<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Колесник О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ТСЖ «Жилой комплекс «Ленинградский»» об оспаривании решения и действия Государственной жилищной инспекции <адрес>,
установил:
ТСЖ «Жилой комплекс «Ленинградский»» обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения и действия Государственной жилищной инспекции <адрес>. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией <адрес> издано распоряжение №ССр-5737 о проведении проверки названного товарищества собственников жилья на предмет правомерности принятия общим собранием собственников помещения в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья. В рамках этой проверки Государственная жилищная инспекция <адрес> направила ему запрос от ДД.ММ.ГГГГ №5737-з о предоставлении информации. Заявитель полагает решение о проведении проверки и действие по направлению запроса незаконными, поскольку в соответствии с п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме. ТСЖ «Жилой комплекс «Ленинградский»» было создано в строящемся многоквартирном доме лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в этом доме. До настоящего времени дом не введен в эксплуатацию, в нем отсутствуют собственники помещений, следовательно, отсутствуют лица, по заявлениям которых могла бы проводиться проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья. Распоряжение о проведении проверки товарищества собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»» издано по заявлению лица, не являющегося собственником помещений в многоквартирном доме, в связи с чем является незаконным, как следствие, незаконным является и направление запроса о предоставлении информации. Просит признать недействительным распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №ССр-5737 и «запрос о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ №5737-з», однако т.к. запрос не является решением органа государственной власти, он не может сам по себе оспариваться в порядке, предусмотренном ст.254 ГПК РФ, и содержания заявления явствует, что фактически заявитель оспаривает действие Государственной жилищной инспекции <адрес> по направлению указанного запроса.
В судебном заседании руководитель заявителя Алексеева В.П. и его представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Мещеряков В.А. доводы заявления поддержали.
Представитель Государственной жилищной инспекции <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №А-390/фх Курочкин В.А. против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 16-18).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч.2 ст.20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №150, названная инспекция является органом государственного жилищного надзора.
Согласно ч.3, 4 ст.20 ЖК РФ, к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи. При этом предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Как установлено ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч.2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Как установлено в ходе разбирательства дела, ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию <адрес> поступило обращение 3 граждан о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании Товарищества собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»» (л.д. 42-47). Заявители просили Государственную жилищную инспекцию <адрес> обратиться в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ о создании названного товарищества собственников жилья.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной жилищной инспекции <адрес> издано распоряжение №ССр-5737 о проведении проверки в отношении Товарищества собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»» с целью проверки сведений, изложенных в обращении граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
Данное распоряжение явным образом затрагивает законные интересы заявителя, не связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ.
В соответствии с п.8 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», решение о проведении внеплановой проверки принимается руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем.
Таким образом, оспариваемое заявителем распоряжение о проведении внеплановой проверки заявителя издано уполномоченным на то должностным лицом – руководителем органа государственного жилищного надзора.
Согласно п.5, 6 оспариваемого заявителем распоряжения задачей внеплановой проверки является проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, предметом проверки – соблюдение обязательных требований.
Таким образом, предмет внеплановой проверки относится к компетенции Государственной жилищной инспекции <адрес> как органа государственного жилищного надзора, основание для её проведения – обращение граждан о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья – прямо предусмотрено ч.4.2 ст.20 ЖК РФ.
При установленных обстоятельствах дела суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого распоряжения, которое вынесено правомочным на то должностным лицом, в рамках компетенции соответствующего органа государственной власти, при наличии к тому установленных федеральным законом оснований.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки из числа предусмотренных ч.2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и об отсутствии согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры не имеют правового значения в силу приведенных выше положений ч.3, 4.2 ст.20 ЖК РФ.
Мнение заявителя о том, что проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья может производиться только по заявлениям собственников помещений, является ошибочным, а ссылка заявителя на п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ - несостоятельной. Основания для проведения проверки органом государственного жилищного надзора установлены не п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ, а специальной нормой – ч.4.2 ст.20 ЖК РФ. Последняя прямо предусматривает, что проведение проверок соблюдения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья (а не вообще правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья) проводится на основании поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения таких требований. Предметом внеплановой проверки в отношении заявителя, как то следует из п.6 оспариваемого распоряжения, является именно соблюдение обязательных требований при принятии решения о создании заявителя.
