Дело № 2-146/2021
УИД 36RS0019-01-2021-000251-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 05 апреля 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Зигуновой Е.Н.,
при секретаре Пасленовой Н.В.,
с участием истца ст. помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области – Безмельницыной Е.В.,
представителя ответчика – КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» Кузнецовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Татьяны Николаевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Т.Н., обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Качалкина Татьяна Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период времени с 27.02.1984 по 28.10.1986 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 3, в период времени с 11.03.1987 по 22.12.1987 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 2, в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 г.г. работа в должности воспитателя детского сада колхоза «Родина», в период времени с 02.02.2004 по 06.09.2004 работала в должности воспитателя детского сада МОУ Кантемировская основная общеобразовательная школа, с 07.09.2004 по 29.09.2006 г.г. работа в должности воспитателя МДОУ Кантемировский детский сад № 4, в период с 29.01.2014 по 08.05.2015 работала в должности воспитателя МКДОУ Кантемировский детский сад №1. Качалкина Т.Н. зарегистрирована и проживает в сельской местности, в жилом доме, расположенном по адресу р.<адрес>, имеет стаж работы в должности педагогического работника свыше 10 лет. Качалкина Т.Н., 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» за назначением ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный слуг по категории педагогический работник государственных образовательных учреждений Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» Качалкиной Т.Н. в назначении указанной выше компенсации было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, так как в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 Качалкина Т.Н. работа в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. ведомственном образовательном учреждении. Указанный отказ является незаконным и нарушает социальные права Качалкиной Т.Н.
Качалкина Т.Н. 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» с письменным заявлением о предоставлении ей социальной поддержки. Решением директора КУ ВО «УСЗН Кантемировского района от 13.01.2021 №27 в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику Качалкиной Т.Н. было отказано в связи с отсутствием стажа работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. КУ ВО «УСЗН Кантемировского района» в стаж, дающий право на предоставление указанных мер социальной поддержки, не были включены периоды работы в ведомственном образовательном учреждении. При таких обстоятельствах, Качалкина Т.Н., имеющая стаж педагогический деятельности в образовательных учреждениях в сельской местности работы свыше 10 лет, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, в связи с чем, отказ в предоставлении ей указанных мер социальной поддержки является незаконным.
В связи с изложенным просит в судебном порядке признать за Качалкиной Татьяной Николаевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет и проживающему там же; признать отказ Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» в предоставлении Качалкиной Т.Н. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения не правомерным; обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» назначить Качалкиной Т.Н. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с 13.01.2021.
В судебное заседание истец Качалкина Т.Н. не явилась о дате и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом, письменным заявлением адресованным суду, просила дело рассмотреть в её отсутствии, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д. 41)
Представитель истца ст. помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области – Безмельницына Е.В., в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика – КУ ВО «УСЗН Кантемировского района» Кузнецова Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, возражая против их удовлетворения, представив суду письменные возражения по иску Качалкиной Т.Н., из которых следует, что дошкольное учреждение, в котором работала истица не являлось государственным или муниципальным образовательным учреждением, учреждение принадлежало колхозу «Родина» (л.д. 42).
В судебное заседание представитель третьего лица – Департамента социальной защиты Воронежской области ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 39), возражая против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве от 02.04.2021 года за № 01-04/442 (л.д. 38-39), из содержания которого следует, что истец с 1987года по 1997год работала в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. в ведомственном образовательном учреждении, данный период не может быть зачтен в стаж работы, необходимый для назначения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вследствие чего, стаж педагогической работы у истицы менее 10 лет. Следовательно Качалкина Т.Н. право на предоставление установленных мер социальной поддержки для педагогических работников сельской местности не имеет.
