Дело № 2- 13/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково 15 января 2020 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Архиповой А.Р.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием прокурора Борисенко С.В.,
представителя ответчика Подгурского О.П. – Летко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «15» января 2020 года гражданское дело по иску
Министерства обороны Российской Федерации к Подгурскому О.П., Подгурской М.Е. и Волковой Д.О. об устранении нарушений прав собственника жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении Подгурского О.П. без предоставления другого жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском, в котором просит прекратить право пользования Подгурского О.П., Подгурской М.Е и Волковой Д.О. жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить Подгурского О.П. из жилого помещения по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение, относящееся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и переданное на праве оперативного управления Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, было предоставлено военнослужащему Подгурскому О.П. и членам его семьи на основании ордера № от 05.07.2004г. на период прохождения ответчиком военной службы. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 34048 от 04.06.2010 №-ПМ Подгурский О.П. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части приказом от 16.06.2010 г. Бывшая супруга Подгурского О.П. и дочь Волкова Д.О. в декабре 2018 года снялись с регистрационного учета и проживают по другому адресу. Ответчику Подгурскому направлялось уведомление от 25.04.2019 г. об освобождении служебного жилого помещения, им не исполнено, что подтверждается актом фактического проживания от 19.06.2019 года.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МО РФ, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить (л.д.150).
Ответчик Подгурский О.П. извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.101), уполномочил на ведение дела представителя.
Действующая по доверенности представитель Подгурского О.П. - Летко Н.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение гражданских и социальных прав Подгурского О.П., имеющего выслугу как военнослужащего более 10 лет и уволенного по льготному основанию – организационно-штатным мероприятиям; у Подгурского О.П., заключившего первый контракт до 1 января 1998г года, право на обеспечение социальным жильем по линии Министерства обороны РФ возникло в 1999 году - по истечении 5 лет службы; вселяясь с семьей в спорную квартиру, Подгурский О.П. был уверен, что эта квартира предоставляется ему для постоянного проживания, о чем состоялось решение жилищной комиссии войсковой части, по этой причине он при увольнении не указывал, что является нуждающимся в обеспечении жильем; к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, согласно которым ответчик не может быть выселен из спорной квартиры без предоставления иного жилого помещения; иного жилья Подгурский О.П. не имеет и не имел на момент увольнения. Просила применить срок давности, полагая, что Министерством обороны данный срок нарушен, поскольку Подгурский О.П. был уволен в 2010 году и с этого времени истец знал о прекращении служебных отношений.
Ответчики Подгурская М.Е., Волкова Д.О. извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Представитель третьего лица - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ФГКУ «ЗРУЖО», исковые требования полагал подлежащими удовлетворению (л.д.99).
Представитель третьего лица – ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные истцом требования к Подгурскому О.П. законными и обоснованными, суд приходит к следующему.
Пункт "д" ст.71 Конституции РФ предусматривает, что федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе, вопросы правомерности владения и распоряжения федеральной собственностью.
В соответствии с абз.8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> была предоставлена военнослужащему Подгурскому О.П. по составу семьи с супругой Подгурской М.Е. и дочерью Подгурской Д.О. (после вступления в брак фамилия изменена на Волкову) в соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части 03006 от ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12).
Спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ по ходатайству в/ч 34048 Постановлением Главы администрации г.Тейково от 28.05.2004г. № 285 (л.д.20) и предназначена для использования в качестве служебного жилого помещения для проживания военнослужащих, передана по акту приема-передачи имущества ФГ КЭУ «43 ЭТК» (войсковая часть 62681) на баланс ФГКУ «Центральное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в соответствии с приказом МО РФ 2012 года № 1714 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Центральное ТУИО» МО РФ (л.д.21-26).
В 2004 году - в период предоставления ответчику, спорная квартира находилась в закрытом военном городке. По смыслу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
В соответствии с указанной правовой нормой в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения.
Военный городок в г.Тейково исключен из Перечня закрытых военных городков в 2012 году Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 года N 487-р. Жилищный фонд, находящийся на территории военного городка г.Тейково, за исключением ряда квартир, в том числе, и спорной квартиры, был передан в муниципальную собственность городского округа Тейково Ивановской области на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации №633 от 26.06.2015 года.
По представленным КУМИ администрации городского округа Тейково Ивановской области сведениям, спорная квартира по адресу <адрес> реестре муниципального имущества не числится, и в муниципальную собственность городского округа Тейково не передавалась (л.д. 162).
