Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/2018 (2-1039/2017;) ~ М-988/2017 от 31.07.2017

№ 2-3/2018

РЕШЕНИЕ .

Именем Российской Федерации

14 мая 2018 года г. Соль- Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Нечаевой Т.М.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Соль-Илецкого района Куляева Р.Р.,

представителя ответчика Толокиной О.М. по первоначальному иску и истца по встречному иску– Малашенкова П.А.,

представителя ответчика Идрисова Р.С. - Кеидия К.З.,

представителя третьего лица и ответчика по встречному иску ГКУ «Соль-Илецкое Лесничество» Патенко А.В.,

при секретаре Карповой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Идрисову Р.С., Лысенко И.В., Облакову А.В., Толокиной О.М. о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет и исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках, истребовании земельных участков и по иску Толокиной О.М. к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» о признании недействительными материалов лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в части 2 квартала выдела 21 и исключении из материалов лесоустройства принадлежащих ей земельных участков,

установил:

Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области обратился в суд с иском к ответчикам Идрисову Р.С., Лысенко И.В., Облакову А.В., Толокиной О.М. и ФИО36 о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках , , , , , , , , признании права собственности на них отсутствующим, истребовании земельных участков, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в ходе которой было установлено, что согласно сведениям министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , , , расположены в границах земель лесного фонда Соль-Илецкого лесничества, целевое назначение: защитные леса, категория защищенности: лесопарковые зоны. Указанные земельные участки во владение и пользование физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, не предоставлялись. По сведениям, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, земельные участки с кадастровыми номерами , , принадлежат Толокиной О.М., с кадастровым номером - ФИО36., с кадастровым номером - Лысенко И.В. и Облакову А.В., с кадастровыми номерами , - Идрисову Р.С. Земельные участки с кадастровыми номерами , , поставлены на кадастровый учет на основании заявления кадастрового инженера ФИО53 действующей на основании заказа Облакова А.В. и Лысенко А.В., в настоящий момент право на них не зарегистрировано. Участки лесного фонда Соль-Илецкого лесничества Оренбургского участкового лесничества являются ранее учтенными объектами недвижимости. Таким образом, вышеуказанные земельные участки сформированы ответчиками из земель лесного фонда в отсутствие предоставленных законом полномочий. Законодательством РФ не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе земель лесного фонда, в частную собственность. Незаконная постановка на кадастровый учет названных земельных участков и их последующее оформление в собственность существенно нарушает экономические права и интересы РФ как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда на владение, пользование и распоряжение такими землями. Поскольку спорные земельные участки изъяты у собственника без согласия, они должны быть истребованы из чужого незаконного владения. Просил суд признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , , , . Признать отсутствующим право собственности Толокиной О.М. на земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером ; ФИО36 на земельный участок с кадастровым номером Лысенко И.В. и Облакова А.В. на земельный участок с кадастровым номером ; Идрисова Р.С. на земельный участок с кадастровым номером ; Идрисова Р.С. на земельный участок с кадастровым номером ., расположенные в г. Соль-Илецке. Восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем истребования земельных участков.

После неоднократных уточнений требований, окончательно истец просил признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: , , , , , ; истребовать указанные земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , из чужого незаконного владения ответчиков.

Определением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора к ФИО36 о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , расположенном в г. Соль-Илецке, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ., и изъятии данного участка выделены в отдельное производство в связи со смертью ответчика.

Толокина О.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» о признании недействительными материалов лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в части квартала выдела и исключении из материалов лесоустройства земельных участков с кадастровыми номерами и . Требования мотивированы тем, что ей принадлежат на праве собственности земельные участка с кадастровыми номерами и право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Земельные участки расположены в черте города, входят в границы населенного пункта г.Соль-Илецк, поставлены на государственный кадастровый учет. В соответствии с Правилами землепользования и застройки ГП г.Соль-Илецк, спорные земельные участки расположены в территориальной зоне , предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами. Однако, согласно материалам лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» указанные земельные участки расположены на землях лесного фонда в квартале выдел . В настоящий момент генеральный план г.Соль-Илецка с установленными границами никем не оспорен, а материалы лесоустройства Соль-Илецкого лесничества квартала выдела подготовлены без учета территориальной границы населенного пункта г.Соль-Илецк. На основании ст.8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ч.1 ст.84 ЗК РФ, ч.15 ст.24 ГрК РФ просила суд признать недействительными материалы лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в части квартала выдела и исключить из указанных материалов лесоустройства земельные участки истца площадью кв.м.

Определением Соль-Илецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. гражданские дела по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Идрисову Р.С., Лысенко И.В., Облакову А.В., Толокиной О.М. о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет и исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках, истребовании земельных участков и по иску Толокиной О.М. к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» о признании недействительными материалов лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в части квартала выдела и исключении из материалов лесоустройства земельных участков с кадастровыми номерами и объединены в одно производство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Куляев Р.Р. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Ответчики (по первоначальному иску) Идрисов Р.С., Лысенко И.В., Облаков А.В. и Толокина О.М., в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом по правилам гл. 10 ГПК РФ, об отложении рассмотрения гражданского дела не просили. Толокина О.М. представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Толокиной О.М. - Малашенков П.А., действующий по заявлению, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в их удовлетворении отказать. Встречные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить. В дополнение пояснил, что принадлежащие Толокиной О.М. земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , который был приобретен ею на основании договора купли-продажи у Биккужиева З.Н. На момент отчуждения земельный участок имел категорию земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Полагает, что поскольку право Толокиной О.М. на спорные земельные участки зарегистрировано в ЕГРН, она является добросовестным приобретателем, в связи с чем исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Идрисова Р.С. – адвокат Кеидия К.З., действующий по доверенности, исковые требования прокурора не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что Идрисов Р.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером , имеющего категорию: земли сельхозназначения. Полагает, что поскольку право ответчика на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, указанные сведения имеют преимущественное значение и права ответчика не могут быть нарушены.

Представитель ответчика Облакова А.В., адвокат Харламов Д.М., действующий по ордеру, в состоявшихся ранее судебных заседаниях иск прокурора не признал по тем основаниям, что право собственности Облакова и Лысенко И.В. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН на основании договора купли-продажи и участок включен в состав земель населенного пункта г.Соль-Илецка. Впоследствии участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: , . Ответчики являются добросовестными приобретателями и истцом не доказано наложение земельных участков ответчиков на земельный участок лесного фонда.

Представитель третьего лица по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Толокиной О.М. - ГКУ «Соль-Илецкое Лесничество» - Патенко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил суд их удовлетворить. В дополнение пояснил, что земельные участки Идрисова Р.С., Толокиной О.М., Лысенко И.В., Облакова А.В. расположены на землях лесного фонда, собственником которого является РФ. право собственности РФ на лесной участок зарегистрировано в ЕГРН. Указанные земли лесного фонда в земли населенного пункта г. Соль-Илецк не передавались, ответчикам не отчуждались. Исковые требования Толокиной О.М. не признал, просил суд в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица по первоначальному иску и ответчика по иску Толокиной О.М.- Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что спорные земельные участки были сформированы из земель лесного фонда, расположенных в квартале выдел Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество». Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что указанные участки фактически располагаются на землях лесного фонда, таким образом, сведения единого государственного реестра недвижимости противоречат сведениям государственного лесного реестра. Соответственно спорные земельные участки при формировании были неправомерно оформлены в частную собственность физическим лицам. Каких-либо решений о переводе земель лесного фонда Соль-Илецкого лесничества не принималось. Законодательством РФ не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе земель лесного фонда, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена. Как следствие незаконности принятых решений существенно нарушены права Российской Федерации как собственника лесных участков в составе лесного фонда на владение, пользование и распоряжение данными лесами. Поскольку земельные участки изъяты у их собственника -Российской Федерации без согласия данного собственника, они должны быть истребованы из чужого незаконного владения других лиц в пользу надлежащего собственника. Требования прокурора считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исковые требования Толокиной О.М. не признал. В обоснование возражений на иск указал, что документов, подтверждающих волеизъявление Российской Федерации на передачу части земель лесного фонда в муниципальную собственность, не имеется. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства. Последнее Лесоустройство в Соль-Илецком районе Оренбургской области проводилось в ДД.ММ.ГГГГ то есть до утверждения генерального плана муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области. Земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации в силу закона. Законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации согласовывать границы земель лесного фонда с муниципальными образованиями. В удовлетворении требований Толокиной О.М. просит отказать.

