Дело № 2-217/16
строка № 22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» января 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Багрянской В.А.,
с участием: представителя истца Бобровникова А.З. по ордеру адвоката Сычевой Н.В., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Наливкиной С.С.,
в отсутствие истца - Суханова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова ФИО7 к администрации городского округа город Воронеж о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является нанимателем жилого помещения - комнаты № <адрес>, общей площадью 12,30 кв.м. Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу предоставлено не было, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец – Суханов С.Н. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, в заявлении в суд просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по ордеру адвокат Сычева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Наливкина С.С. исковые требования не признала.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 40, 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РР по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела, истец является нанимателем комнаты № по <адрес>, общей площадью 12,30 кв.м.
Жилой <адрес> находится в муниципальной собственности, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось и считается судом установленным обстоятельством на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом (общежитие) признан непригодным для постоянного проживания. Согласно выписке из акта обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ., деревянные конструкции дома поражены и в разной степени разрушены различными дереворазрушающими грибами; потолки, лаги, полы подгнили; местами имеются следы обрушения потолочных перекрытий.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению жилищного фонд Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени переселение истца ответчиком не произведено.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 5).
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что истец проживает в вышеуказанном помещении; истцу на праве собственности принадлежит 2/135 доли земельного участка в <адрес>, другой недвижимости за ним не зарегистрировано.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №551-О-О от 12.04.2011г., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдений общих требований жилищного законодательства применительно к представлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с часть 3 ст. 40 Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) иных законодательных актов оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие,- реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 85 ЖК РФ, определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, выселяемым из непригодного для проживания жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, лицом, обязанным осуществить переселение граждан из указанных помещений, является наймодатель, в данном случае - администрация городского округа г. Воронеж.
На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Ссылку представителя ответчика о том, что истец не принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, и не признание его относящимся к категории малоимущих граждан, в связи с чем он не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска, суд считает не состоятельной.
Факт отсутствия истца в очереди нуждающихся в жилье при том, что он проживает в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным, а доказательств обратного суду представлено не было, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилья, поскольку по смыслу положений ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование, и бремя содержания которого ложится на него.
Как следует из пояснений представителя истца, истец длительное время проживают в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, а доказательств обратного суду не представлено, чем грубо нарушается его право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Сведений о включении указанного жилого дома в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № суду не представлено.
Между тем, даже если дом включен в указанную программу это свидетельствует лишь о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в жилых помещения, признанных непригодными.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Переселение истца составляет его выселение из непригодного для проживания жилого помещения и вселение в иное благоустроенное жилое помещение, что должно быть произведено одновременно.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Суханову ФИО8 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Дело № 2-217/16
строка № 22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» января 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Багрянской В.А.,
с участием: представителя истца Бобровникова А.З. по ордеру адвоката Сычевой Н.В., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Наливкиной С.С.,
в отсутствие истца - Суханова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суханова ФИО7 к администрации городского округа город Воронеж о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является нанимателем жилого помещения - комнаты № <адрес>, общей площадью 12,30 кв.м. Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу предоставлено не было, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец – Суханов С.Н. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, в заявлении в суд просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по ордеру адвокат Сычева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Наливкина С.С. исковые требования не признала.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 40, 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами.
На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РР по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела, истец является нанимателем комнаты № по <адрес>, общей площадью 12,30 кв.м.
Жилой <адрес> находится в муниципальной собственности, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось и считается судом установленным обстоятельством на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом (общежитие) признан непригодным для постоянного проживания. Согласно выписке из акта обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ., деревянные конструкции дома поражены и в разной степени разрушены различными дереворазрушающими грибами; потолки, лаги, полы подгнили; местами имеются следы обрушения потолочных перекрытий.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению жилищного фонд Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> поручено провести переселение жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени переселение истца ответчиком не произведено.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 5).
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что истец проживает в вышеуказанном помещении; истцу на праве собственности принадлежит 2/135 доли земельного участка в <адрес>, другой недвижимости за ним не зарегистрировано.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ №551-О-О от 12.04.2011г., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдений общих требований жилищного законодательства применительно к представлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с часть 3 ст. 40 Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) иных законодательных актов оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие,- реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 85 ЖК РФ, определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, выселяемым из непригодного для проживания жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, лицом, обязанным осуществить переселение граждан из указанных помещений, является наймодатель, в данном случае - администрация городского округа г. Воронеж.
На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Ссылку представителя ответчика о том, что истец не принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, и не признание его относящимся к категории малоимущих граждан, в связи с чем он не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска, суд считает не состоятельной.
Факт отсутствия истца в очереди нуждающихся в жилье при том, что он проживает в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным, а доказательств обратного суду представлено не было, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилья, поскольку по смыслу положений ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование, и бремя содержания которого ложится на него.
Как следует из пояснений представителя истца, истец длительное время проживают в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, а доказательств обратного суду не представлено, чем грубо нарушается его право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Сведений о включении указанного жилого дома в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № суду не представлено.
Между тем, даже если дом включен в указанную программу это свидетельствует лишь о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в жилых помещения, признанных непригодными.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Переселение истца составляет его выселение из непригодного для проживания жилого помещения и вселение в иное благоустроенное жилое помещение, что должно быть произведено одновременно.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Оценивая все имеющие доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Суханову ФИО8 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья