Судья: Молева Д.А. |
Дело № 33-12382/2021 УИД: 50RS0028-01-2019-008725-47 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Рыбкина М.И.,
при помощнике судьи Куделиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2021 года апелляционную жалобу Ф. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 12 октября 2020 года по гражданскому делу № 2-2596/2020 по иску Ф. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда России <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии и взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истицы, ее представителя,
УСТАНОВИЛА:
Ф. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии с <данные изъяты> и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
В обоснование требований указала, что ей было отказано в назначении льготной пенсии по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого медицинского стажа – 30 лет. Всего ответчиком принято к зачету 18 лет 09 месяцев 19 дней. Отсутствие необходимого стажа исключает назначение ей досрочной страховой пенсии. По указанным основаниям истец вынуждена обратиться в суд за разрешением возникшего спора и просит включить в специализированный стаж в календарном исчислении периоды работы с 14.09.1992 г. по 29.11.1992 г. в должности санитарки женской консультации в больнице скорой медицинской помощи № 1 им. Н.А. Семашко г. Ростова-на-Дону, с 08.12.1992 г. по 31.07.1999 г. в должности препаратора кафедры внутренних болезней № 3, лаборанта кафедры внутренних болезней № 3 Ростовского государственного медицинского университета, с 01.08.1999 г. по 31.12.2002 г., с 06.01.2003 г. по 11.08.2004 г. в должности и.о. младшего научного сотрудника в Ростовском НИИ акушерства и гинекологии, с 12.08.2004 г. по 31.08.2004 г., с 15.02.2005 г. по 31.12.2005 г., с 13.01.2006 г. по 18.07.2006 г. в должности врача реаниматолога-анестезиолога в ООО «Центр репродукции человека и ЭКО», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за ее назначением – с 03.07.2019 г., взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
В судебное заседание истица не явилась, была надлежащим образом извещена.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует Конституция РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силу ее принципов и норм.
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (ст. 19 Конституции). Поэтому следует признать, что должны быть равными и пенсионные права работников медицинских должностей.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ф3 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ф3 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от <данные изъяты> N 350-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от <данные изъяты> N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до <данные изъяты>, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> Ф. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <данные изъяты> № 400-ФЗ как лицо, более 30 лет осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В бесспорном порядке ответчиком в специальный стаж сочтено 18 лет 09 месяцев 19 дней.
Решением ответчика от 11.10.2019 г. не приняты к зачету в медицинский стаж периоды работы с 14.09.1992 г. по 29.11.1992 г. в должности санитарки женской консультации в больнице скорой медицинской помощи № 1 им. Н.А. Семашко г. Ростова-на-Дону, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г.; с 08.12.1992 г. по 31.07.1999 г. в должности препаратора кафедры внутренних болезней № 3, лаборанта кафедры внутренних болезней № 3 Ростовского государственного медицинского университета, так как наименование учреждения и наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г.; с 01.08.1999 г. по 31.12.2002 г., с 06.01.2003 г. по 11.08.2004 г. в должности и.о. младшего научного сотрудника в Ростовском НИИ акушерства и гинекологии, так как наименование учреждения и наименование должности не предусмотрено Списками, должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781; с 12.08.2004 г. по 31.08.2004 г., с 15.02.2005 г. по 31.12.2005 г., с 13.01.2006 г. по 18.07.2006 г. в должности врача реаниматолога-анестезиолога в ООО «Центр репродукции человека и ЭКО», так как так как наименование учреждения не поименовано Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с действующим законодательством право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда и функциональных обязанностях. Следовательно, специальный стаж работы обязательно должен быть подтверждён не только трудовой книжкой, которой может быть достаточно для подтверждения только общего трудового стажа, но и другими документами и. сведениями, в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 11 указанных выше Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях) дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от <данные изъяты> N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.В соответствии с пунктом 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежат применению ранее действовавшие списки.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до <данные изъяты> могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Из вышеизложенного следует, что к спорным периодам работы истца судом правильно применены следующие правовые акты:
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г (далее Список № 464 от 06.09.1991 г.);
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1066 (далее Список <данные изъяты> от <данные изъяты>).
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 781 (далее Список <данные изъяты> от <данные изъяты>).
Судом верно указано, что согласно Списку <данные изъяты> от <данные изъяты> правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В Списке <данные изъяты> от <данные изъяты> должность санитарки отсутствует. Санитар (в женском роде санитарка) относится к младшему медицинскому персоналу, выполняющему вспомогательные функции. Работа санитаром не требует медицинского образования.
На основании изложенного период работы истца с 14.09.1992 г. по 29.11.1992 г. в должности санитарки женской консультации в больнице скорой медицинской помощи № 1 им. Н.А. Семашко г. Ростова-на-Дону включению в специальный стаж не подлежали.
Разрешая требования о зачете в специальный стаж периодов работы истца с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности препаратора кафедры внутренних болезней <данные изъяты>, лаборанта кафедры внутренних болезней <данные изъяты> Ростовского государственного медицинского университета, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности и.о. младшего научного сотрудника в Ростовском НИИ акушерства и гинекологии, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для из включении в специальный стаж.
Так, ни Списком, должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, ни Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> такие наименования учреждений здравоохранения как медицинский университет и научно исследовательский институт и такие наименования должностей как препаратор и и.о. младшего научного сотрудника не поименованы.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку Ф. докустимых и относимых доказательств, подтверждающих тождественность выполняемых ей обязанностей, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не представлено, а имеющиеся в материалах дела справки подтверждают лишь наличие трудовых отношений между Ростовским государственным медицинским университетом, Ростовским НИИ акушерства и гинекологии и истцом, но не указывают на то, что они дают право на назначение досрочной страховой пенсии, судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж.
Суд также правомерно отказал во включении в специальный стаж периода работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности врача реаниматолога-анестезиолога в ООО «Центр репродукции человека и ЭКО» поскольку в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Постановлением Правительства РФ. от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Фёдерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании Лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках Правилах не указаны.
В силу положений ст. 120 ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям. Основной целью таких обществ является извлечение прибыли.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается, не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически, основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Каких-либо документов, подтверждающих изменение организационно-правовой формы указанных выше организаций, наименования которых до такого изменения соответствовали Спискам, а также доказательств сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников в материалы дела не представлено.
В связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности, в удовлетворении требования истца о назначении досрочной страховой пенсии с <данные изъяты> судом обоснованно отказано.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи