№2-741/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре судебного заседания Выборовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2016 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Белугиной В. Е. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Белугина В.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что в феврале 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ответом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 15.04.2016 № Б-453 истцу отказано в постановке на соответствующий учет. Не согласившись с указанным ответом Белугина В.Е. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В судебном заседании истец Белугина В.Е. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что является собственником 3/8 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с. Выльгорт, при этом указанный дом разделен на две части, в одной половине проживает её семья, а в другой – семья М.Б.., в связи с чем площадь занимаемого жилого помещения не соответствует норме предоставления жилых помещений в с. Выльгорт.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Кашкар Ю.Н., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не имелось оснований для постановки Белугиной В.Е. на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты, поскольку истцу на праве собственности принадлежат 3/8 доли в жилом помещении площадью 68 кв.м., что составляет 25,5 кв.м..
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми, площадью 68 кв.м. находится в общей долевой собственности Белугиной В.Е. (3/8 доли в праве), В.В.. (1/8 доля в праве) и М.Б.. (1/2 доля в праве)
5.04.2016 Белугина В.Е. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
15.04.2016 ответчиком в адрес истца направлен письменный ответ за № Б-453, в котором сообщено, что Белугиной В.Е. отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с частью 2 пункта 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года №30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», поскольку ею представлены документы, которые не подтверждают право гражданина на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Находя решение органа местного самоуправления не основанным на законе, нарушающим права и законные интересы, Белугина В.Е. обратилась с настоящим заявлением, указывая при этом, что семья истца нуждается в улучшении жилищных условий.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2, 3 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья в Республике Коми, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья».Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют определенные категории граждан Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в том числе граждане, проживающие в сельской местности, молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие на селе либо изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Из буквального толкования приведенного положения следует, что правом состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по смыслу норм Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» обладают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и проживающие в сельской местности.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 названного Закона имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений п.2 ч.13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Как указывалось выше истец Белугина В.Е. зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве общей долевой собственности жилом доме по адресу: <адрес> с.Выльгорт, Сыктывдинский района, Республика Коми, – общей площадью 68 кв.м.. Совместно с ней проживает и ведет общее хозяйство её мать - П.В.
Площадь 3/8 долей жилого дома, расположенного по указанному адресу составляет 25.5 кв.м., что превышает установленную решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 17.12.2009 № 14/12-03-140 в размере 11 кв.м. учетную норму площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В рамках делегированных администрации Сыктывдинского района государственных полномочий она осуществила проверку предоставленных истцом документов на предмет наличия оснований постановки Белугиной В.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и, считая, что таких оснований не имелось, отказала истцу в постановке последней на учет.
Из предоставленных сторонами доказательств и исходя из объяснений сторон, суд, с учетом приведенных положений норм материального права, приходит к выводу, что у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не было оснований для удовлетворения заявления Белугиной В.Е..
Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлено нарушения жилищных прав истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Белугиной В.Е..
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Белугиной В. Е. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности поставить на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2016.
Судья В.И. Сухопаров