Дело № 2-295/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Большая Мурта 13 мая 2016 года
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Демидовой С.Н.,
с участием заместителя прокурора Большемуртинского района Красноярского края Потаенкова Е.А,
представителя ответчика – АО «Свинокомплекс «Красноярский» Симченко А.Г.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Свинокомплекс «Красноярский» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к АО «Свинокомплекс «Красноярский» о возложении обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский» в период с 05 февраля 2016 года по 30 марта 2016 года было установлено, что проектом строительства АО «Свинокомплекс «Красноярский» учтены источники выделения и выброса вредных (загрязняющих) веществ, как в период строительства, так и в процессе его эксплуатации. При проведении строительных работ предусмотрен выброс 20 видов загрязняющих веществ объемом 47,937 т/год от автомобильной и дорожно-строительной техники, при пылении в процессе производства земляных работ и при передвижении строительной техники. В период эксплуатации предусмотрен выброс вредных (загрязняющих) веществ 25 наименований от 84 источников выброса объемом 1872,22995 т/год. Данные объемы приняты как предельно-допустимые. Вместе с тем, при наличии действующих стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативно-разрешенная документация, регламентирующая деятельность АО «Свинокомплекс «Красноярский» по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ), отсутствует.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс и без проекта предельно допустимых выбросов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью неопределенного круга лиц.
Просит суд признать деятельность АО «Свинокомплекс «Красноярский» в части эксплуатации стационарных источников выброса вредных веществ без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, незаконной. Обязать АО «Свинокомплекс «Красноярский» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов в срок до 01 декабря 2016 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Большемуртинского района Потаенков Е.А. поддержал исковые требования, обосновывал вышеизложенными доводами.
В судебном заседании представитель ответчика - АО «Свинокомплекс «Красноярский» Симченко А.Г. исковые требования признала частично, пояснила, что не согласна с требованием о признании деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский» в части эксплуатации стационарных источников выброса вредных веществ без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, незаконной, так как ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не предусмотрено такого способа защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц как признание деятельности незаконной. Кроме того, указанный прокурором срок недостаточный для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов, передачи его на утверждение и получения разрешения на выброс вредных веществ. АО «Свинокомплекс «Красноярский» заключил договор с ООО «Центр экологических разработок и аудита», по которому последний обязался разработать отчет инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и согласовать проект в компетентных надзорных органах, а также получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Данные работы в полном объеме будут ориентировочно выполнены в срок - июль 2017 года. АО «Свинокомплекс «Красноярский» не бездействует, а активно занимается данным вопросом. Учитывая сложность, поэтапность и длительность проведения работ, просила предоставить срок для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, передачи указанного проекта на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, а также оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов до июля 2017 года. В удовлетворении исковых требований о признании деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский» в части эксплуатации стационарных источников выброса вредных веществ без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ незаконной, просила отказать.
Выслушав заместителя прокурора Потаенкова Е.А., представителя ответчика Симченко А.Г., исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими частичными удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно п. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводятинвентаризациюстационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Судом установлено, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» зарегистрировано в качестве юридического лица и расположено по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, пгт. Большая Мурта, ул. Октябрьская, здание 93, строение 2. АО «Свинокомплекс «Красноярский» - свиноводческий комплекс производственной мощью 213 тыс. голов свиней, объемом производства 18,2 тыс. тонн мяса свинины в убойном весе в год, в живом весе 24,5 тыс. тонн. Предприятие является полносистемным: производственный цикл включает выращивание молодняка, производство поросят весом 30-32 кг и откорм свиней до живой массы 110 кг.
03 марта 2016 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю составлена справка по итогам участия в проведении проверки АО «Свинокомплекс «Красноярский» в период с 05 февраля 2016 года по 03 марта 2016 года в части соблюдения природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, из которой следует, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» при проведении строительных работ предусмотрен выброс 20 видов загрязняющих веществ объемом 47,937 т/год от автомобильной и дорожно-строительной техники, при пылении в процессе производства земляных работ и при передвижении строительной техники. В период эксплуатации предусмотрен выброс вредных (загрязняющих) веществ 25 наименований от 84 источников выброса, в т.ч. 64 организованных и 20 неорганизованных, основными из которых являются здания содержания свиней, отопительные котельные МКУ, склады и площадки пересыпки угля, трупосжигательная печь (крематор), топливная емкость крематора, пруды-накопители, дезбарьеры зданий и сооружений по содержанию животных. Расчетный объем выбросов - 1872,22995 т/год. Результатами расчетов рассеивания выбросов было установлено, что расчетные значения приземных концентраций загрязняющих веществ в период строительства и в период эксплуатации свинокомплекса на границе санитарно-защитной зоны и жилой зоны не превышают гигиенических нормативов, в связи с чем указанные объемы выбросов приняты как предельно-допустимые.
В результате данной проверки были выявлены нарушения АО «Свинокомплекс «Красноярский» обязательных требований, установленных законодательством РФ в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно:
- в нарушение ст.ст. 14, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» АО «Свинокомплекс «Красноярский» не имеет нормативно-разрешительной документации, регламентирующей негативное воздействие на атмосферный воздух (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух).
- в нарушение ст.ст. 25, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» АО «Свинокомплекс «Красноярский не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из объяснений директора АО «Свинокомплекс «Красноярский» Павлюка В.В. следует, что в процессе интенсивного строительства объектов АО «Свинокомплекс «Красноярский» в течение 2015 года проведение инвентаризации и паспортизации отходов не представилось возможным ввиду постоянного увеличения источников выбросов. В настоящее время завершается строительство основных объектов производства, в связи, с чем предприятием принимаются все необходимые меры для устранения нарушений требований природоохранного законодательства: заключен договор со специализированной проектной организацией на проведение инвентаризации источников выбросов вредных веществ атмосферный воздух, а также разработку и согласование проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в контрольно-надзорных органах и получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Разработка и согласование разрешительной проектной документации в сфере охраны атмосферного воздуха занимает длительный период времени.
В судебном заседании установлено, что АО «Свинокомплекс «Красноярский» не исполняются надлежащим образом требования природоохранного законодательства по ведению нормативно-разрешительной документации, регламентирующей негативное воздействие на атмосферный воздух (проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух). Данное обстоятельство представителем АО «Свинокомплекс «Красноярский» в судебном заседании не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных судом материалов дела в совокупности с правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в области природоохранного законодательства, учитывая, что до настоящего времени нарушения природоохранного законодательства в части отсутствия нормативно-разрешительной документации, регламентирующей негативное воздействие на атмосферный воздух, ответчиком не устранены, несоблюдение ответчиком требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов.
С учетом длительности осуществления работ по разработке данного проекта, необходимости его утверждения и оформления разрешения, суд полагает установить ответчику срок до 10 июля 2017 года.
Оснований для признания деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский» в части эксплуатации стационарных источников выброса вредных веществ без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ незаконной, не имеется, поскольку удовлетворение такого требования не влечет правовых последствий для ответчика и не приведет к восстановлению прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Свинокомплекс «Красноярский» в срок до 10 июля 2017 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов.
В удовлетворении остальной части исковых требований Красноярского природоохранного прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Демидова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.