дело № 2-434/2012
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
27.12.2012 г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Верещагина П.Е.,
при секретаре Кузнецовой Л.В.,
СЃ участием представителя истца – адвоката Сафронова Рњ.Рђ. ордер 00004748, представителя ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Михеевой Р.Рџ.
рассмотрел РІ открытом судебном заседании РІ Рі. Лихославль гражданское дело в„– 2-434/2012 РїРѕ РёСЃРєСѓ Полещикова Михаила Леонидовича Рє РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», администрации Лихославльского района Тверской области, администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Рѕ признании права РЅР° приватизацию жилого помещения, признании права собственности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации РЅР° жилую комнату,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец Полещиков Рњ.Р›. обратился РІ Лихославльский районный СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Рѕ признании права РЅР° приватизацию жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, обязывании РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» передать, Р° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области принять указанное жилое помещение РІ муниципальную собственность. Обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области заключить СЃ РЅРёРј РґРѕРіРѕРІРѕСЂ социального найма жилого помещения Рё передать указанное помещение РІ его собственность РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
РЎРІРѕРё требования истец мотивировал тем, что проживает РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј жилом помещении СЃ 1994 РіРѕРґР°. Указанное помещение предоставлялось РІ качестве места РІ общежитии РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ работой РЅР° Калашниковском электроламповом заводе. Занимаемое РёРј жилое помещение состоит РёР· 1 комнаты площадью 27,7 РєРІ.Рј. Р’ настоящий момент статус общежития Сѓ здания фактически утрачен, поскольку жилая площадь предоставлена без мебели, обслуживающий персонал отсутствует, проживают лица, РЅРµ находящиеся РІ трудовых отношениях СЃ предприятием. Плата Р·Р° жилье Рё коммунальные услуги вносится РІ кассу собственника здания РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» РІ соответствии СЃ тарифами, установленными для муниципального Рё государственного жилья РїРѕ договорам социального найма. Рстец обращался СЃ заявлениями Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° приватизации Рє собственнику жилого здания РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», однако, РІ устном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ удовлетворении заявления было отказано. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении истец указал, что РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» является собственником здания РІ нарушение СЃС‚.1 Указа Президента Р Р¤ РѕС‚ 10 января 1993 РіРѕРґР° в„–8 «Об использовании объектов социально-культурного Рё коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Р° также СЃС‚. 30 Федерального закона «О приватизации государственного Рё муниципального имущества» РѕС‚ 21 декабря 2001 РіРѕРґР° в„–178-ФЗ, поскольку согласно указанных РЅРѕСЂРј жилищный фонд запрещено включать РІ состав приватизируемого имущества. Вместе СЃ тем, РїРѕ мнению истца, включение здания, РІ котором располагается СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение, РІ состав приватизируемого предприятием имущества СЃ учетом положения СЃС‚. 18 указанного Закона, Р° также Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 августа 1993 РіРѕРґР° «О некоторых вопросах применения СЃСѓРґР° Закона Р Р¤ «О приватизации жилищного фонда РІ РФ» РЅРµ влияет РЅР° его право РЅР° приватизацию. Федеральным законом РѕС‚ 29 декабря 2004 РіРѕРґР° «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» изменен статус общежитий, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям Рё переданы РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ собственность. Рљ отношениями, связанным СЃ пользованием таких помещений применяются положения Жилищного кодекса Р Р¤ Рѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ социального найма. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, истец РїСЂРѕСЃРёР» признать Р·Р° РЅРёРјРё право РЅР° приватизацию жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу <адрес> общей площадью 27,7 РєРІ.Рј, обязать РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» передать, Р° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рї. Калашниково Лихославльского района Тверской области принять указанное жилое помещение РІ муниципальную собственность. Обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рї. Калашниково Лихославльского района Тверской области заключить СЃ РЅРёРј РґРѕРіРѕРІРѕСЂ социального найма жилого помещения Рё передать указанное помещение РІ его собственность РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
В последующем истец уточнил свои требования, просил признать право на приватизацию занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, признать за ним право собственности в порядке приватизации на указанную жилую комнату.