Выслушав представителя истца Безмельницыну Е.В., представителя ответчика Кузнецову Е.Ю., изучив материалы дела, суд находит заявленные Качалкиной Т.Н. исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Качалкина Т.Н. с 27.02.1984 по 28.10.1986 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 3, с 11.03.1987 по 22.12.1987 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 2, с 22.12.1987 по 01.11.1997 г.г. работа в должности воспитателя детского сада колхоза «Родина», с 02.02.2004 по 06.09.2004 работала в должности воспитателя детского сада МОУ Кантемировская основная общеобразовательная школа, с 07.09.2004 по 29.09.2006 г.г. работа в должности воспитателя МДОУ Кантемировский детский сад № 4, с 29.01.2014 по 08.05.2015 работала в должности воспитателя МКДОУ Кантемировский детский сад № 1, имеет педагогический стаж работы свыше 10 лет. (л.д. 15-23, 24-28). Качалкина Т.Н. зарегистрирована и проживает в сельской местности, по адресу: <адрес>. (л.д. 12) Качалкина Т.Н. 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» за назначением ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный слуг по категории педагогический работник государственных образовательных учреждений Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), ответчиком ей в назначении указанной выше компенсации было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, так как в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 Качалкина Т.Н. работа в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. ведомственном образовательном учреждении (л.д. 10). Истец указывает, что при обращении 13 января 2021г. в КУВО «УСЗН Кантемировского района» о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогу, работающему и проживающему в сельской местности, решением от 13 января 2021г. ей было отказано в предоставлении указанных льгот, что подтверждается решением КУВО УСЗН Кантемировского района» от 13 января 2021г. № 27 (л.д. 10).
Определяя закон, подлежащий к применению к периоду работы истца с 22.12.1987г. по 01.11.1997г. в колхозе «Родина», суд приходит к следующему.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу положений ч. 8 ст. 47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
Согласно абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, в Законе РФ «Об образовании» предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности не ставилось в зависимость от принадлежности к тому или иному виду образовательной организации (государственная, муниципальная, ведомственная).
Пунктом 30 ст. 16 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №439-ФЗ от 29.12.2010, акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 90 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), также в случае выхода на пенсию, если они проработали не менее 10 лет и проживают там.
Как следует из ст. 2 Закона Воронежской области №109-ОЗ от 24.09.2018 гражданам предпенсионного возраста, которым законодательством Воронежской области предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в связи с выходом на пенсию (в том числе досрочно), указанные меры социальной поддержки при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин либо ранее достижения указанного возраста при наличии права на пенсию в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и (или) Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, сохраняются.
Предоставление мер социальной поддержки предусматривает заявительный порядок назначения.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», в целях улучшения жилищно-бытовых условий за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 r. № 437, от 24 января 1985 г. № 85, и другими.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции Ф3 от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
На территории Воронежской области меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Воронежской области от 14 ноября 2008г. № 103-ОЗ (в редакции Закона Воронежской области от 24 января 2011 г. № 15-ОЗ) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (далее - Закон).
До 01 февраля 2011 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с принятием Закона Воронежской области от 24 января 2011 г. № 15-ОЗ «О внесении изменений и Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Воронежской области», с 01 февраля 2011г., предусмотрены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (услуг по теплоснабжению (отоплению) и освещению) отдельных категорий граждан, проживающих и осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности, а также определяются условия, форма и порядок предоставления таких мер социальной поддержки (ст. 88).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 89 Закона, меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой предоставляются педагогическим и медицинским работникам государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно ч. 4 ст. 90 Закона для категорий граждан, указанных в статье 89 настоящего Закона Воронежской области, проживающих по состоянию на 1 января 2011 года в реорганизованных населенных пунктах городского округа город Воронеж, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 статьи 88 настоящего Закона Воронежской области. В случае выезда на новое постоянное место жительства за пределы реорганизованных населенных пунктов городского округа город Воронеж, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от 24 декабря 2010 года № 136-ОЗ «О реорганизации территориальных единиц городского округа город Воронеж в форме их присоединения к городу Воронежу», после 1 января 2011 года, граждане утрачивают право на получение данных мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями указанного Закона педагогическим работникам предоставляются денежные компенсации в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе на пользование жилым помещением (наем); содержание и ремонт жилого помещения проживающим в жилищном фонде всех форм собственности, за исключением индивидуальных, жилых домов, находящихся в частной собственности; теплоснабжение (отопление) жилого помещения; приобретение твердого топлива (угля или дров) с учетом расходов на его доставку проживающим в домах с печным отоплением; освещение жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Воронежской области, производится за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанная позиция законодателя нашла свое отражение и в действующем Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных и государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерацию и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данные обстоятельства также подтверждены правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 04 декабря 2007г. № 958-О-О, от 01 апреля 2008г. № 480-О-П. Из указанных норм следует, что получение указанные льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Качалкина Т.Н. более десяти лет является педагогическим работником образовательных учреждений, в связи с чем у нее возникло право на получение указанных льгот, как педагогический работник образовательного учреждения, работающий в сельской местности.
