РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2022 года г. Москва
Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Заборовской С.И., при секретаре Клепиковской О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1462/2022 по иску Халимоновой Натальи Викторовны, Халимонова Анатолия Николаевича к Администрации г. Ставрополь о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Халимонова Н.В., Халимонов А.Н. обратились в суд с иском к Администрации г. Ставрополь о защите прав потребителей и просят взыскать с ответчика денежные средства в счет стоимость однокомнатной квартиры в размере 2 965 324 руб. 24 коп., расходы на аренду жилья в размере 2 660 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 500 000 руб. в пользу каждого истца.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2006 году истцы заключили договор № 2411/2006 долевого участия в строительстве многоквартирного дома с ООО «СПАС-ХХ1». Дом расположен по адресу: г. , общей площадью 41,13 кв.м. Деньшги были внесены наличными в размере 637 515 руб. В феврале 2007 года выяснилось, что истца попали в категорию «обманутые дольщики». Решением суда Халимова Н.В. признана потерпевшей по уголовному делу № 13537 и в ее пользу взысканы убытки в размере 1 110 000 руб., а также компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. Денежные средства при этом истцам возвращены не были. 18.05.2011 г. Администрацией г. Ставрополя вынесено постановление № 1398 о выделении истцом земельного участка по адресу: . В кратчайшие сроки истцами проведено межевание и приватизация данного участка, однако земли, выделенные «обманутым дольщикам» до сих пор без дорог, воды и газа. В таком виде они не пригодны для проживания. Таким образом, свою часть договора о создании в 32 микрорайоне г. Ставрополя благоприятных, комфортных, безопасных условий для проживания администрация г. Ставрополя не выполнила до настоящего времени. В августа 2015 года Прокуратура Ленинского района г. Ставрополя вынесла в адрес главы администрации представление об устранении нарушений. Глава администрации оспаривать его не стал, но и мер никаких не предпринял.
Истцы Халимонова Н.В. и Халимонов А.Н. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представил.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании подпункта 42.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Федеральным законом N 214-ФЗ в части 4 статьи 23 определено, что для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Как следует из материалов дела, 24 ноября 2006 года между ООО «СПАС-ХХХ1» и Халимоновой Н.В. заключен договор № 2411/2006 долевого участия в строительстве многоквартирного дома, в соответствии с которым застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта передать его дольщику, а дольщик обязался уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости. Согласно п. 1.2 Договора, объектом является многоквартирный жилой дом, строительство которого осуществляется в г. . Стоимость договора составила 637 515 руб. Срок окончания строительства – 1-й квартал 2007 г.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 03.07.2007 года, Договора долевого участия в строительстве № 2411/2006 от 24 ноября 2006 года, заключенный между ООО «СПАС-ХХХ1» и Халимоновой Н.В. расторгнут. С ООО «СПАС-ХХХ1» в пользу Халимоновой Н.В. взысканы денежные средства в размере 1 110 000 руб. и компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подп. 24 п. 2).
Согласно п. 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Как следует из содержания ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, исходя из критерия нуждаемости субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3.1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации, исходя из критерия нуждаемости, вправе предоставлять меры социальной поддержки, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
В соответствии со ст.ст. 12,13 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» до 31 декабря 2011 года предусматривалась возможность предоставления бесплатно в собственность гражданам – участникам долевого строительства земельных участков для индивидуального жилищного строительства и жилищно-строительном кооперативам, организованным исключительно из числа граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, для строительства многоквартирных жилых домов.
В качестве мер социальной поддержки гражданам – участникам долевого строительства администрацией г. Ставрополя были предоставлены бесплатно в собственность ).
Постановлением Администрации г. Ставрополя Ставропольского края № 1398 от 18.05.2011 года Халимоновой Н.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 698 кв.м. по ул. , категория земель – земли населенных пунктов, согласно материалам межевания земельного участка, для использования в целях индивидуального жилищного строительства.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 698 кв.м. по ул. является истец Халимонова Н.В.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы реализовали свое право на получение социальной поддержки и свои обязательства Администрация г. Ставрополя перед истцами исполнила в полном объеме.
Доводы истцов о том, что свою часть договора о создании в 32 микрорайоне г. Ставрополя благоприятных, комфортных, безопасных условий для проживания администрация г. Ставрополя не выполнила до настоящего времени, суд не может принять во внимание, поскольку как следует из ответа заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя территория Ленинского района г. утверждена документация по планировке территорий в границах 12 микрорайона Ленинского района г. Ставрополя. В настоящее время 12 микрорайон Ленинского района г. Ставрополя обеспечен линией электропередач. Вопрос разработки проектно-сметной документации и строительства сетей водоснабжения в том числе на ул. Исторической в 12 микрорайоне Ленинского района г. Ставрополя прорабатывается с профильным министерством Ставропольского края и ресурсоснабжающей организацией. На разработанную в 2019 году проектно-сметную документацию по объекту «Строительство автомобильных дорог по улицам Беличенко, Летной, Бударской и Исторической в 12 микрорайоне Ленинского района г. Ставрополя» получено положительное заключение АУ Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» от 16.03.2021 № 26-1-1-2-011835-2021. Вопрос реализации проекта будет рассмотрен в 2022 году при выделении целевого финансирования из краевого бюджета.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцами, не представлено суду допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий ответчика, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и фактом причинения какого-либо вреда вследствие данных действий, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Халимоновой Натальи Викторовны, Халимонова Анатолия Николаевича к Администрации г. Ставрополь о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд г. Москвы.
Судья Заборовская С.И.
Решение изготовлено в окончательной форме 22.04. 2022 г.