Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 августа 2014 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Бутовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Черников Д.А. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л :
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обратился в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, обосновав свои требования тем, что решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.02.2014 года, вступившим в законную силу 20.05.2014 года были удовлетворены исковые требования Черникова Д.А., признаны незаконными Уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги № 08/10-573 и № 08/10-572, выданные Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя 05.02.2014 года, суд возложил на должника обязанность заключить с взыскателем договоры купли-продажи двух земельных участков: с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, в квартале 546, площадью 947 кв.м., и с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, в квартале 546, площадью 945 кв.м. На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист, который был сдан взыскателем в службу судебных приставов. Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В. от 6.06.2014 года было возбуждено исполнительное производство № ***. Затем судебным приставом-исполнителем Евсейченко В.В. было вынесено постановление от 7.07.2014 года о взыскании исполнительского сбора. Постановление мотивированно отсутствием уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя считает постановление судебного пристава-исполнителя от 07.07.2014 года о взыскании исполнительского сбора незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Представителем администрации г. Ставрополя 29.07.2014 года в президиум Ставропольского краевого суда подана кассационная жалоба на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.02.2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.03.2014 года с заявлением ходатайства о приостановлении исполнения судебного акта. До принятия судом кассационной инстанции кассационной жалобы представителя администрации города Ставрополя, ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта не может быть рассмотрено по существу. В связи, с чем комитетом не может быть исполнено требование Черникова Д.А., как взыскателя по исполнительному производству № ***. Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). О вынесении обжалуемого постановлении должник узнал только 28.07.2014 года, когда постановление судебного пристава-исполнителя поступило в адрес комитета, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции. В связи с этим считают, что срок на подачу настоящей жалобы не пропущен. Просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ставрополя Евсейченко В.В. о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству № ***, отменить постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В. от 7.07.2014 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № ***.
Представитель заявителя - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Локтионов А.С. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что по регламенту, срок изготовления проекта постановления 60 дней с момента вступления решения в законную силу, либо с момента обращения с заявлением. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя заявлялось ходатайство о приостановлении производства. По регламенту исполнение решения суда должно исполняться по п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в котором сказано, что орган исполнительной власти в течение 30-го срока готовит проект постановления и комитет, как структурное подразделение, заключает договор купли-продажи. Т.е. в любом случае без постановления невозможно заключить договор купли-продажи, в независимости от вступившего в законную силу решения суда.
Заинтересованное лицо судебный пристав исполнитель Евсейченко В.В. в судебном заседании пояснил, что 6 июня 2014 года, было возбуждено исполнительное производство и 6 июня 2014 года, через канцелярию было вручено постановление о возбуждении, о чем имеется отметка. 11 июня 2014 года он отложил исполнение на 10 рабочих дней по своей инициативе, в связи с кассационной жалобой. После возбуждения исполнительного производства не было исполнено решение суда, и он вынес постановление о взыскании исполнительского сбора и также через канцелярию вручил его 28 июля. Для добровольного исполнения решения суда дается 5 дней. Согласно ч. 1 ст. 36 Закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Черникова Д.А. по доверенности Фалеев С.В. в судебном заседании пояснил, что считает, что постановление пристава является законным. 60 дней это срок для пристава на производство самого исполнительного производства. 5-дневный срок - это срок для добровольного исполнения. Если должник не может исполнить по какой-либо причине в течение этого срока, ему законодательством предоставляется возможность обратиться с ходатайством о продлении этого срока, однако должник этого не сделал и не исполнил решение в 5-ти дневный срок. На настоящий момент решение суда по-прежнему не исполнено, земельные участки не предоставлены. Проект постановления не является официальным документом, к тому же, он составлен в противоречие с решением, поскольку в постановлении указана другая выкупная цена. Т.е. в дальнейшем этот проект даже не может быть исполнен. Поэтому они считают, что пристав действовал в соответствии с законом об исполнительном производстве. К тому же, единственным основанием для отмены постановления, указанным в заявлении Комитета по управлению муниципальным имуществом, является то, что ими подана кассационная жалоба, однако подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнительное производство.
Представитель заинтересованного лица Черникова Д.А. по доверенности Бондаренко М.Н. в судебном заседании пояснил, что стороной в договоре купли-продажи является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя. В соответствии с уставом г. Ставрополя и регламентом администрация г. Ставрополя является лишь распорядителем земельного участка. Правоподтверждающим документом является решение суда, а именно исполнение решения суда об обязании именно КУМИ заключить договор. Решение суда вступило в законную силу 20 мая 2014 года, соответственно, с этого срока должно исполняться решение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исходя из ст. 12 ФЗ РФ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных документов.
Согласно ст. 13 ФЗ РФ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2.10.2007 года исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Согласно частям 6, 7 статьи 112 указанного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании, решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24.02.2014 года, исковые требования Черникова Д.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом, администрации г. Ставрополя о признании отказов комитета незаконными, возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков и об установлении выкупной стоимости удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20 мая 2014 года решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 24 февраля 2014 года оставлено без изменения.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 6.06.2014 года Комитетом подготовлены и 8 июля 2014 года направлены на дальнейшее согласование проекты постановлений администрации г. Ставрополя «О предоставлении в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в городе Ставрополе, по ул. ***, в квартале 546, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Черникову Д.А. на праве собственности» и «О предоставлении в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в г. Ставрополе, по ул. ***, в квартале 546, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Черникову Д.А. на праве собственности». В связи с допущенными техническими ошибками проекты постановлений были возвращены на доработку и после устранения замечаний повторно направлены на согласование.
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность за плату земельных участков, находящихся в границах муниципального образования города Ставрополя, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», утвержденному постановлением администрации г. Ставрополя от 18.12.2012 года № 3994 (п. 3.2.6.) основанием для подготовки и выдачи заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка является поступление в комитет заверенных копий постановления администрации г. Ставрополя.
Согласно п. 3.2.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги "предоставление в собственность за плату земельных участков, находящихся в границах муниципального образования города Ставрополя, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", утвержденному постановлением администрации г. Ставрополя от 18.12.2012 года № 3994 основанием для начала административной услуги о предоставлении земельного участка в собственность за плату является поступление в Комитет заявления, документов, установленных пунктами 2.6, 2.7 Административного регламента администрации г. Ставрополя.
Специалист отдела земельных отношений Комитета в течение 3 календарных дней со дня получения заявления и документов проводит проверку документов, прилагаемых к заявлению, на соответствие требованиям действующего законодательства и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 2.9 Административного регламента, осуществляет подготовку проекта постановления администрации города Ставрополя о предоставлении земельного участка в собственность за плату и передает документы на экспертизу в отдел правового обеспечения деятельности Комитета.
Специалист отдела правового обеспечения деятельности Комитета в течение 2 дней со дня получения проекта постановления администрации города Ставрополя и пакета документов осуществляет правовую экспертизу документов на соответствие требованиям действующего законодательства, визирует проект постановления администрации города Ставрополя или при необходимости возвращает документы в отдел земельных отношений Комитета на доработку или подготовку уведомления об отказе в предоставлении услуги.
Руководитель Комитета в течение одного дня со дня получения проекта постановления администрации города Ставрополя и пакета документов визирует проект постановления администрации города Ставрополя и передает его в организационный отдел Комитета.
Специалист организационного отдела Комитета в течение одного дня со дня получения регистрирует проект постановления администрации города Ставрополя и передает его с пакетом документов в отдел земельных отношений Комитета.
Специалист отдела земельных отношений Комитета не позднее дня, следующего со дня поступления документов, передает подготовленный проект постановления администрации города Ставрополя с реестром передачи на визирование в администрацию города Ставрополя.
Ответственность за подготовку проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату несет руководитель отдела земельных отношений Комитета.
Администрация города Ставрополя в течение 15 дней со дня поступления документов проводит согласование проекта постановления администрации города Ставрополя, в том числе: специалист общего отдела администрации города Ставрополя в течение 1 дня со дня поступления документов регистрирует поступивший проект постановления администрации города Ставрополя; руководитель комитета правового обеспечения деятельности администрации города Ставрополя в течение 5 дней со дня поступления документов осуществляет правовую экспертизу документов на соответствие требованиям действующего законодательства, визирует проект постановления администрации города Ставрополя либо возвращает документы с соответствующим заключением в Комитет на доработку или подготовку уведомления об отказе в предоставлении услуги; руководитель комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя в течение 2 дней со дня поступления документов осуществляет финансовую экспертизу и визирует проект постановления администрации города Ставрополя либо возвращает документы в Комитет на доработку с соответствующим заключением; управляющий делами администрации города Ставрополя в течение 2 дней со дня поступления документов визирует проект постановления администрации города Ставрополя; первый заместитель главы администрации города Ставрополя в течение 1 дня со дня поступления документов визирует проект постановления администрации города Ставрополя; глава администрации города Ставрополя в течение одного дня со дня поступления документов подписывает постановление администрации города Ставрополя; специалист общего отдела администрации города Ставрополя в течение 2 дней со дня поступления документов регистрирует подписанное постановление администрации города Ставрополя и изготавливает копии в количестве, указанном в рассылке, и вместе с пакетом документов направляет в Комитет.
Административная процедура завершается передачей копий постановления администрации города Ставрополя в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
Таким образом, до принятия постановлений администрации города Ставрополя о предоставлении в собственность (приватизации) земельных участков, расположенных по адресу: город Ставрополь, улица *** и 249/2, заключить с Черниковым Д.А. договоры купли-продажи земельных участков не представлялось возможным.
Следовательно, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в судебном заседании достоверно подтверждено то обстоятельство, что отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в пятидневный срок.
Более того, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, то есть 60 дней, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
С учетом того обстоятельства, что постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В. от 6.06.2014 года было возбуждено исполнительное производство № ***, а 7.07.2014 года - до истечения 60 дневного срока для исполнения решения суда, установленного ст. 36 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, указанные действия судебного пристава-исполнителя суд не может оценить как обоснованные и законные.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлениями в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия судебного пристава – исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В. о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству № ***.
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ставрополя Евсейченко В.В. от 7.07.2014 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 8 августа 2014 года.
Судья А.И.Эминов