Таким образом, наличие статуса служебного жилого помещения подтверждается представленной в материалы дела копией постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о включении жилых помещений фонда Министерства обороны РФ в разряд "служебные", а доказательств утраты спорной квартирой статуса служебного жилого помещения в материалы дела не представлено. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом. Спорные жилищные правоотношения по договору найма служебного жилого помещения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, продолжались после его введения в действие, то есть являются длящимися.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 данной статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Подгурскому О.П.
Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 34048 от 04.06.2010 года, Подгурский О.П. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира войсковой части 34048 за № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 34048; согласно указанным приказам календарная выслуга составляет 18 лет 2 месяца 19 дней (л.д.17,18).
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Подгурского О.П.) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Вводного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР. Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Между тем документов, подтверждающих право Подгурского О.П. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалы дела не представлено, малоимущим Подгурский О.П. в установленном законом порядке не признан, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит и с заявлением о постановке на такой учет по настоящее время не обращался (л.д. 142).
На учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося Подгурский О.П. также не состоит - по данным ФГКУ «Западное региональное отделение» Министерства обороны РФ Подругрский О.П. за период деятельности отделения (территориальное г.Иваново) не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.139). Не представлено суду и доказательств тому, что на момент увольнения Подгурский О.П. по составу семьи с женой и дочерью (с учетом обеспеченности членов семьи) был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий по линии Министерства обороны РФ и имел право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в соответствии Федеральным Законом «О статусе военнослужащих». Ответчик Подгурский О.П. уволен с военной службы, однако вопреки требованиям закона продолжает проживать в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирован в нем по месту жительства, что установлено из акта проверки фактического проживания граждан, справки МБУ МФЦ г.о. Тейково, сведений МО МВД России «Тейковский» (л.д. 13,14,140). Разрешая требования истца, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд исходит из того, что спорная квартира была предоставлена ответчику Подгурскому О.П. в качестве служебной на период прохождения им военной службы по контракту, с прекращением которой прекращено и право пользования ответчика служебным жилым помещением, в связи с чем, он подлежит выселению из него. Предусмотренных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих выселению ответчика без предоставления другого жилого помещения, не имеется. Доводы представителя Подгурского О.П. - Летко Н.Е. о том, что Подгурский О.П., не являлся военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебным жильем, в связи с чем, имел право на получение данной квартиры как жилого помещения для постоянного проживания, и, вселяясь в спорную квартиру в 2004 году, был уверен, что данная квартира была предоставлена ему для постоянного проживания, являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании закона.
Как уже отмечалось выше, до 2012 года военный городок в м.Красные Сосны г.Тейково Ивановской области являлся закрытым военным городком, и, в соответствии с абз.8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Подгурский О.П. относился к категории военнослужащих, которым служебные жилые помещения предоставлялись на весь срок военной службы. Вселяясь в спорную квартиру и проживая в ней на протяжении 15-ти лет, Подгурский О.П. при должной внимательности и добросовестности мог и должен был знать о её статусе.
Относительно доводов представителя Подгурского О.П. о пропуске истцом срока исковой давности при подаче указанного иска, суд считает необходимым отметить, что при длящемся характере спорных правоотношений между сторонами, трехлетний срок исковой давности надлежит исчислять со дня неисполнения ответчиком направленного уполномоченным органом МО РФ требования от 25.04.2019 года (л.д.8), а потому не пропущен истцом.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес> является служебным, предусмотренных законом (частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) оснований, при которых не допускается выселение без предоставления другого жилого помещения, при рассмотрении дела не установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ о прекращении права пользования Подгурского О.П. спорным жилым помещением и выселении ответчика из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ к Подругской М.Е. и Волковой Д.Е. об устранении нарушений прав собственника в отношении спорного жилого помещения не имеется.
В судебном заседании установлено, что указанные ответчики добровольно снялись с регистрационного учета и выехали из спорного жилого помещения в декабре 2018 года, фактически проживают по другим адресам, где зарегистрированы по месту жительства. Таким образом, судом установлено, что Подгурская М.Е. и Волкова Д.Е. прекратили право пользования служебной квартирой, и с их стороны нарушений прав Министерства обороны РФ как собственника жилого помещения по адресу: <адрес> на момент подачи иска в суд не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Подгурскому О.П. об устранении нарушения прав собственника жилого помещения путём прекращения права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета удовлетворить.
Прекратить право пользования Подгурского О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Подгурского О.П. из служебного жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, сняв ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Подгурской М.Е., Волковой Д.О. об устранении прав собственника и прекращении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Архипова А.Р.