оценки».
Согласно заключения эксперта <...>/ДПО от <...>, ООО «Департамент профессиональной оценки», оценщиком допущены нарушения требований федеральных стартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости объекта недвижимости.
Результаты проверки отчета <...>.01 от <...>, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и на соответствие стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке действительной рыночной стоимости.
В рамках сравнительного подхода оценщиком был использован метод сравнения продаж. Оценщик не расширил территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением объекта оценки (нарушение п. 116 ФСО 7).
Отсутствует анализ фактических предложений к продаже (нарушение п.11 ФCO 7).
Отчет <...>.01 от <...> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В отчете отсутствует обоснование значений основных ценообразующих факторов, а также интервал значений цен сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект (нарушение ФСО <...> п.8, ФСО <...>, п.11 «г», ФСО <...>, п.11 «в»).
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, составляет 12068560 рублей.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, составляет 10875214 рублей.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, составляет 13003464 рублей.
В силу ст.62, ч.8ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертном вопросы.
У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворяет требованиям закона. Выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в заключение эксперта <...>/ДПО от <...>, рыночная стоимость объектов недвижимости, является достоверной.
В соответствии со ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <...>.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости :
-с кадастровым номером <...> является <...>,
-с кадастровым номером <...>, является <...>,
-с кадастровым номером <...>, является <...>,
Датой, внесения сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости объектов недвижимости:
-с кадастровым номером <...>, является <...>,
-с кадастровым номером <...>, является <...>,
-с кадастровым номером <...>, является <...>,
В соответствии со ст.24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
< Ф.И.О. >1, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости, <...>, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации. В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, суд удовлетворяет административные исковые требования < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости.
В силу ч.11 ст.49 КАС РФ эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Директором ООО «Департамент профессиональной оценки» в суд подано ходатайство о взыскании с < Ф.И.О. >1, расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 60000 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с административного истца в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы в полном объеме.
Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, в размере 12068560 рублей.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, в размере 10875214 рублей.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский <...> на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на <...>, в размере 13003464 рублей.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать, <...>.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Взыскать с < Ф.И.О. >1 в пользу ООО «Департамент профессиональной оценки», юридический адресу: 350002 <...>, офис 3 оплату за проведение экспертизы в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Бендюк