Р’ судебное заседание истец РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» дело рассмотреть РІ его отсутствии. Р’ С…РѕРґРµ предыдущих судебных заседаний, поддержал уточненные исковые требований, РїРѕ доводам, изложенным РІ первоначальном РёСЃРєРµ. Дополнительно указал, что занимает жилые помещения соответствующие номерам 2,3,4,5 страницы 1 плана БТР.
В судебном заседании представитель истцов – адвокат Сафронов М.А. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Михеева Р.Рџ. РІ судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ помещение РЅРµ относится РЅРё Рє муниципальному, РЅРё Рє государственному жилищному фонду, так как принадлежит РЅР° законных основаниях РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» создано 17 февраля 2003 РіРѕРґР° Рё зарегистрировано РІ установленному законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что подтверждается свидетельством Рѕ государственной регистрации юридического лица. Таким образом, РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ являлось РЅРё государственным, РЅРё муниципальным предприятием Рё РЅРµ меняло СЃРІРѕСЋ форму собственности. Занимаемое истцом помещение, расположено РІ здании именуемым общежитием «Бывшая РЁР РњВ» относящимся Рє частному жилому фонду, поскольку приобретено собственниками РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Сѓ прежнего собственника Р·Р° счет собственных средств Рё РЅРµ может относиться РЅРё Рє государственному, РЅРё муниципальному жилому фонду. Р’ настоящий момент, согласно имеющей документации, здание РЅРµ утратило статуса общежития. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, РїРѕ мнению представителя ответчика, признание СЃСѓРґРѕРј того, что жилое помещение РЅРµ отвечает признакам общежития, является изменением статуса жилого помещения, что РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ компетенцию СЃСѓРґР° Рё РЅРµ предоставлено законом. Указывает, что общежитие представлено истцу только 1994, то есть после приватизации Калашниковского электролампового завода, Р° значит РѕРЅ вселялся РІ частный жилой фонд, РІ этой СЃРІСЏР·Рё комната РЅРµ может РёРј передаваться РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма, Р° соответственно право собственности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации Сѓ него РЅРµ возникает, поскольку сложившиеся правовые отношению фактически являются РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј коммерческого найма жилья. Здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> СЃ момента постройки РЅРµ являлось жилым, Р° было вечерней школой. Перевод РёР· нежилого РІ жилое РЅРµ осуществлялся. Назначение здания как жилое, впервые указано РїСЂРё государственной регистрации права 29 октября 2002 РІ отношении РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод».
Ответчик - администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в судебное заседание представила отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, против удовлетворения требований не возражала.
Ответчик - администрация Лихославльского района Тверской области, привлеченная к участию в деле определением от 27 ноября 2012, в судебное заседание представила отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, против удовлетворения требований не возражала.
РЎСѓРґРѕРј, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием возражений представителя истца, представителя ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Рё РЅР° основании СЃС‚.167 ГПК Р Р¤ определено рассмотреть дело РІ отсутствие истца, ответчиков администрация РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, администрация Лихославльского района Тверской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истец Полещиков М.Л. зарегистрирован и проживает в комнате № общей площадью 27,7 кв.м расположенной в здании общежития по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено 28 марта 1994 года. Факт прописки и проживания истца в указанном жилом помещении подтверждается отметками о регистрации по месту жительства в их паспорте, карточками прописки, а также справкой, представленной ответчиком.
Р’ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ право истца Полещикова Рњ.Р›. РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение РЅРµ оспаривалось, РІ силу СЃС‚. 13 Федерального закона «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» истец РЅРµ может быть выселены РёР· него без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения. Рстец длительное время проживает РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј жилом помещении, оплачивают Р·Р° него квартплату, то есть фактически занимает указанное жилое помещение РЅР° условиях РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма.
Доказательств того, что истец занимает спорное жилое помещение на условиях, отличных от договора социального найма жилого помещения, ответчиком в суд при разрешении спора представлено не было.
Каких-либо фактических данных, подтверждающих неправомерность вселения истца в спорное жилое помещение ответчиком также не представлено. Напротив, действия ответчика свидетельствуют о том, что ему известно о регистрации истца по месту жительства, право на пользование жилым помещением не оспаривает, на протяжении длительного времени взимает плату за указанное жилое помещение.
Как установлено в ходе судебного разбирательства здание общежития (бывшая ШРМ), построенное в 1902 году, до приватизации находилось на балансе «Калашниковского электролампового завода».
Согласно плану приватизации, утвержденному председателем Комитета по управлению имуществом Тверской области от 4 ноября 1992 вошло в состав имущества ОАО «Калашниковский электроламповый завод», о чем 29 октября 2002 года сделана запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
РћРђРћ «Калашниковски электроламповый завод» РѕС‚ 14 февраля 2003 принято решение Рѕ создании РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». Рћ создании указанного юридического лица 17 февраля 2003 внесена запись РІ ЕГРЮ. Согласно уставу РћРћРћ «КРР›-Рнвест», единственным учредителем указанного юридического лица является РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод», который образует уставной капитал РІ размере 49 500 000 рублей, что является 100% размером уставного капитала. Уставной капитал РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» сформирован, РІ том числе, путем передачи имущества РѕС‚ РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод» РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». Р’ состав имущества РІРЅРѕРІСЊ созданного юридического лица вошло общежитие (бывшая РЁР Рњ), расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается Рї.11 акта приема-передачи основных средств РѕС‚ 17 февраля 2003 РіРѕРґР°. 3 апреля 2003 РіРѕРґР° РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» зарегистрировало СЃРІРѕРµ право собственности РЅР° объект недвижимого имущества, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>.
Таким образом, РёР· материалов дела следует, что РІ настоящий момент здание общежития расположенное РїРѕ адресу: <адрес>. является собственностью РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», Рё РїСЂРё приватизации государственного предприятия РЅРµ было передано РІ муниципальную собственность.
При рассмотрении дела ответчик, возражая относительно заявленного иска, ссылается на то, что спорное помещение не передано в муниципальную собственность, не является жилым, поскольку из имеющихся в деле доказательств усматривается, что в установленном законом порядке здание из нежилого в жилое не переводилось.
Суд полагает, что указанная позиция ответчика основана на неверном толковании закона. То обстоятельство, что жилое помещение, находящееся в общежитии, ранее принадлежавшем государственному предприятию, при реорганизации предприятия не было передано в муниципальную собственность, не может явиться препятствием к реализации гражданином своего права на приватизацию такого жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСРот 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находился.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР«О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 года N 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, а также статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которой предусмотрено право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 предусмотрено, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно, в силу прямого указания закона.
Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятия и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
По смыслу приведенной нормы, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений, что подтверждается справки из обособленного подразделения г. Лихославль ГУП «Тверское областное бюро технической инвентаризации». В спорном жилом помещении по месту жительства был непрерывно зарегистрирован с 1994 года. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии со ст.62 ЖК РФ приватизировать можно жилое помещение, которое отвечает требованиям, предъявляемым к договору социального найма жилого помещения. В частности, самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, вправе приватизировать занимаемое жилое помещение с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
Довод представителя ответчика, что занимаемое истцом помещение является нежилым, является необоснованным.
Согласно плану БТР, имеющемуся РІ материалах дела помещение в„–2,3,4,5 первого этажа здания имеющее размеры 27,7 РєРІ.Рј является жилым.
В ходе судебного заседания истцы пояснили, что проживают в комнате №, что соответствует помещению №2,3,4,5 плана БТРпервого этажа здания. Указанный факт ответчиком не оспаривался.
Действия ответчика также свидетельствует, о том, что спорное помещение он рассматривает в качестве жилого, поскольку взимает платежи как при заключенном договоре социального найма.
РР· документов, полученных РІ архиве Администрации Лихославльского района Тверской области, представленных ответчиком СЃСѓРґСѓ, следует, что сведений Рѕ переводе указанного здания РёР· нежилого РІ жилое, установления РїРѕ данному зданию статуса общежития РЅРµ найдено. Указанное обстоятельство РЅРµ влияет РЅР° определение статуса СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ помещения РІ качестве жилого. РљСЂРѕРјРµ того, согласно свидетельству Рѕ государственной регистрации права, здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> является общежитием.
Таким образом, РЎСѓРґРѕРј установлено, что здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> входило РІ государственный жилищный фонд, находилось РІ хозяйственном ведении Калашниковского электролампового завода, Р° после приватизации предприятия перешло РІ ведение правопреемника – РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». РџСЂРё приватизации предприятия указанное здание общежития РЅРµ было передано РІ муниципальный жилой фонд РІ нарушение требований приведенных выше положений закона, что РЅРµ может ущемлять право истца РЅР° приватизацию занимаемого РёРј жилого помещения. Рстец РІ здании общежития занимает жилое помещение - изолированную комнату РїРѕРґ номером в„– общей площадью 27,7 РєРІ.Рј, РЅР° законных основаниях, пользуется данным жилым помещением РЅР° условиях социального найма. Занимаемое жилое помещение представляет СЃРѕР±РѕР№ отдельную изолированную комнату, которая РёРЅРѕРіРѕ целевого назначения, РєСЂРѕРјРµ как использование для проживания, РЅРµ имеет. Ранее истец право РЅР° приватизацию жилья РЅРµ использовал. РџСЂРё данных обстоятельствах СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что истец имеет право РЅР° приобретение РІ собственность занимаемого жилого помещения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требование истца Рѕ признании Р·Р° РЅРёРј права собственности РЅР° занимаемое жилое помещение подлежит удовлетворению.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений прав истца со стороны администрации Лихославльского района Тверской области, администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРє Полещикова Михаила Леонидовича Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «КРЛЗ-Рнвест» удовлетворить.
Признать за Полещиковым Михаилом Леонидовичем право на приватизацию жилой комнаты, расположенной по адресу <адрес> площадью 27,7 кв.м.
Признать в порядке приватизации за Полещиковым Михаилом Леонидовичем право собственности на занимаемую им жилую комнату под номером №, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 27,7 кв.м.
В удовлетворении требовании к Администрации Лихославльского района Тверской области, администрации п. Калашниково Лихославльского района Тверской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца с момента его вынесения.
Судья: П.Е. Верещагин
дело № 2-434/2012
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
27.12.2012 г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Верещагина П.Е.,
при секретаре Кузнецовой Л.В.,
СЃ участием представителя истца – адвоката Сафронова Рњ.Рђ. ордер 00004748, представителя ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Михеевой Р.Рџ.
рассмотрел РІ открытом судебном заседании РІ Рі. Лихославль гражданское дело в„– 2-434/2012 РїРѕ РёСЃРєСѓ Полещикова Михаила Леонидовича Рє РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», администрации Лихославльского района Тверской области, администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Рѕ признании права РЅР° приватизацию жилого помещения, признании права собственности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации РЅР° жилую комнату,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец Полещиков Рњ.Р›. обратился РІ Лихославльский районный СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области Рѕ признании права РЅР° приватизацию жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, обязывании РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» передать, Р° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области принять указанное жилое помещение РІ муниципальную собственность. Обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области заключить СЃ РЅРёРј РґРѕРіРѕРІРѕСЂ социального найма жилого помещения Рё передать указанное помещение РІ его собственность РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
РЎРІРѕРё требования истец мотивировал тем, что проживает РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј жилом помещении СЃ 1994 РіРѕРґР°. Указанное помещение предоставлялось РІ качестве места РІ общежитии РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ работой РЅР° Калашниковском электроламповом заводе. Занимаемое РёРј жилое помещение состоит РёР· 1 комнаты площадью 27,7 РєРІ.Рј. Р’ настоящий момент статус общежития Сѓ здания фактически утрачен, поскольку жилая площадь предоставлена без мебели, обслуживающий персонал отсутствует, проживают лица, РЅРµ находящиеся РІ трудовых отношениях СЃ предприятием. Плата Р·Р° жилье Рё коммунальные услуги вносится РІ кассу собственника здания РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» РІ соответствии СЃ тарифами, установленными для муниципального Рё государственного жилья РїРѕ договорам социального найма. Рстец обращался СЃ заявлениями Рѕ заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° приватизации Рє собственнику жилого здания РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», однако, РІ устном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ удовлетворении заявления было отказано. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении истец указал, что РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» является собственником здания РІ нарушение СЃС‚.1 Указа Президента Р Р¤ РѕС‚ 10 января 1993 РіРѕРґР° в„–8 «Об использовании объектов социально-культурного Рё коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Р° также СЃС‚. 30 Федерального закона «О приватизации государственного Рё муниципального имущества» РѕС‚ 21 декабря 2001 РіРѕРґР° в„–178-ФЗ, поскольку согласно указанных РЅРѕСЂРј жилищный фонд запрещено включать РІ состав приватизируемого имущества. Вместе СЃ тем, РїРѕ мнению истца, включение здания, РІ котором располагается СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение, РІ состав приватизируемого предприятием имущества СЃ учетом положения СЃС‚. 18 указанного Закона, Р° также Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24 августа 1993 РіРѕРґР° «О некоторых вопросах применения СЃСѓРґР° Закона Р Р¤ «О приватизации жилищного фонда РІ РФ» РЅРµ влияет РЅР° его право РЅР° приватизацию. Федеральным законом РѕС‚ 29 декабря 2004 РіРѕРґР° «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» изменен статус общежитий, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям Рё переданы РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ собственность. Рљ отношениями, связанным СЃ пользованием таких помещений применяются положения Жилищного кодекса Р Р¤ Рѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ социального найма. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, истец РїСЂРѕСЃРёР» признать Р·Р° РЅРёРјРё право РЅР° приватизацию жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу <адрес> общей площадью 27,7 РєРІ.Рј, обязать РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» передать, Р° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рї. Калашниково Лихославльского района Тверской области принять указанное жилое помещение РІ муниципальную собственность. Обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рї. Калашниково Лихославльского района Тверской области заключить СЃ РЅРёРј РґРѕРіРѕРІРѕСЂ социального найма жилого помещения Рё передать указанное помещение РІ его собственность РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
В последующем истец уточнил свои требования, просил признать право на приватизацию занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, признать за ним право собственности в порядке приватизации на указанную жилую комнату.
Р’ судебное заседание истец РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» дело рассмотреть РІ его отсутствии. Р’ С…РѕРґРµ предыдущих судебных заседаний, поддержал уточненные исковые требований, РїРѕ доводам, изложенным РІ первоначальном РёСЃРєРµ. Дополнительно указал, что занимает жилые помещения соответствующие номерам 2,3,4,5 страницы 1 плана БТР.
В судебном заседании представитель истцов – адвокат Сафронов М.А. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Михеева Р.Рџ. РІ судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ помещение РЅРµ относится РЅРё Рє муниципальному, РЅРё Рє государственному жилищному фонду, так как принадлежит РЅР° законных основаниях РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» создано 17 февраля 2003 РіРѕРґР° Рё зарегистрировано РІ установленному законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что подтверждается свидетельством Рѕ государственной регистрации юридического лица. Таким образом, РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ являлось РЅРё государственным, РЅРё муниципальным предприятием Рё РЅРµ меняло СЃРІРѕСЋ форму собственности. Занимаемое истцом помещение, расположено РІ здании именуемым общежитием «Бывшая РЁР РњВ» относящимся Рє частному жилому фонду, поскольку приобретено собственниками РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Сѓ прежнего собственника Р·Р° счет собственных средств Рё РЅРµ может относиться РЅРё Рє государственному, РЅРё муниципальному жилому фонду. Р’ настоящий момент, согласно имеющей документации, здание РЅРµ утратило статуса общежития. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, РїРѕ мнению представителя ответчика, признание СЃСѓРґРѕРј того, что жилое помещение РЅРµ отвечает признакам общежития, является изменением статуса жилого помещения, что РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ компетенцию СЃСѓРґР° Рё РЅРµ предоставлено законом. Указывает, что общежитие представлено истцу только 1994, то есть после приватизации Калашниковского электролампового завода, Р° значит РѕРЅ вселялся РІ частный жилой фонд, РІ этой СЃРІСЏР·Рё комната РЅРµ может РёРј передаваться РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма, Р° соответственно право собственности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации Сѓ него РЅРµ возникает, поскольку сложившиеся правовые отношению фактически являются РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј коммерческого найма жилья. Здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> СЃ момента постройки РЅРµ являлось жилым, Р° было вечерней школой. Перевод РёР· нежилого РІ жилое РЅРµ осуществлялся. Назначение здания как жилое, впервые указано РїСЂРё государственной регистрации права 29 октября 2002 РІ отношении РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод».
Ответчик - администрация городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в судебное заседание представила отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, против удовлетворения требований не возражала.
Ответчик - администрация Лихославльского района Тверской области, привлеченная к участию в деле определением от 27 ноября 2012, в судебное заседание представила отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, против удовлетворения требований не возражала.
РЎСѓРґРѕРј, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием возражений представителя истца, представителя ответчика РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» Рё РЅР° основании СЃС‚.167 ГПК Р Р¤ определено рассмотреть дело РІ отсутствие истца, ответчиков администрация РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области, администрация Лихославльского района Тверской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истец Полещиков М.Л. зарегистрирован и проживает в комнате № общей площадью 27,7 кв.м расположенной в здании общежития по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено 28 марта 1994 года. Факт прописки и проживания истца в указанном жилом помещении подтверждается отметками о регистрации по месту жительства в их паспорте, карточками прописки, а также справкой, представленной ответчиком.
Р’ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ право истца Полещикова Рњ.Р›. РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение РЅРµ оспаривалось, РІ силу СЃС‚. 13 Федерального закона «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» истец РЅРµ может быть выселены РёР· него без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения. Рстец длительное время проживает РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј жилом помещении, оплачивают Р·Р° него квартплату, то есть фактически занимает указанное жилое помещение РЅР° условиях РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° социального найма.
Доказательств того, что истец занимает спорное жилое помещение на условиях, отличных от договора социального найма жилого помещения, ответчиком в суд при разрешении спора представлено не было.
Каких-либо фактических данных, подтверждающих неправомерность вселения истца в спорное жилое помещение ответчиком также не представлено. Напротив, действия ответчика свидетельствуют о том, что ему известно о регистрации истца по месту жительства, право на пользование жилым помещением не оспаривает, на протяжении длительного времени взимает плату за указанное жилое помещение.
Как установлено в ходе судебного разбирательства здание общежития (бывшая ШРМ), построенное в 1902 году, до приватизации находилось на балансе «Калашниковского электролампового завода».
Согласно плану приватизации, утвержденному председателем Комитета по управлению имуществом Тверской области от 4 ноября 1992 вошло в состав имущества ОАО «Калашниковский электроламповый завод», о чем 29 октября 2002 года сделана запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
РћРђРћ «Калашниковски электроламповый завод» РѕС‚ 14 февраля 2003 принято решение Рѕ создании РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». Рћ создании указанного юридического лица 17 февраля 2003 внесена запись РІ ЕГРЮ. Согласно уставу РћРћРћ «КРР›-Рнвест», единственным учредителем указанного юридического лица является РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод», который образует уставной капитал РІ размере 49 500 000 рублей, что является 100% размером уставного капитала. Уставной капитал РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» сформирован, РІ том числе, путем передачи имущества РѕС‚ РћРђРћ «Калашниковский электроламповый завод» РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». Р’ состав имущества РІРЅРѕРІСЊ созданного юридического лица вошло общежитие (бывшая РЁР Рњ), расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается Рї.11 акта приема-передачи основных средств РѕС‚ 17 февраля 2003 РіРѕРґР°. 3 апреля 2003 РіРѕРґР° РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест» зарегистрировало СЃРІРѕРµ право собственности РЅР° объект недвижимого имущества, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>.
Таким образом, РёР· материалов дела следует, что РІ настоящий момент здание общежития расположенное РїРѕ адресу: <адрес>. является собственностью РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест», Рё РїСЂРё приватизации государственного предприятия РЅРµ было передано РІ муниципальную собственность.
При рассмотрении дела ответчик, возражая относительно заявленного иска, ссылается на то, что спорное помещение не передано в муниципальную собственность, не является жилым, поскольку из имеющихся в деле доказательств усматривается, что в установленном законом порядке здание из нежилого в жилое не переводилось.