Кроме того, все граждане, обращение которых в Государственную жилищную инспекцию <адрес> послужило основанием для проведения проверки в отношении заявителя, являются участниками долевого строительства дома на <адрес> в <адрес>, для управления которым создан заявитель. Сторонами не оспаривалось, что данный многоквартирный дом не введен в эксплуатацию до настоящего времени. Создание Товарищества собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»» происходило в строящемся доме на основе положений ст.139 ЖК РФ, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ Указанная норма предусматривала возможность создания товарищества собственников жилья лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах.
Заявитель по делу, буквально толкуя положения п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ, полагает, что проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья орган государственного жилищного надзора может исключительно по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем заявитель упускает из виду, что соответствующие положения о полномочиях органов государственного жилищного надзора были введены в ЖК РФ одновременно с исключением из него статьи 139, предусматривавшей возможность создания товариществ собственников жилья в строящихся многоквартирных домах. Иными словами, ч.5 ст.20 ЖК РФ (а до ДД.ММ.ГГГГ – ч.3 ст.20 ЖК РФ) была введена в текст закона уже в новой правовой ситуации, при которой членами товарищества собственников жилья могут быть исключительно собственники помещений в многоквартирных домах. Однако общим принципом правового регулирования является недопустимость неоправданной дифференциации в подходе к регулированию сходных общественных отношений. В связи с этим предлагаемый заявителем формальный подход, основанный на буквальном толковании положений п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ, противоречил бы сущности фактически сложившихся отношений, нарушал бы права и законные интересы их участников и не соответствовал бы целям правового регулирования в сфере использования жилищного фонда, т.к. приводил бы к фактическому изъятию из-под государственного жилищного надзора товариществ собственников жилья, созданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством в строящихся многоквартирных домах. Исходя из аналогии права, следует прийти к выводу, что полномочия, признанные законодателем в ч.5 ст.20 ЖК РФ за собственниками помещений в многоквартирных домах как за лицами, имеющими право на членство в товариществах собственников жилья, применительно к товариществам, созданным в соответствии со ст.139 ЖК РФ, принадлежат лицам, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах, т.к. именно эти лица имели право на членство в таком товариществе.
Таким образом, даже если бы положения п.5 ч.2 ст.20 ЖК РФ и ограничивали круг субъектов, обращение которых может служить основанием для проведения проверки органом государственного жилищного надзора, оспариваемое заявителем распоряжение все равно было бы законным, поскольку в орган государственного жилищного надзора обратились лица, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме, т.е. лица, имевшие право на членство в Товариществе собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»».
В соответствии с п.1 ч.5 ст.20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Как явствует из содержания запроса от ДД.ММ.ГГГГ №5737-з (л.д. 21-22), запрошенная Государственной жилищной инспекцией <адрес> у заявителя информация, в т.ч. документы, являлась необходимой для проверки соблюдения требований ст.45, 47 ЖК РФ при принятии решения о создании Товарищества собственников жилья «Жилой комплекс «Ленинградский»». Так, у заявителя запрошены решение о его создании, сведения, подтверждающие соблюдение процедуры организации и проведения общего собрания собственников помещений (уведомление участников, форма проведения собрания, оформление полномочий представителей), соблюдение правил подсчета голосов на общем собрании собственников помещений. У заявителя не были запрошены какая-либо информация или документы, не относящиеся к предмету проводимой проверки.
Таким образом, направление запроса о предоставлении информации и документов было осуществлено Государственной жилищной инспекцией <адрес> в рамках её компетенции, установленной федеральным законом, в связи с проводящейся внеплановой проверкой и по вопросам, относящимся к предмету проверки, в связи с чем данные действия органа государственной власти соответствуют закону.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь