Дело № 12-52/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
город Киселевск 16 апреля 2018 года
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего – судьи Дадоновой Т.А.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении - ООО «Проминвест» Ласновой О.А., Рудакова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора юридического лица ООО «Проминвест» на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Пряхина С.В. № 215 АР/05/17/1 от 20 февраля 2018 г.,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Пряхина С.В. № 215 АР/05/17/1 от 20 февраля 2018 года ООО «Проминвест» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 180000 рублей.
ООО «Проминвест» признано виновным в том, что в настоящее время ООО «Проминвест» ведет деятельность по погрузке - выгрузке, хранению в условиях открытого склада и авто-отправке каменного угля на промплощадке, расположенной по адресу: Кемеровская обл., г. Киселевск, ул. Привольная, 5-А, при этом не соблюдаются ООО «Проминвест» требования природоохранного законодательства.
В ходе административного расследования ООО «Проминвест» предоставило договор № 1-УКТС/17-Кем от 13.03.2017 об оказании услуг между ООО «Кузбасстопливосбыт» и ООО «Проминвест». Согласно указанному договору ООО «Проминвест» осуществляет приём угля со складов Беловского филиала заказчика и доставку на собственный склад, расположенный по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А, на складе оказывает услуги по разгрузке угля, складированию, хранению, погрузке угля в автотранспорт, взвешиванию, отгрузку угля по талонам на получение угля. Доставка и отгрузка угля на угольные склады ООО «Проминвест» осуществляется грузовым транспортом. Представлен договор № 3 от 20.03.2017 с ООО «АльфаТранс» на оказание транспортных услуг автомобильным транспортом со складов Беловского филиала заказчика и доставку на склад по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А. Отпуск бесплатного пайкового угля населению г. Прокопьевска, г. Киселевска осуществляется в грузовой транспорт населения.
Производственную деятельность согласно договору № 1-УКТС/17-Кем от 13.03.2017 г. ООО «Проминвест» осуществляет на промплощадке, расположенной по адресу: г Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А. Расположенные на промплощадке: здание с шестью боксами для автотранспорта, здание с 1 боксом для автотранспорта, одноколейный железнодорожный тупик протяженностью 120 м, площадка открытого угольного склада со штабелями угля, постройки для содержания животных и птиц являются собственностью ООО «Проминвест».
Согласно предоставленной ООО «Кузбасстопливосбыт» справке от 28.07.2017 № 1506 за период с 13.03.2017 по 26.07.2017 ООО «Проминвест» передано на ответственное хранение 6519,5 тонны угля, из которых 6245,2 тонны ООО «Проминвест» отпустило со своего склада получателям угля. На 13.07.2017 объем угля, хранящегося на складе, составил 100 тонн.
По данным справки б/н от 02.08.2017, представленной ООО «Проминвест», расход угля по котельной за период с 01.09.2016 по 30.04.2017 составил 12 тонн.
В рамках подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении проведена экспертиза, в ходе которой рассмотрены поставленные на разрешение вопросы в определении о назначении экспертизы от 24.01.2018 № 215АР/05/17/1, а именно: определены стационарные источники выбросов, ингредиентный состав и объёмы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на промплощадке по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А.
В ходе проведения экспертизы определено, что стационарными источниками являются:
- котел отопительный производственных помещений, работающий на твердом топливе - угле - организованный источник выбросов;
- открытый склад угля - неорганизованный источник выбросов;
- погрузочно-разгрузочные работы - неорганизованные источники выбросов.
На момент экспертизы 25.01.2018 г. источники не действующие.
Определен ингредиентный состав и произведён расчёт валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника - котла отопительного производственных помещений, работающего на твёрдом топливе, за период с 01.09.2016 по 30.04.2017, указанный в справке б/н от 02.08.2017, представленной ООО «Проминвест». Расход угля по котлу отопительному за период с 01.09.2016 по 30.04.2017 составляет 12 тонн, количество дней работы печи - 210 дней, 5040 часов.
Согласно расчётов, приведённых в приложении № 1 к экспертному заключению, валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от организованного стационарного источника - котла отопительного производственных помещений ООО «Проминвест» за период с 01.09.2016 по 30.04.2017 составил:
диоксид азота - 0,0214 т, оксид азота - 0,0035 т, диоксид серы - 0,106 т, оксид углерода - 0,543 т, бенз(а)пирен - 0,0000000020 т, зола углей - 0,279 т.
Валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от неорганизованного стационарного источника - открытого склада угля за период с 13.03.2017 по 26.07.2017 составил: пыль каменного угля - 0,038 т.
Общий валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от неорганизованного стационарного источника - погрузочно-разгрузочных работ за период с 13.03.2017 по 26.07.2017 составил: пыль каменного угля - 0,00002 т.
Таким образом, предприятием в период с 01.09.2016 по 30.04.2017, с 13.03.2017 по 26.07.2017 осуществлялся выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды - диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода, пыли неорганической с содержанием Si02 менее 20%.
Кроме того, наличие действующих источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Проминвест» в период совершения правонарушения, указанном в протоколе Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 10.08.2017 № 215АР/05/17/1 (с 13.03.2017 по 26.07.2017), рассматривалось и установлено в судебном порядке Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 26.07.2017 № 5- 968/2017.
Производственная деятельность ООО «Проминвест» в период с 01.09.2016 по 30.04.2017 г. с 13.03.2017 по 26.07.2017 г. была связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на промплощадке по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками у ООО «Проминвест» отсутствует.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни здоровья человека и окружающей природной среды не установлена.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной или сопровождающейся выбросом вредных (загрязняющих) веществ, вредным физическим воздействием на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ), которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны иметь организации, эксплуатирующие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, независимо от объема выбросов и концентрации вредных веществ, независимо от превышения (или не превышения) при этом установленных гигиенических или экологических нормативов качества атмосферного воздуха.
Таким образом, в период с 01.09.2016 по 30.04.2017, с 13.03.2017 по 26.07.2017 ООО «Проминвест» осуществлял выброс вредных веществ в атмосферный воздух от действующих стационарных источников (котел отопительный производственных помещений, открытый угольный склад, погрузочно-разгрузочные работы) без специального разрешения.
Вышеуказанное действие является нарушением ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ; ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и квалифицируется по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с названным выше постановлением ООО «Проминвест» в лице директора Хвостовой Т.И. обратилось с жалобой в Киселёвский городской суд, ссылаясь на необоснованное привлечение к административной ответственности, указав, что в действиях юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Жалоба мотивирована следующим: по результатам проверки старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Пряхиным С.В. было вынесено Постановление № 215 АР/05/17/1 о назначении административного наказания в отношении ООО "Проминвест", предусмотренном ст. 8.21. КоАП РФ, т.к. у ООО «Проминвест» отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. (ПДВ).
Как следует из ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получение специального разрешения.
Из данной нормы права следует, что применительно к настоящему делу основанием для привлечения к административной ответственности является установление факта выброса ООО «Проминвест» вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения.
При привлечении организации к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности.
Загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно.
В 2016 г. деятельность предприятия не осуществлялась. До настоящего времени у ООО «Проминвест» отсутствовала территория границ земельного участка, заключение договора аренды земельного участка с администрацией города находилось на стадии согласования. В 2016 году ООО «Проминвест» заключили договор с ООО «ГорБТИ» г. Кемерово на установление границ земельного участка, проведение комплекса кадастровых работ, дог. 07/04-16з от «07» апреля 2016г. Оплата по договору была произведена в полном объеме 20.04.2016г. На протяжении продолжительного времени Администрация г. Киселевска не выдавала распоряжение на установление границ. После неоднократного обращения только 03.08.2017 было выдано вышеупомянутое разрешение. Договора аренды земельных участков Администрацией г. Киселевска не заключались в 2017 году из-за отсутствия коэффициентов для расчета арендной платы. И только 07.02.2018 года был подписан договор аренды земли с Администрацией г. Киселевска. Без договора аренды земельного участка проект ПДВ не согласовывается и не подписывается. Не смотря на эти обстоятельства в 2017 году ООО «Проминвест» заключили договор с ООО «Эко Сфера» на разработку и согласование проекта предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Так же в январе 2017 года были заключены договора с ООО «КХ», ООО «Автолайн» на утилизацию сточных вод и твердых бытовых отходов.
Согласно представленного договора ООО «Проминвест» осуществлял деятельность в социальной сфере в интересах граждан г. Прокопьевска, г. Киселевска на короткий промежуток времени.
Для привлечения юридического лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФнеправомерно.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.05.2011 № 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения — выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
С учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 1 Закона 10.01.2002 № 7-ФЗ, для отнесения какого-либо вещества к загрязняющим, необходимо представить доказательства поступления их в атмосферный воздух в той концентрации, которая оказывает воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Кроме того, необходимо установить, что осуществляемая деятельность связана с выбросом веществ в атмосферный воздух или оказывает вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
Административным органом в данном случае пробы атмосферного воздуха на территории предприятия не брались, их лабораторное исследование не проводилось, расчеты были сделаны на основании справки, выданной ООО «Проминвест», при этом расчет выбросов производился в отсутствии данных о характеристике угля (качество, марка), основания и выводы делались на основании данных жалобы М., что существенно нарушает права предприятия ООО «Проминвест», т.к. рассматриваются данные одной стороны.
Принимая во внимание, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении лица к административной ответственности не указаны сведения о количестве и (или) концентрации вредных веществ, которые выбрасывает в воздух открытый угольный склад, погрузочная площадка и котел отопительный ООО «Проминвест», а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения на основании проведения реальной экспертизы забора проб, можно придти к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО «Проминвест» объективной стороны административного правонарушения.
При всех вышеизложенных обстоятельствах, в действиях ООО «Проминвест» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Просит отменить Постановление № 215АР/05/17/1 от 20.02.2018 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1. ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Проминвест» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ООО «Проминвест» Ласнова О.А., Рудаков В.И. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление № 215 АР/05/17/1 от 20 февраля 2018 года отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава и события административного правонарушения.