Суд полагает, что указанная позиция ответчика основана на неверном толковании закона. То обстоятельство, что жилое помещение, находящееся в общежитии, ранее принадлежавшем государственному предприятию, при реорганизации предприятия не было передано в муниципальную собственность, не может явиться препятствием к реализации гражданином своего права на приватизацию такого жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСРот 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находился.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР«О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 года N 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, а также статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которой предусмотрено право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 предусмотрено, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно, в силу прямого указания закона.
Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятия и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
По смыслу приведенной нормы, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений, что подтверждается справки из обособленного подразделения г. Лихославль ГУП «Тверское областное бюро технической инвентаризации». В спорном жилом помещении по месту жительства был непрерывно зарегистрирован с 1994 года. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии со ст.62 ЖК РФ приватизировать можно жилое помещение, которое отвечает требованиям, предъявляемым к договору социального найма жилого помещения. В частности, самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, вправе приватизировать занимаемое жилое помещение с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
Довод представителя ответчика, что занимаемое истцом помещение является нежилым, является необоснованным.
Согласно плану БТР, имеющемуся РІ материалах дела помещение в„–2,3,4,5 первого этажа здания имеющее размеры 27,7 РєРІ.Рј является жилым.
В ходе судебного заседания истцы пояснили, что проживают в комнате №, что соответствует помещению №2,3,4,5 плана БТРпервого этажа здания. Указанный факт ответчиком не оспаривался.
Действия ответчика также свидетельствует, о том, что спорное помещение он рассматривает в качестве жилого, поскольку взимает платежи как при заключенном договоре социального найма.
РР· документов, полученных РІ архиве Администрации Лихославльского района Тверской области, представленных ответчиком СЃСѓРґСѓ, следует, что сведений Рѕ переводе указанного здания РёР· нежилого РІ жилое, установления РїРѕ данному зданию статуса общежития РЅРµ найдено. Указанное обстоятельство РЅРµ влияет РЅР° определение статуса СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ помещения РІ качестве жилого. РљСЂРѕРјРµ того, согласно свидетельству Рѕ государственной регистрации права, здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> является общежитием.
Таким образом, РЎСѓРґРѕРј установлено, что здание, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> входило РІ государственный жилищный фонд, находилось РІ хозяйственном ведении Калашниковского электролампового завода, Р° после приватизации предприятия перешло РІ ведение правопреемника – РћРћРћ «КРЛЗ-Рнвест». РџСЂРё приватизации предприятия указанное здание общежития РЅРµ было передано РІ муниципальный жилой фонд РІ нарушение требований приведенных выше положений закона, что РЅРµ может ущемлять право истца РЅР° приватизацию занимаемого РёРј жилого помещения. Рстец РІ здании общежития занимает жилое помещение - изолированную комнату РїРѕРґ номером в„– общей площадью 27,7 РєРІ.Рј, РЅР° законных основаниях, пользуется данным жилым помещением РЅР° условиях социального найма. Занимаемое жилое помещение представляет СЃРѕР±РѕР№ отдельную изолированную комнату, которая РёРЅРѕРіРѕ целевого назначения, РєСЂРѕРјРµ как использование для проживания, РЅРµ имеет. Ранее истец право РЅР° приватизацию жилья РЅРµ использовал. РџСЂРё данных обстоятельствах СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что истец имеет право РЅР° приобретение РІ собственность занимаемого жилого помещения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требование истца Рѕ признании Р·Р° РЅРёРј права собственности РЅР° занимаемое жилое помещение подлежит удовлетворению.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений прав истца со стороны администрации Лихославльского района Тверской области, администрации городского поселения поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРє Полещикова Михаила Леонидовича Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «КРЛЗ-Рнвест» удовлетворить.
Признать за Полещиковым Михаилом Леонидовичем право на приватизацию жилой комнаты, расположенной по адресу <адрес> площадью 27,7 кв.м.
Признать в порядке приватизации за Полещиковым Михаилом Леонидовичем право собственности на занимаемую им жилую комнату под номером №, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 27,7 кв.м.
В удовлетворении требовании к Администрации Лихославльского района Тверской области, администрации п. Калашниково Лихославльского района Тверской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца с момента его вынесения.
Судья: П.Е. Верещагин