Дело 2-2902/2020
24RS0025-01-2020-000625-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.М.,
при секретаре Благеревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесникова А.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канске Красноярского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периода, перерасчете страховой пенсии,
установил:
Колесников А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в г.Канске Красноярского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы и перерасчете страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением № от 20.08.2020г. ответчиком ему было отказано в установлении трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что страховой стаж на дату обращения 12.08.2020г. составляет 40 лет 05 месяцев 27 дней, что меньше требуемого 42 года, при этом в страховой стаж не включен период прохождения военной службы по призыву в период с 13.11.1978г. по 12.12.1980г. С указанным решением не согласен, поскольку воинскую службу проходил в звании рядового в в/ч 6567 г.Южно-Сахалинск с выполнением задач по охране осужденных в ИТУ, конвоированию осужденных в пределах Сахалинской области и вывозу осужденных в центральные районы страны, обслуживание выездных сессий областного суда и военного трибунала Сахалинского гарнизона, в связи с чем, просит обязать ответчика включить в страховой стаж в соответствии с п.п.1.2 п.1 ст.8 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. период прохождения военной службы по призыву с 13.11.1978г. по 12.12.1980г., назначить пенсию по старости с момента обращения с 12.08.2020г., взыскать судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 300 руб.
Истец Колесников А.Г. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.
Представитель истца Колесникова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что отказ в назначении пенсии ответчиком в решении мотивирован ссылками на положения ч.ч. 8 и 9 ст.13 Закона №400-ФЗ, тогда как истец настаивает на включении периода военной службы в связи с выполнением функции, возложенной на уголовно-исполнительную систему, в связи с чем, при назначении пенсии на основании абз.3 п.1 ст.12 Закона №4468-1 период службы подлежал включению в страховой стаж, род занятий во время прохождения военной службы подтвержден архивной справкой.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) Будаев А.В. в судебном заседании возражал относительно исковых требований, суду пояснил, что 12.08.2020г. истец обратился с заявлением о назначении ему пенсии по основаниям, предусмотренным ч.1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. При определении права истца на пенсию досрочно и соблюдения условий о порядке исчисления страхового стажа, было установлено, что спорный период не может быть включен в страховой стаж, дающий право на назначения пенсии досрочно по основаниям указанным в п. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, так как согласно указанному закону в страховой стаж не подлежит включению период военной службы по призыву. Кроме того, на основании ст.11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж подлежат включению периоды при условии уплаты страховых взносов, что в данном случае отсутствует. Положения закона №4468-1 не распространяются на истца, поскольку в силу ст.2 данного закона пенсионному обеспечению подлежат лица, проходившие военную службу по призыву в указанных в законе органах в случаях, предусмотренных ФЗ-166 «О государственном пенсионом обеспечении», то есть если в период службы наступила смерть, инвалидность и т.п.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что исковые требования Колесникова А.Г. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3). Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, в силу прямого указания закона (часть 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") при исчислении страхового стажа по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть учтен лишь период работы и иной деятельности, названный в статьей 11 этого Закона, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как установлено в судебном заседании, Колесников А.Г. в период с 13.11.1978г. по 12.12.1980г. проходил военную службу по призыву в звании рядового в в/ч 6567 г.Южно-Сахалинск с выполнением задач по охране осужденных в ИТУ, конвоированию осужденных в пределах Сахалинской области и вывозу осужденных в центральные районы страны, обслуживание выездных сессий областного суда и военного трибунала Сахалинского гарнизона.
12.08.2020г. истец обратился в УПФР в г.Канске с заявлением об установлении страховой пенсии досрочно достижения возраста, установленного ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону, полагая, что на дату обращения у него имеется страховой стаж 42 года и это дает ему право претендовать на назначение страховой пенсии по старости по основаниям предусмотренным п.1.2 ст.8 указанного Закона.
Ответчиком 20.08.2020г. было принято решение №, которым отказано в назначении досрочно пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, при необходимом 42 года имеется 40 лет 05 мес. 27 дней, при этом в указанный страховой стаж не был включен период прохождения истцом военной службы по призыву.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что лицам, которым предусмотрены дополнительные условия выхода на пенсию, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
За период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не уплачивались, к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию военная служба не относится.
Как следует из вышеуказанных норм права, только предусмотренные ч.1 ст.11 и п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время службы в рядах Вооруженных сил СССР в этот стаж не засчитывается. С учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства право на страховую пенсию по старости для мужчин, родившихся в 1960 году, возникает в возрасте 61 год 6 месяцев при соблюдении требований к продолжительности страхового стажа в 2021 году не менее 12 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
При таких обстоятельствах суд полагает, что поскольку за период прохождения военной службы по призыву с 13.11.1978г. по 12.12.1980г. в отношении истца не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, указанный период не поименован пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, фактически установлено, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, составил 40 лет 05 мес. 27дн., вместо требуемого 42 г., кроме того, на дату обращения за назначением страховой пенсии истец не достиг возраста 61 года 6 месяцев, суд полагает, что ответчиком правомерно было отказано истцу в установлении пенсии по основаниям, предусмотренным 1.2 ст. 8 указанного Закона, так как правовых оснований для включения спорного периода в страховой стаж не имеется, как и оснований для включения указанного в периода в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и возложения обязанности о ее назначении с момента обращения истца с заявлением, то есть с 12.08.2020г.
Доводы представителя истца о необходимости применения положений Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основаны на неправильном толковании норм права и подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. «а» ст.1 данного закона №4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы.
При этом, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" регулирует право на обеспечение пенсии по выслуге лет. Истец обратился за назначением страховой пенсии, а не пенсии, предусмотренной указанным выше законом. Оснований для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного в удовлетворении требований истца надлежит отказать в полном объеме. Поскольку решение суда не состоялось в пользу истца, то оснований для взыскания в его пользу судебных расходов не имеется, в силу положений ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колесникова А.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канске Красноярского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, перерасчете страховой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья М.М. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2020 года.