Дело № 2-2109/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что ФИО6 принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» и продолжает работать до настоящего времени. Ею зафиксировано нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия, в связи с чем просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 22927 рублей.
Истец ФИО6 заявленные требования подержала в полном объеме, суду пояснила, что ей регулярно не производилась доплата до минимального размера оплаты труда
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» Кадач М.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения, просила применить срок исковой давности за январь-апрель 2017 года, так как с иском ФИО6 обратилась только в мае 2018 года. Кроме того, расчет, произведенный истицей неверен, полагает, что ответчик начислял заработную плату правильно, поскольку руководствовался региональным соглашением Красноярского края, устанавливающим минимальный размер оплаты труда, с учетом надбавок, 10592 рубля.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края Долгих М.Н. в судебное заседание не явилась, направила возражения на иск, в котором просила в удовлетворении требований отказать, поскольку заработная плата выплачивалась в соответствии с действующими нормативными актами и существовавшей в спорный период судебной практикой.
Представитель Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не предоставил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года).
Утверждения представителя ответчика и представителя третьего лица об обратном, противоречат приведенным нормам трудового законодательства, основаны на неверном толковании права.
Как установлено в судебном заседании, 05.09.2013 года. ФИО6 принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» сторожем (вахтером), продолжает работать до настоящего времени, с ней заключен трудовой договор, установлен минимальный оклад 2454 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30 %.
Суд полагает, что ФИО6 регулярно производилась недоплата заработной платы до минимального размера оплаты труда при условии выработки нормы.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБПОУ «Канский политехнический колледж» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
1) за отработанные 150 часов в апреле 2017 года в размере 1320 руб.: 12000 руб. / 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 150 час. (отработано работником) = 11250 руб. (должно быть начислено без учета ночных и праздничных) – 9930 руб. (фактически начислено).
2) за отработанные 160 часов в мае 2017 года в размере 1816,09 рублей: 12000 руб. / 160 час. (норма времени в мае 2017 г.) * 160 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10183,91 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
3) за отработанные 168 часов в июне 2017 года в размере 1796,41 рублей: 12000 руб./168 час. (норма времени в июне 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 10203,59 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
4) за отработанные 168 часов в июле 2017 года в размере 2215,04 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
12480 руб. / 168 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) =12480 руб. (должно быть начислено) – 10264,96 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
5) за отработанные 184 часа в августе 2017 года в размере 2158,86 рублей: 12480 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2017 г.) * 184 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) –10321,14 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
6) за отработанные 168 часа в сентябре 2017 года в размере 2204,82 руб.: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 10275,18 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
7) за отработанные 168 часов в октябре 2017 года в размере 2075,46 руб.: 12480 руб./176 час. (норма времени в октябре 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 11912,73 руб. (должно быть начислено) – 9837,27 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
8) за отработанные 108 часов в ноябре 2017 года в размере 1488,33 руб.: 12480 руб. / 167 час. (норма времени в ноябре 2017 г.) * 108 час. (отработано работником) = 8070,90 руб. (должно быть начислено) – 6582,57 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
9) за отработанные 84 часа в декабре 2017 года в размере 944 рублей: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 84 час. (отработано работником) = 6240 руб., (должно быть начислено) - 5296 руб. (фактически начислено без ночных и праздничных).
Относительно января, февраля и марта 2017 года суд соглашается с мнением представителя ответчика и применяет срок исковой давности и отказывает во взыскании заработной платы за январь 2017 года, так как заявление подано в суд в мае 2018 года, то есть пропущен годовой срок для обращения в суд. Относительно апреля 2017 года, суд полагает. Что нет оснований для применения исковой давности, так как заработную плату за апрель 2017 года истица получила в мае 2017 года, после чего обратилась в суд без нарушения срока за данный месяц.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО6 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с апреля по декабрь 2017 года в размере 16019 рублей 01 копейка.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 641 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО6 к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО6 задолженность по заработной плате с апреля по декабрь 2017 года в размере 16019 рублей 01 копейку.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 641 рубля.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.