В связи с вышеизложенным суд считает, что поскольку у истца возникло право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, действовавшим Законом Российской Федерации «Об образовании», а также действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, то факт того, что она работала в детских садах, не являющихся государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
В связи с чем, суд находит правильным удовлетворить исковые требования прокурора в защиту интересов Качалкиной Т.Н. в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Татьяны Николаевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.
Признать за Качалкиной Татьяной Николаевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет и проживающему там же.
Признать отказ Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» в предоставлении Качалкиной Т.Н. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения не правомерным.
Обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» назначить Качалкиной Т.Н. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с 13.01.2021года.
Взыскать с Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района», ИНН 3612009630, дата регистрации 09.10.2013 года, расположенного по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Мира, д. 1, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» об исполнении настоящего решения не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить в Кантемировский районный суд Воронежской области и Качалкиной Т.Н..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Н. Зигунова
Дело № 2-146/2021
УИД 36RS0019-01-2021-000251-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кантемировка 05 апреля 2021 года
Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Зигуновой Е.Н.,
при секретаре Пасленовой Н.В.,
с участием истца ст. помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области – Безмельницыной Е.В.,
представителя ответчика – КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» Кузнецовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Татьяны Николаевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Т.Н., обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Качалкина Татьяна Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период времени с 27.02.1984 по 28.10.1986 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 3, в период времени с 11.03.1987 по 22.12.1987 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 2, в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 г.г. работа в должности воспитателя детского сада колхоза «Родина», в период времени с 02.02.2004 по 06.09.2004 работала в должности воспитателя детского сада МОУ Кантемировская основная общеобразовательная школа, с 07.09.2004 по 29.09.2006 г.г. работа в должности воспитателя МДОУ Кантемировский детский сад № 4, в период с 29.01.2014 по 08.05.2015 работала в должности воспитателя МКДОУ Кантемировский детский сад №1. Качалкина Т.Н. зарегистрирована и проживает в сельской местности, в жилом доме, расположенном по адресу р.<адрес>, имеет стаж работы в должности педагогического работника свыше 10 лет. Качалкина Т.Н., 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» за назначением ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный слуг по категории педагогический работник государственных образовательных учреждений Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» Качалкиной Т.Н. в назначении указанной выше компенсации было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, так как в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 Качалкина Т.Н. работа в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. ведомственном образовательном учреждении. Указанный отказ является незаконным и нарушает социальные права Качалкиной Т.Н.
Качалкина Т.Н. 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» с письменным заявлением о предоставлении ей социальной поддержки. Решением директора КУ ВО «УСЗН Кантемировского района от 13.01.2021 №27 в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику Качалкиной Т.Н. было отказано в связи с отсутствием стажа работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. КУ ВО «УСЗН Кантемировского района» в стаж, дающий право на предоставление указанных мер социальной поддержки, не были включены периоды работы в ведомственном образовательном учреждении. При таких обстоятельствах, Качалкина Т.Н., имеющая стаж педагогический деятельности в образовательных учреждениях в сельской местности работы свыше 10 лет, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, в связи с чем, отказ в предоставлении ей указанных мер социальной поддержки является незаконным.
В связи с изложенным просит в судебном порядке признать за Качалкиной Татьяной Николаевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет и проживающему там же; признать отказ Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» в предоставлении Качалкиной Т.Н. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения не правомерным; обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» назначить Качалкиной Т.Н. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с 13.01.2021.
В судебное заседание истец Качалкина Т.Н. не явилась о дате и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом, письменным заявлением адресованным суду, просила дело рассмотреть в её отсутствии, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д. 41)
Представитель истца ст. помощника прокурора Кантемировского района Воронежской области – Безмельницына Е.В., в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика – КУ ВО «УСЗН Кантемировского района» Кузнецова Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, возражая против их удовлетворения, представив суду письменные возражения по иску Качалкиной Т.Н., из которых следует, что дошкольное учреждение, в котором работала истица не являлось государственным или муниципальным образовательным учреждением, учреждение принадлежало колхозу «Родина» (л.д. 42).
В судебное заседание представитель третьего лица – Департамента социальной защиты Воронежской области ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 39), возражая против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве от 02.04.2021 года за № 01-04/442 (л.д. 38-39), из содержания которого следует, что истец с 1987года по 1997год работала в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. в ведомственном образовательном учреждении, данный период не может быть зачтен в стаж работы, необходимый для назначения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вследствие чего, стаж педагогической работы у истицы менее 10 лет. Следовательно Качалкина Т.Н. право на предоставление установленных мер социальной поддержки для педагогических работников сельской местности не имеет.
Выслушав представителя истца Безмельницыну Е.В., представителя ответчика Кузнецову Е.Ю., изучив материалы дела, суд находит заявленные Качалкиной Т.Н. исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Качалкина Т.Н. с 27.02.1984 по 28.10.1986 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 3, с 11.03.1987 по 22.12.1987 г.г. работала в должности воспитателя Кантемировского ясли-сада № 2, с 22.12.1987 по 01.11.1997 г.г. работа в должности воспитателя детского сада колхоза «Родина», с 02.02.2004 по 06.09.2004 работала в должности воспитателя детского сада МОУ Кантемировская основная общеобразовательная школа, с 07.09.2004 по 29.09.2006 г.г. работа в должности воспитателя МДОУ Кантемировский детский сад № 4, с 29.01.2014 по 08.05.2015 работала в должности воспитателя МКДОУ Кантемировский детский сад № 1, имеет педагогический стаж работы свыше 10 лет. (л.д. 15-23, 24-28). Качалкина Т.Н. зарегистрирована и проживает в сельской местности, по адресу: <адрес>. (л.д. 12) Качалкина Т.Н. 13.01.2021 обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» за назначением ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальный слуг по категории педагогический работник государственных образовательных учреждений Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающий и проживающий в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), ответчиком ей в назначении указанной выше компенсации было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, так как в период времени с 22.12.1987 по 01.11.1997 Качалкина Т.Н. работа в должности воспитателя в детском саду колхоза «Родина», т.е. ведомственном образовательном учреждении (л.д. 10). Истец указывает, что при обращении 13 января 2021г. в КУВО «УСЗН Кантемировского района» о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогу, работающему и проживающему в сельской местности, решением от 13 января 2021г. ей было отказано в предоставлении указанных льгот, что подтверждается решением КУВО УСЗН Кантемировского района» от 13 января 2021г. № 27 (л.д. 10).
Определяя закон, подлежащий к применению к периоду работы истца с 22.12.1987г. по 01.11.1997г. в колхозе «Родина», суд приходит к следующему.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу положений ч. 8 ст. 47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
Согласно абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, в Законе РФ «Об образовании» предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности не ставилось в зависимость от принадлежности к тому или иному виду образовательной организации (государственная, муниципальная, ведомственная).