Представитель третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором иск прокурора поддержал и указал, что спорные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда Соль-Илецкого лесничества. Указанные земельные участки во владение и пользование физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам не представлялись. Проверкой установлено, что согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области земельные участки находятся в собственности граждан: и -в собственности Толокиной О.М., в собственности Лысенко И.В., Облакова А.В., в собственности Идрисова Р.С. Вместе с тем, доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, находящимся в собственности РФ, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается. Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные земельные участки были на законных основаниях исключены из земель лесного фонда и переведены в земли иной категории. Поскольку спорные земельные участки изъяты у их собственника Российской Федерации без согласия данного собственника, согласно положению ст. 302 ГК РФ они могут быть истребованы у ответчиков в не зависимости от того, являются или нет ответчики добросовестными приобретателями. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв, в соответствии с которым право ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано в ЕГРН.

Представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Как следует из представленных отзывов, рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда, в части признания недействительной постановки спорных земельных участков на кадастровый учет просит отказать.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Войтин А.А., Биккужиев З.Н., Пацук Е.В., Айтуев К.У., представитель Администрации МО Соль-Илецкий городской округ Кудряшова О.В., действующая по доверенности, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлении государственным имуществом в Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Администрации МО Соль-Илецкий городской округ представила письменный отзыв, в котором иск прокурора поддержала.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст.7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в п.1 настоящей статьи, в т.ч. земли лесного фонда, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По смыслу указанных норм, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

В силу ст. 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.2 приведенного закона лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

С 01.01.2017г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.201г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения государственного кадастра недвижимости (как и сведения ЕГРП) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010г. № 238-О-О.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).

В силу ст.ст. 8,9 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

В ст. 301 ГК РФ указано, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии с п.п. 4 п. 2 названной статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Судом установлено и следует из представленных материалов, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Российской Федерацией в соответствии с ч1 ст.8 Лесного кодекса РФ 21.11.2011г. было зарегистрировано право собственности на лесной участок, общей площадью га, адрес объекта: Оренбургская область, Соль-Илецкий административный район, ГУ «Соль-Илецкое лесничество», Соль-Илецкое участковое лесничество, Соль-Илецкий мастерский участок: квартала , квартал (за исключением выдела части выдела ), квартала квартал (за исключением выделов , части выдела ), квартала Чубарь-Агачинский мастерский участок: квартала . кадастровый условный номер: .

ДД.ММ.ГГГГ. в связи с разделом указанного участка в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью га, назначение: земли лесного фонда, в соответствии со ст.25, 87 Лесного кодекса РФ и лесохозяйственного регламента Соль-Илецкого лесничества, адрес (местоположение) объекта: Оренбургская область, Соль-Илецкий административный район, ГУ «Соль-Илецкое лесничество», Соль-Илецкое участковое лесничество, Соль-Илецкий мастерский участок: квартала квартал (за исключением выделов , части выделов ) (за исключением выделов части выделов ), (за исключением выделов части выдела ), ; Чубарь-Агачинский мастерский участок: квартала , с условным кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН (номер государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.).

Сведения о лесном участке внесены в Лесной реестр за , план лесного участка, содержатся в лесоустроительной проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ. руководителем (лесничим) ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» в ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу направлено заявление о проведении расследования по факту выявленного захвата лесного участка в квартале выделе Соль-Илецкого участкового лесничества земельными участками с кадастровыми номерами , ;

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО54 Пацука Е.А. и Патенко А.В. отказано за отсутствием состава преступления.

Впоследствии, после проведения дополнительной проверки уголовное дело было возбуждено и постановлением ст. дознавателя ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу Ивановой О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

ДД.ММ.ГГГГ руководитель (лесничий) ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» представил в прокуратуру Соль-Илецкого городского округа информацию, согласно которой обнаружен факт самовольного занятия лесного участка в квартале выдел Соль-Илецкого участкового лесничества.

По сообщению зам. министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , и имеются земли лесного фонда Соль-Илецкого лесничества (Соль-Илецкого участкового лесничества, квартал выдел ) целевое назначение: защитные леса, категория защитности: лесопарковые зоны.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности и муниципальной собственности.

В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , и , расположены в границах земель лесного фонда Соль-Илецкого лесничества (Соль-Илецкое участковое лесничество, квартал , выдел ), являющихся собственностью Российской Федерации, и никому не отчуждались.

Как следует из представленных материалов, правообладателем земельных участков с кадастровым номером , площадью кв.м. и , площадью кв.м., расположенных по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, является Толокина О.М. (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.). Участки имеют следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования- земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки. По сообщению гл. специалиста по архитектуре и градостроительству МКУ УГХ Администрации МО Соль-Илецкий городской округ ФИО55 градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером и разрешение на строительство объектов недвижимости не выдавались.

Правообладателями земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенным по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, являются Облаков А.В. и Лысенко И.В., доля которых праве общей долевой собственности составляет соответственно, право зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., является Идрисов Р.С., право зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами площадью кв.м., площадью кв.м. и площадью кв.м. (образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего в долях Облакову А.В. и Лысенко И.В.) по адресам: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, отсутствуют.

Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет на основании заявления кадастрового инженера ФИО53 действующей на основании заказа Облакова А.В., Лысенко И.В., в настоящее время в собственности не находятся.

Из материалов дела, материалов кадастровых и реестровых дел, сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами площадью кв.м. и площадью кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, адрес: Оренбургская обл., Соль-Илецкий р-н, г.Соль-Илецк), зарегистрированные за Толокиной О.М., образованы в результате раздела земельного участка , имевшего расположение: Оренбургская обл., Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (участок, из которого он выделен-с кадастровым номером - имел адрес местоположения: <адрес>). При этом, как следует из отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, образование земельного участка с кадастровым номером осуществлено с нарушением ч.4 ст.11.4, ч.1 ст. 11.5, ч.6 ст.11.4 ЗК РФ и п.60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 31.08.2015г. в ГКН на основании заявления Резакова А.В. и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО53 были внесены изменения: изменен кадастровый квартал- , описание местоположения земельного участка. Таким образом, земельный участок незаконно перенесен с <адрес> на земли лесного фонда Соль-Илецкого лесничества. Государственный кадастровый учет в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и осуществлен ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО53 со следующими характеристиками: местоположение: Оренбургская область, р-н Соль-Илецкий, г. Соль-Илецк, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки. ДД.ММ.ГГГГ. внесены сведения о вещных правах, правообладатель – Толокина О.М. Земельный участок с кадастровым номером , из которого впоследствии путем раздела образовались земельные участки с кадастровыми номерами и , Толокина О.М. приобрела у Биккужиева З.Н. по договору купли-продажи.

Земельный участок с кадастровым номером образован ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела земельного участка с кадастровым номером по заявлению правообладателя Идрисова Р.С. (право зарегистрировано на основании договора дарения между Айтуевым К.У. и Идрисовым Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ.) на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО52 Земельный участок с кадастровым номером имеет следующие характеристики: площадь кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственных целей, местоположение: РФ, Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала . Исходный земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером - участка паевого фонда АОЗТ «Пригородное». При этом земельный участок с кадастровым номером был расположен в западной части кадастрового квартала . ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления представителя собственника Айтуева К.У.- Идрисова Р.С. об исправлении реестровой ошибки внесены изменения в сведения о земельном участке - он стал многоконтурным, один из контуров расположен в кадастровом квартале , изменена его конфигурация.

По сообщению первого зам. министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. в границах земельного участка с кадастровым номером имеются земли лесного фонда Соль-Илецкого лесничества (квартал выдел ). Указанный земельный участок является ранее учтенным и на публичной кадастровой карте не отображается.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером (контур земельного участка с кадастровым номером в кадастровом квартале ) перенесен из участка земель паевого фонда АОЗТ «Пригородное» на земли лесного фонда, в фактических существующих границах правообладателем не использовался.

В судебном заседании обозревалась карта проекта перераспределения земель колхоза ХХ Партсъезда Соль-Илецкого района, (АОЗТ «Пригородное»), из которой видно, что паевые земли АОЗТ «Пригородное» не располагались на землях лесного фонда. Также исходя из анализа карты границ МО г. Соль-Илецк по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., карты проекта перераспределения земель колхоза им. ХХ Партсъезда Соль-Илецкого района, кальки контуров колхоза им. ХХ Партсъезда от ДД.ММ.ГГГГ., планшета лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ Соль-Илецкого лесхоза, Соль-Илецкого лесничества, информации о лесном участке из Лесного реестра, карты-схемы расположения и границы лесного участка квартал выдел усматривается, что земельный участок с кадастровым номером и, соответственно, образованный из него земельный участок с кадастровым номером , располагаются на землях лесного фонда в выделе квартала.

Из материалов дела, кадастровых и реестровых дел следует, что земельный участок с кадастровым номером , зарегистрированный в праве долевой собственности за Облаковым А.В. и Лысенко И.В., образован ДД.ММ.ГГГГ. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером - паевых земель АОЗТ «Пригородное». ДД.ММ.ГГГГ была исправлена кадастровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером (стал многоконтурный участок, контур перенесен в кадастровый квартал ). Согласно заключению кадастрового инженера, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., в результате выполнения кадастровых работ произведено исправление кадастровой ошибки- местоположение границ земельного участка установлено с учетом сложившегося порядка пользования земельного участка и фактически используемой площади. Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО53 со следующими характеристиками: местоположение - Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ; категория земель - «земли сельхозназначения»; разрешенное использование - для сельскохозяйственных целей; площадь - кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. на основании сведений, полученных от Управления Росреестра в порядке информационного взаимодействия, в ЕГРН внесены сведения о зарегистрированных правах и статусе земельного участка: вид права: собственность, правообладатель Войтин А.А.. ДД.ММ.ГГГГ. на основании сведений, полученных от Управления Росреестра в порядке информационного взаимодействия в ЕГРН внесены сведения о зарегистрированных правах и статусе земельного участка: вид права: общая долевая собственность, правообладатели Облаков А.В.- доля и Лысенко И.В.- доли. ДД.ММ.ГГГГ. на основании письма Администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта г. Соль-Илецка, в соответствие с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ЕГРН внесены сведения в отношении вышеуказанного земельного участка: категория земель - земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером образовались земельных участка с кадастровыми номерами , и на основании заявления и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО53 в настоящее время права на данные участки не зарегистрированы.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером (образованный из контура земельного участка с кадастровым номером ) также в свою очередь был ранее перенесен из участка земель паевого фонда АОЗТ «Пригородное» в другой кадастровый квартал, на земли лесного фонда, в фактических существующих границах предыдущим правообладателем не использовался.

ДД.ММ.ГГГГ. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером образовались три земельных участка с кадастровыми номерами ; ; , на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. (заявитель ФИО53.), межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ФИО53 в настоящее время на земельные участки с кадастровыми номерами ; ; права не зарегистрированы.

Согласно заключению землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ., проведенной на основании определения суда ФГБУ «Рослесинфорг» (филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект»), в результате совмещения взаимного расположения спорных земельных участков в едином координатном пространстве, принятом для ведения государственного кадастра недвижимости на территории Оренбургской области, и анализа сведений ЕГРН в части внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (с присвоением кадастровых номеров) выявлено:

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>.), на земельный участок лесного фонда квартала 21 выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела разделен ДД.ММ.ГГГГ. на земельные участки , , , , ), на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- отсутствие наложения земельного участка с кадастровым номером , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

- отсутствие наложения земельного участка с кадастровым номером , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области ( по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.);

Также в результате совмещения взаимного расположения спорных земельных участков в едином координатном пространстве, принятом для ведения государственного кадастра недвижимости на территории Оренбургской области, и анализа сведений ЕГРН в части актуальности сведений о статусе записи об объекте недвижимости, на момент проведения экспертизы выявлено:

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное положение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образон в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), земельный участок расположен с северо-западной части кадастрового квартала , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), земельный участок расположен с северо-западной части кадастрового квартала , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области»;

- полное наложение земельного участка с кадастровым номером (в соответствии с представленными материалами дела образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.), земельный участок расположен с северо-западной части кадастрового квартала , на земельный участок лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества ГКУ «Соль-Илецкое лесничество Оренбургской области».

Судом не принимается довод представителей ответчиков Идрисова Р.С. и Толокиной О.М. о том, что границы земельного участка из состава земель лесного фонда на момент формирования спорных участков и приобретения их не установлены в соответствии с лесным законодательством и информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем прокурором не доказан факт включения в границы населенного пункта участков лесного фонда и включения принадлежащих им земельных участков в земли лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом согласно разделу 2 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30979), материалы лесоустройства являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.

На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

Статьей 91 Лесного кодекса РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр.

При этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (ч.1,3 ст.6, ст. 7, 67-68.2 Лесного кодекса РФ), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственника земельных участков - Российской Федерации (п. 3 ст. 84 ЗК РФ).

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного лесного земельного участка ( квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Следовательно, земельный участок земель лесного фонда (2 квартал 21 выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) признается ранее учтенным, его границы определены лесоустроительной проектной документацией.

Факт наложения границ земельных участков ответчиков на земли лесного фонда подтвержден заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от ДД.ММ.ГГГГ г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенного пункта г.Соль-Илецк, анализом схемы расположения проекта границ населенного пункта г. Соль-Илецк, схем из государственного лесного реестра, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и лесоустроительных планшетах лесничества.

Ссылка представителей ответчиков на отнесение спорных земельных участков к землям населенного пункта г. Соль-Илецка также судом не принимается.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 172-ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п. 1 ст. 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 25 ГрК РФ).

В период включения в генеральный план Соль-Илецкого городского округа земель кадастрового квартала действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27.02.2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. N 736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение), до 01.01.2015г. к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, п.п. 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Согласно генеральному плану МО Соль-Илецкий городской округ, утвержденному решением Совета депутатов МО Соль-Илецкий городской округ от ДД.ММ.ГГГГ. Правилам землепользования и застройки МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов МО Соль-Илецкий городской округ от ДД.ММ.ГГГГ. , земли в кадастровом квартале включены в границы населенного пункта г.Соль-Илецк.

Как следует из сообщения администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с Правилами землепользования и застройки Соль-Илецкого городского округа земельный участки с кадастровым номером и входят в территориальную зону – (основные виды разрешенного использования: малоэтажная зона застройки; приусадебный участок личного подсобного хозяйства; блокированная жилая застройка; культурное развитие; общественное питание, гостиничное обслуживание; спорт; магазины. Вспомогательные виды разрешенного использования: обслуживание автотранспорта; общее пользование территории. Условно разрешенные виды использования земельного участка: религиозное использование); земельные участки с кадастровым номером и входят в территориальную зону – (основные виды разрешенного использования: спорт, отдых (рекреация). Условно разрешенные виды использования: ведение огородничества: ведение садоводства, религиозное использование. Вспомогательные разрешенные виды использования земельного участка: общее пользование территории), земельный участок с кадастровым номером входит в территориальные зоны – - (основные виды разрешенного использования земельного участка: спорт, отдых (рекреация). Условно разрешенные виды использования земельного участка: ведение огородничества: ведение садоводства, религиозное использование. Вспомогательные разрешенные виды использования земельного участка: общее пользование территории), – (основные виды разрешенного использования земельного участка: спорт. Условно разрешенные виды использования земельного участка (курортная деятельность). Вспомогательные разрешенные виды использования земельного участка (общее пользование территории), – (основные виды разрешенного использования земельного участка: малоэтажное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов); приусадебный участок личного подсобного хозяйства; блокированная жилая застройка. Условно разрешенные виды использования земельного участка: среднеэтажная жилая застройка, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, религиозное использование, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, ведение огородничества. Вспомогательные разрешенные виды использования земельного участка: ведение огородничества, ведение садоводства.

Категория земель земельного участка с кадастровым номером изменена на «земли поселений» на основании письма Администрации МО Соль-Илецкий городской округ от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка в границы населенного пункта г.Соль-Илецк. Доказательств перевода в установленном порядке земного земельного участка ( квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) суду не представлено.

Таким образом, установлено, что перевод земель лесного фонда в земли поселения (кадастровый квартал , квартал выдел) не согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные обстоятельства представителем Администрации МО Соль-Илецкий городской округ не оспаривались. В связи с чем довод прокурора, представителей третьих лиц Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), ГКУ «Соль-Илецкое Лесничество», Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о включении лесного участка в границы спорных участков ответчиков и в границы населенного пункта г.Соль-Илецк помимо воли собственника Российской Федерации нашел подтверждение в судебном заседании.

Поскольку установлено, что при уточнении границ земельных участков ответчиков, их участки стали расположены на землях лесного фонда – во квартале выделе Соль-Илецкого участкового лесничества, т.е. образование спорных земельных участков произведено с нарушением действующего законодательства, из земель лесного фонда, доказательств существования фактических границ данных земельных участков на местности в уточненных границах в кадастровом квартале (в границах лесного фонда квартала выдела) в предшествующий кадастровым работам период ответчиками суду не представлено и материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет и исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: , , , , , , , расположенных на землях лесного фонда ( квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества).

Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, прокурор ссылался на то, что спорные земельные участки, принадлежащие ответчикам, налагаются на находящиеся в собственности Российской Федерации земли лесного фонда, выдел квартала участкового лесничества Соль-Илецкого лесничества, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника указанного лесного участка и публичные интересы государства и общества, которые заключаются в обеспечении сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду.

Разрешая требования прокурора, суд исходит из того, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда (в частности выдела квартала Соль-Илецкого лесничества) возникло в силу закона, зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли не прекращалось, перевод участков из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам 67 ГПК РФ, в том числе фактические обстоятельства, установленные по делу, установив, что спорные земельные участки накладываются на лесной участок с кадастровым номером (квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества), находящийся в федеральной собственности, а доказательства того, что уполномоченный на распоряжение спорным участком орган принимал решение о его предоставлении правопредшественникам ответчиков, либо решение о переводе участка в земли другой категории, о передаче его в собственность муниципального образования отсутствуют, суд, руководствуясь ст. 209 ГК РФ, ст. 1,7, п. 2 ст.9, ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, требования прокурора удовлетворяет.

С доводами представителей ответчиков о том, что ответчики являются добросовестными приобретателями спорных земельных участков, расположенных на землях лесного фонда, суд не соглашается.

В силу ст.14 Федерального закона от 29.07.2017г. №280-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае если категория земель указана не в ЕГРН, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст.5 настоящего Федерального закона в сведения ЕГРН осуществляются на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном пане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, права на земельный участок у Идрисова Р.С. возникли ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, исходный участок (контур ) был им, как представителем предыдущего собственника, перемещен ДД.ММ.ГГГГ. в кадастровый квартал на земли лесного фонда, где фактически никогда ранее не использовался. Права на земельные участки Толокиной О.М. с кадастровыми номерами: , возникли ДД.ММ.ГГГГ., исходный участок также был перемещен из одного кадастрового квартала в другой-кадастровый квартал на земли лесного фонда (с <адрес> за город). Права Облакова А.В. и Лысенко И.В. на земельный участок с кадастровым номером также возникли ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель указанного участка изменена на «земли населенных пунктов» ДД.ММ.ГГГГ. на основании письма Администрации МО Соль-Илецкий городской округ о включении участка в границы населенного пункта г.Соль-Илецк.

При таких обстоятельствах положения ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) не подлежат применению, поскольку отсутствует законность приобретения спорных земельных участков, сформированных в нынешних границах с включением лесных земель, а также добросовестность в действиях сторон.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку право собственности на спорные земельные участки в существующих границах, расположенные на землях лесного фонда квартала выдела Соль-Илецкого участкового лесничества возникло у ответчиков вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, данные они подлежат истребованию в собственность Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21.09.2017г. N 1791-О (об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Боль М.А. на нарушение ее конституционных прав п.1 ст.302 и ст. 304 ГК РФ), закрепляя в ст. 36 право каждого иметь в частной собственности землю и предполагая прежде всего ответственное отношение самих собственников к его осуществлению, Конституция Российской Федерации возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для его реализации необходимые условия.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.

Обеспечивая реализацию указанных конституционных требований, законодательство о земле может предусматривать для граждан и других субъектов землепользования необходимость соблюдения специальных условий, касающихся вопросов землеустройства и сделок с земельными участками, при этом в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.04.2003г. N 4-П правовой позиции возможные ограничения федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер и не затрагивать само существо конституционного права.

В названном определении Конституционного суда отмечено и то, что земля и другие природные ресурсы должны защищаться государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, именно этот публичный интерес противопоставляется частным имущественным и неимущественным интересам конкретного добросовестного приобретателя.

Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст.302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017г. N 1793-о/2017 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО51 на нарушение его конституционных прав ст. 7 Лесного кодекса РФ).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 г. N 16-П, положение пункта 1 статьи 302 ГК Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем "добросовестный приобретатель" по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.

