УИД: 66RS0009-01-2020-000107-43
Дело № 2-466/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2020 года г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,
при секретаре судебного заседания Котлярова А.А.,
с участием: истцов – Киршевой Т.А., Трофимовой А.В., представителя истцов – Деменко А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киршевой Т. А., Трофимовой А. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.В.А. к Администрации города Нижний Тагил и Гартунг И. С., действующей в интересах несовершеннолетней К.М.И. о признании утратившим право пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Киршева Т.А. и Трофимова А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.В.А. обратились в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил и Гартунг И. С., действующей в интересах несовершеннолетней К.М.И. о признании утратившим право пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации. Просят признать К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес> Признать за Киршевой Т. А., Трофимовой А. В., К.В.А. право общей долевой собственности по <...> доле в праве на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, по праву приватизации.
В обоснование исковых требований указали, что истцы являются нанимателями, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу <адрес>. Помещение было предоставлено в <...>. К.И.В. и членам его семьи: супруге Киршевой Т.А. и дочери Трофимовой А.В. В <...>. К.И.В. в связи с расторжением брака стал проживать по месту жительства своей новой супруги Гартунг И.С. по <адрес>. В новом браке у него родилась дочь К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению отца регистрация ее места жительства была осуществлена в квартире истцов. ДД.ММ.ГГГГ. К.И.В. умер, была прекращена его регистрация по месту жительства. Его дочь К.М.И. в квартире никогда не проживала, законные представители расходов по содержанию квартиры не несли. ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению Гартунг И.С. была прекращена регистрация места жительства ее дочери в квартире по адресу <адрес>, регистрацией ее места жительства стала квартира по адресу <адрес> была достигнута устная договоренность о том, что истцы отказываются от взыскания с нее задолженности по коммунальным платежам за квартиру. С ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя К.М.И. утратила право на проживание в квартире, местом ее жительства является место жительства ее матери. Истцы имеют право на получение в собственность квартиры в порядке приватизации в равных долях. Было подано заявление в Администрацию города о приватизации квартиры. Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в приватизации поскольку отсутствует согласие законного представителя К.М.И. на приватизацию. Полагают, что данное согласие не требуется, так как несовершеннолетняя с ДД.ММ.ГГГГ. с согласия своей матери утратила право на проживание в квартире, несовершеннолетняя в квартире не проживает.
Истец Киршева Т.А. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования.
Истец Трофимова А.В. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель истцов – Деменко А.Б. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования. Суду пояснил, что по договоренности между сторонами, истцы отказались от иска о взыскании коммунальных платежей, а Гартунг И.С. ДД.ММ.ГГГГ прекратила регистрацию своей дочери в квартире истцов, таким образом, несовершеннолетняя утратила право пользования квартирой. Полагает, что отказ Администрации города в приватизации квартиры незаконен, необоснованно было требовать согласия Гартунг на приватизацию, поскольку она по своей инициативе прекратила регистрацию своей дочери в квартире, зарегистрировав ее по своему месту жительства.
Представитель ответчика – Администрации города Нижний Тагил и ответчик Гартунг И.С., действующая в интересах несовершеннолетней К.М.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. судом в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков.
Представитель Управления социальной политики по г. Нижний Тагил и Пригородному району – Чарская М.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменному заключению полагала, что в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» заключение договора приватизации указанной квартиры без включения в число собственников несовершеннолетней К.М.И. возможно. Несовершеннолетняя зарегистрирована совместно с матерью Гартунг И.С. по адресу <адрес> и утратила право пользования квартирой по адресу <адрес>
Выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам, третьим лицам, вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определены пределы осуществления гражданских прав: в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
В силу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Согласно разъяснениям п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившим право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
и установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Из указанного следует сделать вывод, что основанием для признания утратившим право пользования жилым помещением и расторжения с ним договора социального найма является совокупность таких фактов как выезд из жилого помещения на другое место жительства и добровольный отказ в одностороннем порядке от исполнения договора социального найма.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью на основании постановления Главы администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра жилых помещений.
Указанное жилое помещение было предоставлено К.И.В. на основании решения исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ордером на жилое помещении.
В качестве членов семьи К.И.В. в ордер включены Киршева Т.А. (жена) и Трофимова А.В. (дочь).
Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ и копии поквартирной карточки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, значатся зарегистрированными на постоянное жительство Киршева Т. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; Трофимова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; К.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении значился зарегистрированным К.И.В., который умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был снят с регистрационного учета по месту жительства.
К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. снята с регистрации по причине переезда. Мать несовершеннолетней К.М.И. – Г.М.И. имеет регистрацию по адресу <адрес>. Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетняя Г.М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет регистрацию по адресу <адрес>
Указанное не оспорено стороной ответчика. Доказательств наличия препятствий в пользовании спорным жилым помещением не представлено.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные доказательства по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя вышеприведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратила право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ. добровольно была снята с регистрации по указанному адресу для постоянного проживания в другое место жительства своим законным представителем Гартунг И.С., с данного момента она отказалась от реализации своих прав и исполнения своих обязанностей, предусмотренных договором социального найма, в спорном жилом помещении несовершеннолетняя не проживала.
ДД.ММ.ГГГГ. Киршева Т.А. и Трофимова А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.В.А. обратились в Главе города Нижний Тагил с заявлением, согласно которому в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» просили передать им в равнодолевую собственность <адрес> на семью из трех человек: Киршеву Т.А., Трофимову А.В. (дочь), К.В.А. (внучка).
Письмом директора МБУ «Городской центр жилья и эксплуатации зданий» от ДД.ММ.ГГГГ. № в заключении договора передачи жилого помещения в собственность граждан отказано. Указано, что истекает двухмесячный срок со дня подачи заявления, заключить договор не представляется возможным, так как мнение о возможности заключения договора приватизации без участия несовершеннолетней Г.М.И. Управлением социальной политики не высказано; не выполнено требование Управления социальной политики об обращении законного представителя несовершеннолетнего ребенка – Г.М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в отдел по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних граждан.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.
Исходя из того, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, ранее в приватизации жилья не участвовали, иные лица, имеющие право на приватизацию данных комнат, отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что истцы вправе ставить вопрос о признании за ними права собственности на это жилое помещение в судебном порядке.
Поскольку судом установлено, что К.М.И. утратила право пользования жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, не может претендовать на приватизацию спорного жилого помещения, соответственно, мнение его законного представителя относительно приватизации учитываться не должно.
Иных оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения Администрацией города указано не было.
Законность вселения и право пользования истцов в данном жилом помещением ответчик не оспаривает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Киршевой Т. А., Трофимовой А. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.В.А. к Администрации города Нижний Тагил, и Гартунг И. С., действующей в интересах несовершеннолетней К.М.И. о признании утратившим право пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать К.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за Киршевой Т. А., Трофимовой А. В., К.В.А. право общей долевой собственности по 1/3 доле в праве на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> по праву приватизации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 28 февраля 2020 года.
Председательствующий Гурина С.А.