Пунктом 30 ст. 16 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №439-ФЗ от 29.12.2010, акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 90 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), также в случае выхода на пенсию, если они проработали не менее 10 лет и проживают там.
Как следует из ст. 2 Закона Воронежской области №109-ОЗ от 24.09.2018 гражданам предпенсионного возраста, которым законодательством Воронежской области предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в связи с выходом на пенсию (в том числе досрочно), указанные меры социальной поддержки при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин либо ранее достижения указанного возраста при наличии права на пенсию в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и (или) Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, сохраняются.
Предоставление мер социальной поддержки предусматривает заявительный порядок назначения.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», в целях улучшения жилищно-бытовых условий за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 r. № 437, от 24 января 1985 г. № 85, и другими.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции Ф3 от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
На территории Воронежской области меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Воронежской области от 14 ноября 2008г. № 103-ОЗ (в редакции Закона Воронежской области от 24 января 2011 г. № 15-ОЗ) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (далее - Закон).
До 01 февраля 2011 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с принятием Закона Воронежской области от 24 января 2011 г. № 15-ОЗ «О внесении изменений и Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Воронежской области», с 01 февраля 2011г., предусмотрены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (услуг по теплоснабжению (отоплению) и освещению) отдельных категорий граждан, проживающих и осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности, а также определяются условия, форма и порядок предоставления таких мер социальной поддержки (ст. 88).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 89 Закона, меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой предоставляются педагогическим и медицинским работникам государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно ч. 4 ст. 90 Закона для категорий граждан, указанных в статье 89 настоящего Закона Воронежской области, проживающих по состоянию на 1 января 2011 года в реорганизованных населенных пунктах городского округа город Воронеж, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 статьи 88 настоящего Закона Воронежской области. В случае выезда на новое постоянное место жительства за пределы реорганизованных населенных пунктов городского округа город Воронеж, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от 24 декабря 2010 года № 136-ОЗ «О реорганизации территориальных единиц городского округа город Воронеж в форме их присоединения к городу Воронежу», после 1 января 2011 года, граждане утрачивают право на получение данных мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями указанного Закона педагогическим работникам предоставляются денежные компенсации в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе на пользование жилым помещением (наем); содержание и ремонт жилого помещения проживающим в жилищном фонде всех форм собственности, за исключением индивидуальных, жилых домов, находящихся в частной собственности; теплоснабжение (отопление) жилого помещения; приобретение твердого топлива (угля или дров) с учетом расходов на его доставку проживающим в домах с печным отоплением; освещение жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Воронежской области, производится за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанная позиция законодателя нашла свое отражение и в действующем Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных и государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерацию и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данные обстоятельства также подтверждены правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 04 декабря 2007г. № 958-О-О, от 01 апреля 2008г. № 480-О-П. Из указанных норм следует, что получение указанные льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Качалкина Т.Н. более десяти лет является педагогическим работником образовательных учреждений, в связи с чем у нее возникло право на получение указанных льгот, как педагогический работник образовательного учреждения, работающий в сельской местности.
В связи с вышеизложенным суд считает, что поскольку у истца возникло право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, действовавшим Законом Российской Федерации «Об образовании», а также действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, то факт того, что она работала в детских садах, не являющихся государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
В связи с чем, суд находит правильным удовлетворить исковые требования прокурора в защиту интересов Качалкиной Т.Н. в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кантемировского района Воронежской области в интересах Качалкиной Татьяны Николаевны к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.
Признать за Качалкиной Татьяной Николаевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет и проживающему там же.
Признать отказ Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» в предоставлении Качалкиной Т.Н. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения не правомерным.
Обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» назначить Качалкиной Т.Н. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с 13.01.2021года.
Взыскать с Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района», ИНН 3612009630, дата регистрации 09.10.2013 года, расположенного по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Мира, д. 1, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Кантемировского района» об исполнении настоящего решения не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить в Кантемировский районный суд Воронежской области и Качалкиной Т.Н..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Н. Зигунова