Принимая во внимание установленные обстоятельства выбытия земельных участков лесного фонда из собственности Российской Федерации помимо ее воли, суд, руководствуясь положениями ст. 301 ГК РФ, п. 36, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. (в ред. от 23.06.2015 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ч. 1 ст. 302 ГК РФ, пришел к выводу, что в рассматриваемом деле ответчики не могут быть признаны добросовестными приобретателями спорных земельных участков, поскольку приобретали земельные участки, включающие земли лесного фонда по договорам купли-продажи как земли сельскохозяйственного назначения и земли населенного пункта. Между тем, спорные земельные участки в месте нынешнего их расположения на землях лесного фонда ( квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) никогда ранее не использовались предыдущими правообладателями для сельскохозяйственных целей или целей индивидуального жилищного строительства.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что указанные спорные земельные участки с существующим местоположением выбыли из государственной собственности и перешли в собственность ответчиков вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, а исходя из конкретных обстоятельств дела (земельные участки находятся на окраине города, с растительностью и, исходя из публичной кадастровой карты, расположены в зеленой зоне), приобретатели -ответчики не проявили должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могли узнать об отсутствии у отчуждателей права распоряжаться данным имуществом - земельными участками, поэтому доводы представителей ответчиков о том, что ответчики являются добросовестными приобретателями, отклоняются судом.

Доводы ответчиков о применении норм ФЗ от 29.07.2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", также судом не принимаются во внимание, поскольку установлено, что спорные земельные участки сформированы из земель лесного фонда, доказательств обратного не представлено. Также в рассматриваемом случае отсутствует приоритет данных ЕГРН над данными лесного реестра, поскольку в ЕГРН содержатся также данные о зарегистрированном праве РФ на земли лесного фонда.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об истребовании спорных земельных участков, расположенных на землях лесного фонда ( квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) из незаконного владения Толокиной О.М., Идрисова Р.С., Облакова А.В. и Лысенко И.В., с исключением сведений об их границах из Единого государственного реестра недвижимости.

Разрешая требования Толокиной О.М., суд приходит к следующему.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, избранный способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером (квартал выдел Соль-Илецкого участкового лесничества) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., никем не оспорено. Земельный участок выбыл из владения правообладателя Российской Федерации помимо его воли, незаконно.

Требования о признании недействительными материалов лесоустройства ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» не подлежат удовлетворению также и по тем основаниям, что указанные сведения сами по себе не влекут правовых последствий.

Кроме того, вопреки доводу Толокиной О.М. материалы лесоустройства Соль-Илецкого участкового лесничества подготовлены в 1997г.-гораздо ранее утверждения Генерального плана ГП г.Соль-Илецк.

При таких обстоятельствах, исковые требования Толокиной О.М. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

.

.

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области удовлетворить.

Признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках: с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г.Соль-Илецк, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала ; с кадастровым номером: , площадью кв.м., расположенном по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Соль-Илецкий район, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала

Истребовать из чужого незаконного владения Толокиной О.М. земельные участки с кадастровыми номерами , , из чужого незаконного владения Облакова А.В. и Лысенко И.В. земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , из чужого незаконного владения Идрисова Р.С. земельный участок с кадастровым номером: .

В удовлетворении исковых требований Толокиной Ольги Михайловны отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Т.М. Нечаева

Решение суда в окончательной форме принято 23.05.2018г.

.

.

.

2-3/2018 (2-1039/2017;) ~ М-988/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Прокурор Соль-Илецкого района
Ответчики
Гордышев Вадим Владимирович
Идрисов Равиль Сагдатович
Лысенко Инна Викторовна
Толокина Ольга Михайловна
Облаков Андрей Владимирович
Другие
Биккужиев Закарья
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области
Управление Росреестра по Оренбургской области
Пацук Евгений Александрович
Айтуев Касым Утешевич
ГКУ "Соль-Илецкое лесничество"
УФСГРКК по Оренбургской области
Администрация МО Соль-Илецкого городского округа
Рос.лесничество
Управление Кадастра и картографии по Оренбургской обл.
Войтин Александр Анатольевич
Суд
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области
Судья
Нечаева Т.М
Дело на сайте суда
sol-iletsky--orb.sudrf.ru
31.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2017Передача материалов судье
02.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Подготовка дела (собеседование)
14.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2017Судебное заседание
08.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Производство по делу возобновлено
19.09.2017Судебное заседание
29.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
15.03.2018Производство по делу возобновлено
21.03.2018Судебное заседание
29.03.2018Судебное заседание
06.04.2018Судебное заседание
13.04.2018Судебное заседание
18.04.2018Судебное заседание
25.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
08.05.2018Судебное заседание
14.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2019Дело оформлено
11.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее