Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4164/2011 от 01.08.2011

Судья Терехов И.А. Дело № 33-4164/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 04 августа 2011 года дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 июня 2011 года, по которому

ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми в удовлетворении заявления о признании действий старшего помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкина С.В., выразившихся в отмене постановления и.о. начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми от 15 февраля 2011 года о признании осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и постановления и.о. начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми от 24 февраля 2011 года о переводе осужденного Бедретдинова Т.Ш. из обычных в строгие условия отбывания наказания необоснованными и об отмене постановления от 22 апреля 2011 года ст. помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкина С.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Машкиной И.М.., объяснения прокурора Нестерова М.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с заявлением о признании действий старшего помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкина С.В., выразившихся в отмене постановления и.о. начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми от 15 февраля 2011 года о признании осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и постановления и.о. начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми от 24 февраля 2011 года о переводе осужденного Бедретдинова Т.Ш. из обычных в строгие условия отбывания наказания необоснованными и об отмене постановления от 22 апреля 2011 года ст. помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкина С.В. Считает, что действия администрации исправительного учреждения в отношении осужденного Бедретдинова Т.Ш. основаны на нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми поддержал заявленные требования.

Старший помощник Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкин С.В. в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве, заявленные требования не признал, указав, что признание Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и перевод его из обычных в строгие условия отбывания наказания необоснованны и приняты с нарушением порядка применения мер взыскания к осужденным.

Третье лицо Бедретдинов Т.Ш. не принимал участия в судебном заседании в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в представленном заявлении с заявленными требованиями не согласился, указав на законность действий прокурора.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, осужденный Бедретдинов Т.Ш. на основании постановления и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 23 января 2011 года водворен в штрафной изолятор на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в отказе 22 января 2011 года пройти медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и психотропных веществ, нарушив п.14 гл.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусматривающий обязанность прохождения осужденным медицинского освидетельствования.

Согласно постановлений и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 07 февраля 2011 года и от 15 февраля 2011 года осужденный Бедретдинов Т.Ш. водворялся в штрафной изолятор на 15 суток и 10 суток соответственно за нарушения установленного порядка отбывания наказания, выразившиеся в невыполнении обязанности дежурного по камере 01 февраля 2011 года и 12 февраля 2011 года, чем нарушил требования п.161, 162 гл.23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а именно не подал команду «Встать», не представился и не доложил о количестве осужденных, содержащихся в камере.

Из постановления и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 15 февраля 2011 года следует, что Бедретдинов Ш.Т. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания исключительно на основании того, что 12 февраля 2011 года не выполнил обязанностей дежурного по камере ШИЗО. Других оснований, послуживших поводом для принятия такого решения, из постановления не усматривается.

Согласно постановлению и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 24 февраля 2011 года осужденный Бедретдинов Т.Ш. переведен из обычных, в строгие условия отбывания наказания на том основании, что 15 февраля 2011 года он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

22 апреля 2011 года старшим помощником Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Савушкиным С.В. постановления и.о. начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми от 15 февраля 2011 года и от 24 февраля 2011 года отменены в связи с незаконным признанием Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Не согласившись с данным постановлением прокуратура ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из необоснованности признания 15 февраля 2011 года осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и как следствие незаконности его перевода из обычных условий в строгие условия отбывания наказания.

Данный вывод основан на установленных в судебном заседании обстоятельствах и нормах материального права.

Согласно ч.3 ст.122 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

В ч.1 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ перечислено, какие нарушения установленного порядка отбывания наказания являются злостными, к которым в том числе отнесено употребление спиртных напитков.

Кроме того, согласно ч.2 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. При этом не указан перечень нарушений, за которые осужденный должен дважды в течение года водворяться в штрафной изолятор.

В соответствии с ч.1 ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение.

Суд первой инстанции, проверив законность и обоснованность постановлений и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 23 января 2011 года, от 07 февраля 2011 года и от 15 февраля 2011 года, пришел к выводу о необоснованности применения к осужденному Бедретдинову Т.Ш. водворения как меры взыскания во всех трех случаях.

Так, не соглашаясь с обоснованностью применения к осужденному Бедретдинову Т.Ш. взыскания в виде водворения его в ШИЗО на 15 суток 23 января 2011 года, суд правильно исходил из того, что Бедретдинов Т.Ш. водворен в ШИЗО не за употребление спиртных напитков, а за отказ от медицинского освидетельствования, что в силу ч.1 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не относиться к злостному нарушению установленного порядка отбывания наказания, при этом администрацией нарушен порядок применения взыскания, предусмотренный ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а именно наряду с тяжестью и характером нарушения, при определении меры взыскания, установленных ст.115 УИК РФ не учтено предыдущее поведение осужденного – отсутствие за время отбывания наказания взысканий и наличие пяти благодарностей.

Суд учитывая, что ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по РК не представило суду доказательств доведения до осужденного Бедретдинова Т.Ш. возложения на него обязанностей дежурного по камере ШИЗО 01 и 12 февраля 2011 года, пришел к обоснованному выводу о необоснованности применения к нему взыскания в виде водворения на основании постановлений и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 07 февраля 2011 года и от 15 февраля 2011 года.

При таких обстоятельствах оснований для признания осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в соответствии с ч.2 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ у администрации ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по РК не имелось.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, постановление и.о. начальника ФБУ ИК-22 от 15 февраля 2011 года о признании осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания вынесено без указания на предусмотренные законом основания. В постановлении отсутствуют сведения о признании злостным нарушителем за совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, за каждое из которых осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор со ссылкой на ч.2 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности и обоснованности постановления от 22 апреля 2011 года, вынесенного старшим помощником Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Правовое и фактическое обоснование данных выводов подробно и правильно приведено в решении суда, основано на тщательном исследовании всех обстоятельств совершенных осужденным нарушений, с мотивировкой которых судебная коллегия соглашается.

Доводы кассационной жалобы об обоснованности задержки представления в адрес прокурора постановления о признании осужденного Бедретдинова Т.Ш. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не влияют на законность состоявшегося по делу судебного решения, поскольку правового значения для разрешения заявленных требований не имеют.

Также подлежат отклонению доводы кассационной жалобы об обоснованности водворения осужденного в штрафной изолятор на основании постановления от 23 января 2011 года за отказ пройти медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных веществ, со ссылками на то, что данное нарушение является злостным и мера наказания выбрана с учетом личности осужденного как не основанные на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Доводы жалобы о неправомерности вывода суда о неознакомлении осужденного с его обязанностями дежурного по камере, сделанного без истребования необходимых доказательств, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы прокурора, изложены в письменных возражениях на заявление и были известны ФБУ ИК-22, а в силу требований ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства, на которые ссылается сторона как на основания своих возражений, представляются данной стороной, участвующей в деле.

Поскольку проверка законности признания осужденного злостным нарушителем невозможна без проверки законности и обоснованности ранее вынесенных постановлений о наложении на осужденного взысканий, так как ч.2 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает повторность нарушения установленного порядка отбывания наказания, то довод кассационной жалобы о неправомерности оценки судом ранее вынесенных постановлений, не отмененных прокурором и не обжалованных самим осужденным несостоятельны. Такая судебная проверка выступает в качестве необходимой гарантии прав и законных интересов осужденных.

Нормы материального права применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4164/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФКУ ИК-22 ГУФСИН по РК
Ответчики
Ст.помощник Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Машкина И.М.
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
04.08.2011Судебное заседание
09.08.2011Передано в экспедицию
09.08.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее