№2-495/2021
10RS0013-01-2021-000826-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации04 августа 2021 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В. Барановой,
при секретаре А.Б.Галашовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Цыганаш Т.К. о расторжении договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту истец) обратилось в суд с исковыми требованиями к Цыганаш Т.В. (далее также по тексту ответчик), согласно которым просило расторгнуть договор аренды земельного участка от 05.07.2018 №87-м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганаш Т.К., обязать Цыганаш Т.К. в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда передать земельный участок с кадастровым номером № по акту приема-передачи Министерству.
Исковые требования мотивированы тем, что между Министерством и Цыганаш Т.К. был заключен договор аренды от 05.07.2018 №87-м/20 земельного участка с кадастровым номером № площадью 4 325 кв.м. с видом разрешения использования для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 10 лет. В распоряжение Министерства поступил отчет Института леса - Обособленного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской Академии наук» «Обследование участков на территории ТСН «Северные просторы» на предмет выявления растений, занесенных в Красные книги РФ и Республики Карелия», согласно которому на территории земельного участка с кадастровым номером № выявлены охранные виды мохообразных и лихенизированных грибов (лишайников), внесенных в Красную книгу Республики Карелия, а также вид лишайника, нуждающийся в особом внимании его состоянии в природной среде Республики Карелия и рекомендованный для биологического надзора. Поскольку основным принципом охраны окружающей среды относится запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействий которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных, других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, ссылаясь на то, что использование земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку на указанном земельном участке выявлены охраняемые виды мохообразных и лихенизированных грибов (лишайников), внесенных в Красную книгу Республики Карелия, на положения статей 450, 451 Гражданского кодекса РФ, Министерство обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 23.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ТСН «Северные просторы», ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», администрация Прионежского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, полагал, что истцом не представлены доказательства того, что использование земельного участка ответчиком осуществляется с нарушением требований законодательства. Полагал, что само по себе обнаружение внесенных в Красную книгу Республики Карелия видов мохообразных и лишайников не влечет за собой безусловного расторжения договора аренды, указал, что, арендуемый Цыганаш Т.К. земельный участок не находится в пределах ТСН «Северные просторы», на территории которого проводилось обследование, по результатам которого был составлен отчет, положенный в основу иска.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в случае доказанности, что деятельность, осуществляемая ответчиком, наносит или может нанести в будущем вред редким и находящимся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, исковые требования подлежат удовлетворению. Просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства.
Представители администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, согласно которому просили рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, указали на отсутствие задолженности ответчика по внесению арендных платежей по договору аренды спорного земельного участка
Представители ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, в котором указали, что спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории Шуйского сельского поселения, указанный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о слушании дела надлежащим образом.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заслушав объяснения специалистов, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее также - Закон об охране окружающей среды) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу статьи 1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании части 1 статьи 60 Закона об охране окружающей среды в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. При этом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что 05.07.2018 между Министерством и Цыганаш Т.К. заключен договор аренды земельного участка №87-м/20, согласно условиям которого Министерство предоставило ответчику в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 325 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - «ведение личного подсобного хозяйства». Указанный договор аренды заключен сроком на 10 лет.
В соответствии с п. 4.1 договора аренды арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также использовании способами, приводящими к их порче и нарушения арендатором других условий договора. В то же время арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях (п. 4.4.5).
Вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № был передан в аренду Цыганаш Т.К. на основании акта приема-передачи земельного участка от 05.07.2018. В ЕГРН внесены сведения о Цыганаш Т.К. как об арендаторе вышеуказанного земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, Министерство ссылалось на то, что согласно отчету Института леса - Обособленного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской Академии наук» «Обследование участков на территории ТСН «Северные просторы» на предмет выявления растений, занесенных в Красные книги РФ и Республики Карелия», на территории земельного участка с кадастровым номером № выявлены охранные виды мохообразных и лихенизированных грибов (лишайников), внесенные в Красную книгу Республики Карелия, а также вид лишайника, нуждающийся в особом внимании его состоянии в природной среде Республики Карелия и рекомендованный для биологического надзора. Указанное обстоятельство, по мнению истца, является основанием для расторжения договора аренды земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев, аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) не устранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Из приложенного к иску отчета о результатах научно-исследовательских работ следует, что в 2020 года старшим научным сотрудником лаборатории ландшафтной экологи Института леса КарНЦ РАН, к.б.н. Ф.М.А.., ведущим научным сотрудником лаборатории ландшафтной экологии Института леса КарНЦ РАН, к.б.н. К.А.В.. на территории ТСН «Северные просторы» обследовались 4 лесных участка (земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №), общей площадью 1 га на наличие видов растений и грибов, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Карелия. По результатам обследования специалисты пришли к выводу о том, что на обследованной лесной территории выявлен вид мохообразных и вид лихенизированных грибов (лишайников), внесенных в Красную книгу Республики Карелия, а также 1 вид лишайника, нуждающийся в особом внимании к его состоянию в природной среде Республики Карелия и рекомендованный для биологического надзора.
В судебном заседании специалисты Ф.М.А. К.А.В.. подержали свои выводы, изложенные в отчете о результатах научно-исследовательской работы, указали что место нахождения охраняемых лишайников определено с большой погрешностью.
При этом из отчета о результатах научно-исследовательских работ следует, что специалистами проводилось обследование земельных участков, расположенных на территории ТСН «Северные просторы», однако спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен за границами ТСН «Северные просторы».
Кроме того, из отчета не следует, что на всей площади земельного участка с кадастровым номером № (площадь земельного участка составляет 4 325 кв.м. +/-46,04 кв.м.) обнаружено произрастание видов мохообразных и видов лихенизированных грибов (лишайников), внесенных в Красную книгу Республики Карелия. Также из отчета не представляется возможным определить, какие конкретные виды лишайников и мха произрастают в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №. Выявленные географические координаты произрастания мхов и лишайников не сопоставлялись с координатами характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № в системе МСК-10, что не позволяет однозначно утверждать о произрастании мхов и лишайников, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, именно на земельном участке, находящемся в аренде у ответчика.
Таким образом, вышеуказанный отчет о результатах научно-исследовательских работ однозначно не свидетельствует о произрастании занесенных в Красную книгу Республики Карелия мхов и лишайников непосредственно на земельном участке с кадастровым номером №
Иных доказательств, подтверждающих произрастание на земельном участке с кадастровым номером № мхов и лишайников, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, в нарушении положений статьи 56 ГПК РФ в условиях состязательности процесса и равноправия сторон в ходе судебного разбирательства истец не представил, ходатайство о проведении судебно-биологической экспертизы не заявил, ходатайств об истребовании доказательств в подтверждение своей позиции, самостоятельное получение которых для истца затруднительно (статья 57 ГПК РФ), суду также не заявлялось.
Одновременно истцом не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие, что использование Цыганаш Т.К. арендуемого земельного участка в соответствии с целевым видом его разрешенного использования наносит или может нанести в будущем вред редким и находящимся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 58 Федерального закона от 10.11.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В материалы дела истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального или местного значения либо о принятии компетентным органом решения о резервировании спорного земельного участка, с целью его последующего объявления особо охраняемой природной территорией.
В ходе судебного разбирательства стороной истца также не представлены доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ, для расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя.
Таким образом, учитывая вышеизложенное в совокупности, исходя из того, что истец не доказал произрастание на спорном земельном участке мхов и лишайников, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, не представил доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных законом оснований для расторжения договора аренды, принимая во внимание, что не представлены суду доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, а также, что осуществляемая ответчиком деятельность на арендуемом земельном участке наносит или может нанести в будущем вред редким и находящимся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Цыганаш Т.К. о расторжении договора аренды земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение суда составлено 06.08.2021.
№2-495/2021
10RS0013-01-2021...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...