Законный представитель ООО «Проминвест», в отношении которого ведется производство по делу, о дате и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил, направив для защиты интересов Общества защитников Ласнову О.А., Рудакова В.И., уполномоченных доверенностью.
Старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Пряхин С.В., вынесший постановление о назначении административного наказания, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, информации о причинах неявки не представил, не ходатайствовал об отложении дела.
При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу защитника юридического лица – ООО «Проминвест», в отношении которого ведется производство по делу, на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества, а также должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.
Заслушав защитников лица, привлеченного к административной ответственности, изучив жалобу и представленные с ней материалы, а также исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что оценка доказательств должна производиться на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании протокола по делу об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных настоящим Кодексом, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении и иных фактических данных (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Проминвест» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) дано определение атмосферного воздуха - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Этой же статьей определено, что вредное (загрязняющее) вещество – это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также определяет понятие «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной выше нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из представленных в деле об административном правонарушении материалов должностным лицом - старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Пряхиным С.В. выявлен факт эксплуатации Обществом с ограниченной ответственностью «Проминвест» стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе, котел отопительный производственных помещений, открытый угольный склад, погрузочно-разгрузочные работы, а также факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: информационным письмом директора ООО «Проминвест», из которого следует, что на территории ООО «Проминвест» в период 2016 года прием и отгрузка пайкового угля не производилась. С марта 2017 года ООО «Проминвест» заключили договор с ООО «КТК» г. Кемерово на предоставление услуг по отгрузке пайкового угля населению. За период с марта 2017 г. по настоящее время отгружено 6500 тыс. угля (в среднем за день – 69 тонн).
Справкой, согласно которой ООО «Проминвест» в период с 01.09.2016 г. по 30.04.2017 г. израсходовало на собственные нужды 12 тонн угля.
Сообщением ООО «Кузбасстопливосбыт», согласно которому отношения по отпуску пайкового угля между ООО «КТС» и ООО «Проминвест» возникли с марта 2017 г. в рамках договора об оказании услуг № 1-УТКС/17-Кем от 13.03.2017 г. За период с 13.03.2017 г. по 26.07.2017 г. ООО «Проминвест» передано на ответственное хранение 6519,5 тонны угля, из которых 6245,2 тонны ООО «Проминвест» отпустил со своего склада получателям угля – пайковщикам Минэнерго.
Заключением экспертизы, из которой усматривается, что производственная деятельность ООО «Проминвест» в период с 01.09.2016 по 30.04.2017 г., с 13.03.2017 по 26.07.2017 г. была связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на промплощадке по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, д. 5-А.
Положением о нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183, в целях реализации ст. ст. 12 и 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлен такой норматив выброса, как предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. При этом согласно пунктам 8, 9 указанного Положения разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов на основе данных инвентаризации выбросов этих веществ. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальным органом Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и в их совокупности. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускаются на основании разрешения. Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда юридическим лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.
Отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух защитниками юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, не оспаривается.
По итогам рассмотрения дела должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО «Проминвест» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
При вынесении названного постановления должностным лицом дана надлежащая оценка вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного их исследования с соблюдением положений ст. 26.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и сделан верный вывод о наличии состава вышеуказанного административного правонарушения в действиях ООО «Проминвест».
При этом доводы представителя юридического лица ООО «Проминвест», изложенные в жалобе, о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении лица к административной ответственности не указаны сведения о количестве и (или) концентрации вредных веществ, которые выбрасывает в воздух открытый угольный склад, погрузочная площадка и котел отопительный ООО «Проминвест», а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения на основании проведения реальной экспертизы забора проб, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как следует из содержания приведенной выше ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения.
При квалификации действий по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях выявление обстоятельств превышения нормативов допустимых выбросов не требуется, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно при получении разрешения устанавливаются нормы предельно допустимых выбросов, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Незаконный выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, вне зависимости от нормативов и образует состав указанного выше правонарушения.
Таким образом, должностным лицом обоснованно сделан вывод о вине юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Проминвест» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, положения ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях соблюдены.
Между тем, доводы жалобы о возможности в данном случае применения части 2 и части 3 статьи 3.4, а также части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать обоснованными.
Частью 2 и частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По данным выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства № ЮЭ9965-18-3028069 от 27.02.2018 г., юридическое лицо ООО «Проминвест» относится к числу субъектов, являясь малым предприятием, имущественный ущерб правонарушением не причинен, не усматривается и факт причинения противоправными действиями вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В данном случае административное правонарушение совершено обществом при наличии обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также то, что ООО «Проминвест» вменяемое административное правонарушение совершено впервые, общество является субъектом малого предпринимательства, прихожу к выводу о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленные инвестиции» удовлетворить частично.
Постановление № 215АР/05/17/1 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Пряхина С.В. от 20 февраля 2018 года о привлечении ООО «Промышленные инвестиции» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 180 000 рублей, изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 180 000 рублей на предупреждение.
В остальной части Постановление № 215АР/05/17/1 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Пряхина С.В. от 20 февраля 2018 года оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Дадонова