Дело № 2-2009/19
УИД 26RS0001-01-2019-002245-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2019 года г. Ставрополь
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.
с участием:
истца Костюковой Н.Ю.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю – Сластеновой С.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Проскуриной В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Костюковой Н. Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Костюкова Н. Ю. обратилась в суд с иском, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указав, что Костюкова Н. Ю., обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее по тексту - УПФР по г. Ставрополю) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако, Решением № от дата УПФР по г. Ставрополю о досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия, требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с решением УПФР по г. Ставрополю в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, включены в льготном исчислении (как один год и шесть месяцев) периоды работы:
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза, являющейся структурным подразделением ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», переименованная в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».
Итого, согласно ответа УПФР по г. Ставрополю, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 1 год 00 месяцев 02 дня, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ УПФР не включены периоды работы:
- с дата по дата прохождение клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата прохождение клинической ординатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза», так как из Устава усматривается, что указанная организация является самостоятельным юридическим лицом, других документов в организации не имеется;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза», так как из Устава усматривается, что указанная организация является самостоятельным юридическим лицом, других документов в организации не имеется;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза», так как из Устава усматривается, что указанная организация является самостоятельным юридическим лицом, других документов в организации не имеется;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза», так как из Устава усматривается, что указанная организация является самостоятельным юридическим лицом, других документов в организации не имеется;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ на 0,5 и 0,75 ставки.
Считает, решение № от дата УПФР по г. Ставрополю об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным, нарушающим Конституционные и гражданские права, и нарушающим право на досрочное получение трудовой пенсии по старости.
Просит суд признать, что периоды работы:
- с дата по дата прохождение клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата прохождение клинической ординатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет.
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ;
с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза, являющейся структурным подразделением ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», переименованная в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ на 0,5 и 0,75 ставки подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении - один год работы за год и 6 месяцев.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края, назначить досрочную страховую пенсию, с учетом подлежащих зачету стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (как один год и шесть месяцев);
- с дата по дата прохождение клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата прохождение клинической ординатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза, являющейся структурным подразделением ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», переименованная в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ на 0,5 и 0,75 ставки.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить мне пенсию по старости в связи с осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья население в учреждениях здравоохранения с дата т.е. с момента подачи заявления по назначению пенсии.
В судебном заседании истец Костюкова Н.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю, - Сластенова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считая их незаконными и необоснованными, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края от дата № в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу Костюковой Н.Ю. отказано, поскольку в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, который по подсчету работников Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю составил 01 год 00 месяцев 02 дня, не включены некоторые периоды.
Так, работниками Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с другим периодом, не включены периоды работы:
- с дата по дата прохождение клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата прохождение клинической ординатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза, являющейся структурным подразделением ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», переименованная в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ на 0,5 и 0,75 ставки.
Однако суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995г. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 - П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право па досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Костюковой Н.Ю. – дата.
В силу п. 20 ч.1, ч.2, ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Так, из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует, что право на досрочную страховую (трудовую) пенсию медицинским работникам связано с работой именно в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции Закона действующей на момент спорного периода и утратившей силу с дата), учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил №781 один год работы в структурных подразделениях (в том числе и в отделениях хирургического профиля и в отоларингологических отделениях) учреждений здравоохранения по перечню, согласно приложения к Правилам № 781 в должностях врачей и среднего медицинского персонала засчитывается в стаж лечебной деятельности как год и шесть месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утв. Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г.), а также действовавшим ранее Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066), наименования структурных подразделений-клиника микрохирургии глаза, действительно не предусмотрено.
Между тем, как было разъяснено в абзаце 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25«О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №-Ф3, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
До 01 ноября 1999 года, в том числе в спорные периоды, действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 № 06 утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», пунктом 2 которого было установлено, что исчисление сроков выслуги производилось по следующим правилам: врачам – хирургам всех наименований один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и шесть месяцев.
То обстоятельство, что структурное подразделение - клиника микрохирургии глаза являлась отделением хирургического профиля стационара, что подтверждается Положением о структурном лечебно-диагностическом подразделении «Клиника микрохирургии глаза Ставропольского государственного медицинского университета», из которого следует, что предметом деятельности учреждения является в числе прочих и оказание специализированной офтальмологической помощи населению, осуществление научно-экспериментальных разработок, направленных на создание новых и совершенствование имеющихся методик.
Кроме того, согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» имеет право на осуществление доврачебной медицинской помощи по анестезиологии и реаниматологии, операционному делу, организации сестринского дела, сестринскому делу. Согласно лицензии, данное учреждение имеет право на осуществление амбулаторно - поликлинической медицинской помощи, по офтальмологии, стационарно-медицинской помощи по анестезиологии и реаниматологии, контролю качества медицинской помощи, офтальмологии, экспертизе временной нетрудоспособности.
Согласно штатного расписания в данном учреждении имеется: отделение микрохирургии; дневной стационар; кабинет амбулаторного приема; общебольничный медицинский персонал.
Согласно штатного расписания, должности: врач офтальмолог- предусмотрены.
На основании Постановления Минтруда России от 03.10.2002г. № 65 «Об установлении тождества подразделения «лор-отделение» наименование структурного подразделения «отоларингологическое отделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» установлено тождество наименования структурного подразделения «лор-отделение» наименованию структурного подразделения «отоларингологическое отделение» государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Костюковой Н.Ю. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения функциональных обязанностей.
При таких обстоятельствах и представленных истцом в материалы дела доказательств (Трудовая книжка, Устав НМГУ «Клиника микрохирургии глаза» Ставропольской государственной медицинской академии; Положение о клинике микрохирургии глаза Ставропольской государственной медицинской академии; должностная инструкция врача-специалиста хирурга; архивная справка ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» № от дата, от дата №, от дата №; операционные списки), суд находит подлежащим включению в льготный стаж истца периодов прохождения клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии и работы в НМГУ «Клиники микрохирургии глаза», Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ.
Также, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащим включению в льготный страж периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию.
Истец обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости дата.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костюковой Н. Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края включить в специальный страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Костюковой Н. Ю. в льготном исчислении как год и 6 месяцев следующие периоды:
- с дата по дата прохождение клинической интернатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата прохождение клинической ординатуры по специальности «офтальмология» при Ставропольской государственной медицинской академии;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога на 1 ставку в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата в должности врача офтальмолога на 0,5 ставки в клинике микрохирургии глаза, переименованной в НМГУ «Клиника микрохирургии глаза»;
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ;
- с дата по дата в должности врача-офтальмолога (хирургического профиля) отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза, являющейся структурным подразделением ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», переименованная в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».
- с дата по дата, с дата по дата в должности врача-офтальмолога отделения микрохирургии Клиники микрохирургии глаза ФГБОУ ВО СтГМУ на 0,5 и 0,75 ставки.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Костюковой Н. Ю. досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральный закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ней - с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Лысенко Н.С.